В конце минувшего года Одессу и Херсон посетила баркентина «Калиакра» — пожалуй, самый новый из всех учебных парусников мира. Он только что построен в Гданьске (ПНР), на судоверфи имени Ленина, по заказу Народной Республики Болгарии, на нем будут оморячиваться и проходить практику курсанты морских учебных заведений НРБ.
«Длина — 49, ширина — 8 метров. Скорость под парусами, площадь которых 1040 квадратных метров, при благоприятных условиях — до 18 узлов. Имеющийся двигатель мощностью в 310 л. с. позволяет «выжимать» 18 узлов. Водоизмещение судна — 392 тонны. — Кратко и четко выдает журналистам технические данные баркентины ее капитан Тома Томов. — Нельзя, конечно, сказать, что это большое судно, такое, как «Седов» или «Крузенштерн». Оно принимает на борт всего 30 курсантов. Основной целью визита мы считаем обмен опытом в деле эксплуатации учебных парусников. В советском флоте есть такой опыт использования «школы мужества» под парусами в учебном процессе. Знаем, что все необходимые для подготовки будущих моряков качества, навыки имеются у экипажа всемирно известного барка «Товарищ». Нам очень приятно, что на переходе Одесса — Херсон «Товарищ» будет сопровождать нас...»
Советские журналисты осматривают парусник.
«Калиакра» — в ней как бы встретились век нынешний и век минувший. Электроника, с максимальной точностью рассчитывающая курс и маневры судна, и паруса, лишенные какой бы то ни было механизации. Уютные каюты с кондиционированным воздухом и открытый всем морским ветрам мостик...
Несмотря на свою молодость, баркентина уже совершила рейс вокруг Европы, продемонстрировав помимо изящества, присущего парусникам, отличные мореходные качества. И здесь уже профессиональными вопросами Томова стал буквально «забрасывать» его коллега — капитан «Товарища» Олег Ванденко. Это — отнюдь не праздное любопытство: ведь те же корабелы Гданьска будут сооружать учебные парусники по заказу нашей страны.
За недолгие месяцы эксплуатации баркентина уже не раз открывалась мореходам как бы заново, демонстрировала характер: порой норовистый, взрывной, а порой — мягкий, покладистый. Можно сказать, «Калиакра» привыкала к хозяевам, а те, в свою очередь, приноравливались к ней. Сегодня болгарские моряки ловко и без страховки взбираются на 30-метровую высоту (именно такова высота мачт), хотя раньше никому из 21 члена экипажа делать это не доводилось. Правда, некоторые ставили паруса на яхтах, но это совсем иное дело. А здесь нужно было досконально освоить все — и проводку различных снастей, и технику четкого и быстрого исполнения команд в любых условиях. Все это — во время первых же рейсов, когда на борту еще нет курсантов. Первый по-настоящему учебный поход запланирован на лето 1985 г. К этому времени каждый из членов команды (средний возраст 25—26 лет) должен еще и подготовиться к тому, чтобы стать наставником, воспитателем будущих специалистов флота.
Капитан провожает нас в кают-компанию, показывая по пути столовую, просторный камбуз, складские помещения, душевую. В его жестах, словах ощущается гордость за свою замечательную баркентину, что, впрочем, и понятно: Тома Томову 34 года и «Калиакра» — первый вверенный ему корабль, к тому же — в НРБ единственный в своем роде.
«А вот и наш судовой музей, — говорит капитан, — ему, правда, всего несколько дней, мы его только что придумали...»
Самое почетное место среди экспонатов отведено горлышку от традиционной бутылки шампанского, которым «крестили» судно на верфи. Рядом фотография «крестной матери» — супруги болгарского торгпреда в ПНР Лидии Славовой. Здесь же первые газетные публикации о «Калиакре». Есть уже и живописные работы, на которых запечатлена баркентина в открытом море под всеми парусами; их автор — стармех Иван Георгиев — организатор первого в НРБ клуба крейсерских яхт. Очень интересны радиограммы — поздравления с днем рождения, поступившие едва ли не со всех парусников мира...
«Почему же все-таки "Калиакра"? Что означает название?» — интересуются журналисты.
«Вообще-то Калиакра — это название мыса на черноморском побережье, но сам-то мыс назван так в честь юной красавицы, память о которой бережно хранит прекрасная и печальная болгарская легенда, — говорит Тома Томов. — В ней запечатлены трагические времена османского ига. Помнит этот высоки!'! мыс прощальный крик девушки, не пожелавшей покинуть родину и стать рабыней. Неволе она предпочла смерть — бросилась вниз, в море».
В то воскресное утро баркентина стояла у одного из причалов Одесского морского вокзала и на фоне огромного корабля пауки «Космонавт Юрий Гагарин» казалась буквально игрушечной. На берегу — толпы провожающих.
Экипаж предельно собран, даже напряжен: как бы не повредить судно при отходе, погода была далеко пс спокойная! Капитан отдаст четкие команды, все идет превосходно — «Калиакра» плавно разворачивается в тесноте гавани. В момент прощания все моряки вышли на палубу, она засияла разноцветьем: голубые комбинезоны, ярко-красные форменные куртки.
Выходим в залив. Легкую баркентину начинает ощутимо бросать на тяжелых уже зимних волнах. Вроде бы, шторм и небольшой, а ощущается очень. В кильватер «Калиакре» пристроился «Товарищ». Он то исчезает, то появляется, однако догнать нас так и не может.
Палуба уходит из-под ног и это нам — гостям — не очень-то приятно.
— Для наших парней такая погода — удовольствие! — старается перекричать ветер капитан. Ему можно верить, ведь, как мы выяснили, практически весь экипаж увлекается яхтенным спортом. А что может быть для яхтсмена лучше свежего попутного ветра!
Поворачиваем. Ветер-попутчик становится встречным.
— Скоро войдем в канал, — успокаивает Иван Георгиев, — там станет тише.
Я интересуюсь: «Почему же его не укачивает?» Георгиев объясняет:
— Привыкнуть к качке можно, особенно когда знаешь, что нет другого выхода. Просто нет времени думать о такой мелочи, когда приходится работать на мачте в шестибалльный ветер...
Пока мы говорили, лампа в кают-компании перестала раскачиваться, иллюминатор перечеркнула полоса горизонта: вошли в канал.
Показалась Березань — плоский и пустынный остров, на самом краю которого издалека видна белая стрела памятника казненному здесь лейтенанту Шмидту. Бинокли передаются из рук в руки: каждому интересно увидеть это место своими глазами.
— Обязательно привезем сюда наших курсантов, — говорит капитан.
На траверзе Березани взяли лоцмана. Уже через полчаса работы на открытом мостике он попросил еще одну куртку — промерз на ветру. Пройден самый неспокойный участок пути.
Все, кто свободен от вахты, занимаются своим делом.
Васил Попов кормит крошечного щенка (еще вчера, кстати сказать, одессита), затем начинает протирать линзы старенького фотоаппарата.
— Ваш «Зенит» — отличная камера, — говорит он. — Давно увлекаюсь фотографией. Ну, а главное увлечение — парусный спорт. Что привело меня на «Калиакру»? Опять же паруса, возможность еще долго не расставаться с ними. Скоро к нам придут молодые моряки, хочется, чтобы и они на всю жизнь полюбили море, а оно немыслимо без парусов.
Уже в сумерках «Калиакра» вошла в устье Днепра, показался Херсон.
Капитан-наставник Дончо Драгомиров на прощанье сказал:
— Я на флоте тридцать четвертый год. Разные видел суда, на разных доводилось ходить. Скажу одно. Здесь работа — тяжелее не придумаешь. Парусная романтика — не сахар, а большой труд и большая любовь к своему делу. Экипаж «Калиакры» — это уже первая удача, первая победа. Люди собрались по-настоящему испытанные морем, они знают паруса и могут воспитать хорошее пополнение нашему флоту.
А еще через сутки «Калиакра» снова подняла паруса и взяла курс на Варну.