С 1984 г. новую лодку, получившую название «Луч», начала выпускать Таллинская экспериментальная верфь спортивного судостроения. В текущем году уже более 500 таких швертботов отправилось с верфи в самые различные районы страны. В будущем планируется довести годовой выпуск яхт до 700 единиц. Это позволит новому классу стать одним из самых популярных в нашей стране.
Основные данные швертбота «Луч»
Длина наибольшая, м | 4,23 |
Длина по ватерлинии, м | 3,81 |
Ширина, м | 1,37 |
Осадка со швертом, м | 0,76 |
Вес, кг | 60,0 |
Площадь парусности, м2 | 7,06 |
Главное достоинство «Луча», по сравнению с «ОК-Динги» и олимпийским «Финном», это простота конструкции, минимум оснастки и приспособлений для настройки паруса. В то же время каждый швертбот нового класса отвечает довольно строгим правилам постройки и обмера, что гарантирует практически одинаковые ходовые качества всех поступающих в ДЮСПШ лодок. Успех в гонке, таким образом, полностью определяется мастерством рулевого! Чтобы свести на нет влияние настройки мачты, она изготавливается из алюминиевой трубы; не разрешается ставить на корпус дополнительные обушки, блоки и т. п. или менять местоположение оснастки, оговоренное правилами класса.
Пластмассовый корпус имеет более острые, чем у «Финна», обводы, низкий борт и самоотливной кокпит минимальных размеров. Он собирается из двух секций — собственно корпуса и палубы, отформованной за одно целое с кокпитом. В корпус вклеиваются пенопластовые блоки общим объемом 159 дм3, которые обеспечивают аварийную плавучесть лодки, даже если корпус потеряет герметичность. На кормовом участке палубы предусмотрен технологический лючок, который может быть использован для удаления попавшей внутрь воды, а также для вентиляции во время длительного хранения лодки на берегу.
Парус снабжен карманом по передней шкаторине, которым он надевается на мачту подобно тому, как это делается на парусной доске. Такой же, как на доске, и шверт — втыкающегося типа. Мачта — консольная (т. е. не подкрепленная стоячим такелажем); она состоит из двух частей, что упрощает транспортировку швертбота, который можно перевозить на верхнем багажнике легкового автомобиля. При необходимости мачту вместе с парусом можно целиком снять с лодки.
В кокпите закреплен ножной ремень для откренивания; на палубе установлены два стопора для ходового конца гика-шкота, обушки для тросового погона и носового фалиня. Вот, пожалуй, и все «оборудование» «Луча»! Есть еще оттяжка гика, которая крепится на мачте.
Парусности (7 м2) достаточно, чтобы вывести легкую лодку на глиссирование.
Благодаря малому объему кокпита и водонепроницаемости корпуса, швертбот, положенный парусом на воду, нетрудно поставить на ровный киль.
Опыт первых тренировок и гонок уже позволил выявить некоторые плюсы и минусы нового спортивного швертбота.
Подготовка его к гонкам не представляет проблем даже для начинающего яхтсмена. Юные гонщики могут пересаживаться на «Луч» прямо с «Оптимиста» или «Кадета», начиная с 10-петнего возраста; это позволит ускорить процесс подготовки юниоров к выступлениям на олимпийском «Финне». Важно, что стоимость швертбота сравнительно невелика, она доступна для разного рода вновь организуемых детских парусных секций, кружков и школ, и это, конечно, позволит привлечь к занятиям парусом много молодежи.
К недостаткам яхтсмены, опробовавшие «Луч», относят невозможность уменьшать или убирать парус на ходу в случае усиления ветра.
Недостаточная жесткость корпуса может повлечь за собой возникновение водотечности, увеличение веса и сокращение гоночной жизни судна.
Дебют «Луча» как гоночной лодки уже состоялся на всесоюзных соревнованиях 1984 г. на Первенство КЧф и на приз газеты «Слава Севастополя». Можно быть уверенным, что у нового швертбота перспективное будущее.