Семинар конструкторов и исследователей яхт
Развивающееся промышленное и любительское яхтостроение в нашей стране настоятельно требует создания ряда нормативных материалов, охватывающих основные вопросы проектирования, постройки и технического освидетельствования спортивных парусных судов. Рассмотрению и обсуждению подготовленных к выпуску разделов Правил постройки яхт было посвящено V координационное совещание специалистов, организованное секцией малотоннажного судостроения (СМС) при Киевском городском правлении НТО имени акад. А. Н. Крылова. Совещание проходило 23—24 мая 1985 г. на базе Киевского крейсерского яхт-клуба.
Ленинградская экспериментальная судоверфь (главный конструктор А. С. Стружилин) представила на рассмотрение следующие части Правил: «Устройства, оборудование и снабжение», «Судовые системы», «Электрооборудование», «Программа и методика испытаний», а также «Перечень условных сокращений». В целом работа была одобрена, но было высказано пожелание расширить иллюстративный материал, пополнить правила регламентируемыми размерами якорей повышенной держащей силы.
Студенческое конструкторское бюро «Яхта» Николаевского кораблестроительного института (НКИ) представило проект Правил постройки корпусов яхт из дерева; Киевская СМС — вариант Правил постройки яхт из стеклопластика, Секция НТО Киевского крейсерского яхт-клуба предложила рекомендации по защите яхт от молнии и использованию радиолокационных отражателей.
Одновременно с совещанием прошел семинар по проектированию яхт и применению ветродвижителей на транспортных судах. Сообщение А. Алексеенко (НКИ) было посвящено созданию программы для проектирования оптимальных корпусов яхт с использованием ЭВМ. Результаты теоретических и экспериментальных исследований парусных яхт, проведенных СКВ «Океан» Ленинградского кораблестроительного института, были темой доклада Я. Фарберова. Разработанные на основе этих исследований оптимальные обводы корпусов крейсерско-гоночных яхт в настоящее время внедряются в производство на верфях спортивного судостроения.
В работе Д. Васильева были обобщены новые конструктивные решения и опыт применения различных материалов для постройки корпусов современных крейсерско-гоночных яхт. Автор показал, что даже при использовании традиционного для яхтостроения материала — дерева, можно получить корпуса, не уступающие по прочности и весу конструкциям из таких «сверхпрочных» материалов, как углепластик и кевлар.
Гидродинамике плавниковых килей парусных яхт, в частности, перспективам применения плавников, аналогичных килю 12-метровика «Австралия-II» (см. «КЯ» №109), был посвящен доклад П. Авраменко (Киевский институт гражданской авиации). А. Шелудяков (НКИ) ознакомил участников семинара с предложенной им методикой расчета нагрузок, действующих на рангоут и такелаж яхт.
Большой интерес вызвало сообщение о создании в НКИ и испытаниях 10-метрового крейсерского тримарана из легких сплавов «Таис-III». Его скорость под парусами достигала 20 уз.
Еще раз о подвесных моторах и водной среде
Решение Леноблисполкома Совета народных депутатов № 163 от 8 апреля 1985 г. о запрещении плавания малых моторных судов (ММС) по Ладожскому озеру и ряду других акваторий Ленинградской области активизировало деятельность научно-технической общественности по стимулированию исследования воздействия малотоннажного флота на водную среду. 21 мая 1985 г. в Ленинграде, в Центральном правлении научно-технического общества имени акад. А. Н. Крылова, состоялось совещание специалистов, проводящих такие исследования, представителей промышленных предприятий, проектирующих и выпускающих прогулочные суда и двигатели к ним, медицинских институтов, органов надзора за рыбоводством и рыболовством и др. Совещание носило в основном информационный характер и ставило целью обобщить имеющиеся результаты исследований, оценить их практическую значимость, разработать рекомендации по снижению отрицательного воздействия подвесных лодочных моторов на экологическую систему и упорядочению эксплуатации малого прогулочного флота.
О результатах многолетних исследований, проведенных кафедрой охраны природы Казанского государственного университета на Куйбышевском водохранилище, рассказал В. П. Князев. В процессе этой работы были подробно изучены три группы факторов воздействия ММС на воду, берега, дно, растительный и животный мир водохранилища. К первой группе относятся механический удар, брызгообразование, завихрения воды; ко второй — шум, волнообразование, нагревание воды; к третьей — загрязнение воды горючим и выхлопными газами. Полученный материал обобщен; он послужит основой для создания математической модели, при помощи которой можно будет разработать рекомендации по численности и интенсивности эксплуатации ММС на различных водоемах страны.
На основании проведенных исследований был разработан и в 1984 г. внесен на рассмотрение СМ Татарской АССР проект постановления об отмене ранее установленных запретов на использование маломерного флота при условии введения ряда научно обоснованных ограничений. Были выработаны конкретные требования к прокладке трасс, по которым возможно движение ММС без ограничений, установлены период времени и районы водоемов, разрешенные для движения малых судов вне трасс. Было предложено разрешить ММС подходить к берегу только на веслах или под мотором, работающим на малых оборотах, запретить движение на малых реках, мелководье, заливах и близ мест гнездовья птиц.
Рядом специалистов отмечалось крайне незначительное количество вредных выбросов при работе подвесных моторов (1—3 % от общего объема загрязнения другими источниками — стоками промышленных предприятий, населенных пунктов, застроенных территорий и дорог). В ряде случаев концентрация углеводородов естественного происхождения оказывается выше, чем предельно допустимая, что приводит к ошибочному преувеличению влияния ММС на водную среду.
В выступлениях представителя НИИ онкологии имени профессора Н. Н. Петрова М. А. Забежинского и сотрудника Института экспериментальной и клинической медицины (Таллии) С. П. Боговского был затронут вопрос о канцерогенных веществах (в частности, о бензпирене А), одним из источников поступления которых в водную среду считаются лодочные моторы. Выступающие высказали мнение, что канцерогены, по-видимому, не являются фактором, ограничивающим использование ММС.
Старший научный сотрудник Гидропроекта имени С. Я. Жука В. Ф. Курнавин рассказал об исследованиях влияния ММС иа загрязнение водохранилищ нефтепродуктами, начатых на Иваньковском (см. «КЯ» №112) и продолженных на Братском водохранилище.
Для накопления фактических данных об интенсивности использования ММС докладчик предложил обратиться к Государственным инспекциям по маломерным судам с просьбой потребовать от администраций стоянок ведения развернутых журналов регистрации выходов ММС, позволяющих учесть продолжительность работы мотора и количество израсходованного топлива.
С докладом на тему «Малотоксичная обкатка двухтактных двигателей» выступил представитель ВНИИ автомобильного транспорта Г. Б. Морозов. Внедрение на производстве разработанных способов обкатки с использованием специальных присадок к топливу позволит уменьшить сроки обкатки, которая производится на топливе с повышенным содержанием масла.
В обсуждении вопросов совершенствования конструкции, установления норм выбросов и методов испытаний лодочных моторов приняли участие В. А. Морозов (представитель авиационной промышленности), О. Н. Кулаков (ВНИИмотопрома), В. М. Нагинский (ЦКБ «Нептун»), П. Д. Чеусов (Севзапрыбвода).
Совещание приняло рекомендации, направленные на разработку экологически чистых моторов, практическое осуществление научно обоснованного регулирования эксплуатации маломерного флота. Были определены направления дальнейших исследований.