Не будем углубляться далеко в историю1. Отметим только, что главная задача яхт-клуба как профсоюзного физкультурного центра, была четко и ясно сформулирована еще в первом уставе «Водника» (1921 г.): «развивать водный спорт и укреплять здоровье трудящихся масс». Яхт-клуб, в котором кроме парусного, вскоре были организованы гребной, плавательный и водно-моторный кружки, уже в середине 20-х годов стал центром развития всех водных видов спорта в Архангельске. Количество судов возросло, по сравнению с дореволюционным, в два с лишним раза.
Сразу после войны начинать пришлось снова — практически с нуля. Уцелело лишь несколько яхт, использовавшихся в хозяйственных целях; на них перевозили мелкие партии груза, выполняли различные поручения руководства города.
Вспоминая те тяжелые годы, М. Я. Капустина (чемпионка России 1949 г.) рассказывает: «Мы с удовольствием шли после основной работы в свой яхт-клуб. Занимались ремонтом береговых сооружений и старых судов, строили новые. Развернулась работа по подготовке яхтенных рулевых. Была пущена в ход мастерская, восстановлены эллинг, учебные аудитории. В воскресные дни звучал оркестр, устраивались танцы. Яхт-клуб был и любимым местом отдыха, и клубом здоровья».
Особый вклад в развитие парусного спорт-та внесли в те годы такие архангельские яхтсмены, как Г. П. Верховцев, Л. В. Лейцингер, С. Н. Анисимов.
Понемногу и на всесоюзной, и даже на международной арене стали появляться имена наших земляков. Прославленный экипаж «Дракона» ДСО «Труд» — Ю. Анисимов, В. Ружников, В. Афанасьев — в 1968 г. завоевал звание чемпионов Европы, в составе сборной страны был участником Олимпийской регаты.
Наши яхтсмены смогли организовать дальние спортивные плавания по Белому морю, до Варандея, на Шпицберген (о них рассказывалось в «Катерах и яхтах»). За навигацию 1985 г. яхтсменами «Водника» проведено 19 продолжительных плаваний в морских условиях, причем в составе ряда экипажей были юноши. Крейсерские яхты широко использовались и в речных походах, в том числе в плаваниях с детьми.
Под флагом «Водника» совершены два уникальных плавания, посвященных 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Яхта «Соловки» (капитан В. Степаненко) впервые в истории отечественного парусного спорта совершила плавание в Исландию. Яхта «Гренада» (капитан В. Галашев) обошла вокруг Скандинавии; второй экипаж (капитан И. Львов) перегнал яхту по внутренним водным путям из Ленинграда в Архангельск (см. «КЯ» №120).
Большую помощь и в проведении яхтенных походов, и в пополнении крейсерского флота нам неизменно оказывают партком и службы Северного ордена Ленина морского пароходства. Отрадно отметить, что в последнее время и городские органы стали гораздо больше внимания уделять вопросам организации отдыха трудящихся, развитию физкультуры и спорта. Благодаря оказанной нам поддержке удалось за короткое время приобрести 38 яхт детских и юношеских классов, что позволит шире привлекать молодежь к занятиям парусом. Тем более, что особо приглашать никого не надо — мы расположены в центре города, на виду, люди приходят к нам постоянно. И мы делаем все, чтобы каждый мог выбрать себе занятие по душе — будь то парусные гонки или водный туризм, судостроение или судомоделизм.
С. Звягин, директор яхт-клуба, председатель Архангельской федерации парусного спорта.
Примечания
1. Подробнее с историей парусного спорта в Архангельске и первого в городе яхт-клуба (Архангельского речного), на базе которого в советское время и был создан нынешний «Водник», можно познакомиться по заметке Л. Лейцингера в «КЯ» №96.