В современном обществе механизация труда человека во всех сферах его полезной деятельности постоянно возрастает. И как следствие люди в процессе работы все меньше и меньше получают разносторонних физических нагрузок, необходимых им для правильного, гармоничного развития организма, поддержания его крепости, бодрости и работоспособности. Такова объективная закономерность технического прогресса, его теневая сторона, порождающая «пробел» в физической подготовленности и закаленности человека. Восполнить этот пробел помогает спорт.
Здоровью населения, его физическому развитию в нашей стране приданы государственное значение и основа. Это, в частности, ярко отразилось в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 года «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта». Этот документ обязывает многие министерства и ведомства, всех нас и повсеместно развивать физкультурное движение, культивировать все виды спорта и, в первую очередь, те из них, которые наиболее просты и доступны самым широким слоям населения, не требуют сложного технического оборудования. Наряду со многими другими, таким видом спорта является и возрождаемая ныне народная гребля.
У читателей, конечно, сразу возникает целый ряд вопросов: что такое «народная гребля», чем она отличается от олимпийских видов гребли, когда у нас такой вид спорта существовал и почему его надо возрождать, наконец, на чем базируется народная гребля, каковы ее требования и правила?
Несколько слов о самом понятии «народная гребля», ее истоках и становлении как самостоятельного вида спорта.
Лодки и весла, как известно, одни из древнейших изобретений человечества. Гребные лодки использовались и используются для продвижения по рекам и озерам, прибрежным зонам морей, для транспортировки грузов, для охоты и рыбной ловли, а позднее, в наши дни, все чаще — для путешествий и прогулок по воде. При гребле у человека активно работают не только мышцы рук, ног, живота, спины, плечевого пояса, но и легкие. Гребля требует силы и выносливости, определенной закалки. Более разносторонних, чем при гребле, физических нагрузок, а в современном понятии — упражнений для поддержания всего организма в хорошем, тренированном состоянии, пожалуй, и не придумаешь. К тому же плавание на веслах всегда сопряжено с пребыванием па чистом воздухе — на воде, на природе, общением с ней, что духовно обогащает людей.
Вот почему городские жители всегда тянулись к лодкам, к прогулкам па веслах хотя бы и по тесным Прудам и озерам.
У прибрежных жителей, с детства знакомых с греблей, зародилось естественное желание помериться силами, выносливостью, умением управлять лодкой. Возник гребной спорт. Первое официальное соревнование по гребле в России состоялось в Петербурге — в 1860 г. па Средней Невке. Состязания затем стали проводиться более или менее регулярно, мода на гребные гонки распространилась на города Поволжья, Днепра, Дона, Москвы-реки. В соревнованиях гребцов уже в то время участвовали женщины. Причем, на гонки выставлялись лодки и шлюпки с двумя, тремя и четырьмя гребцами. Число гребных клубов росло, но их членами повсюду были преимущественно состоятельные люди. Как вид спорта гребля, на народных лодках — народная гребля — в дореволюционной России не получила и не могла получить развития.
Совершенно иначе стало обстоять дело после Великой Октябрьской социалистической революции. Лучшие традиции русского спорта были развиты, получили подлинный размах. Народная гребля вошла в программу Спартакиады народов СССР 1928 г. Финальные соревнования проводились в Ленинграде. В них приняли участие команды Москвы, Ленинграда, Украины, Северного Кавказа и Центрально-промышленного района. Были заезды мужчин и женщин на челноках, байдарках, полугичках и военно-морских ялах-шестерках. Победу одержали ленинградцы. Эти соревнования принято считать первым первенством страны по народной гребле.
Затем чемпионаты СССР по этому виду спорта проводились регулярно, исключая период с 1937 по 1946 т., вплоть до 1952 года. А дальше у нас, действительно культивировались и стали пользоваться вниманием только олимпийские виды спортивной гребли, чемпионаты по народной гребле больше не проводились. Отсутствие организующего начала и привело к медленному отмиранию некогда популярного в стране вида спорта. Правда, еще несколько раз состоялись открытые чемпионаты РСФСР и Украины, в которых выступа и гребцы и из других республик; в Москве народная гребля включалась в программу комбинированной эстафеты, периодически проводились первенства вузов. Но прежнего размаха, широкого привлечения участников уже не было.
Парадоксальное положение сложилось в гребном спорте. Его почитатели и «болельщики» знали правила соревнований, следили за борьбой и успехами наших спортсменов на внутренней и международной арене, а сами возможности заняться греблей не имели. Не секрет, что хорошими гребцами на олимпийских байдарках, каноэ, академических «одиночках», «двойках», «четверках» и «восьмерках» могут быть лишь прошедшие отбор и специальную подготовку спортсмены. Да и нужна для этого определенная материальная база.
Ориентация только на олимпийские виды спортивной гребли обернулась и еще одним упущением. Наша промышленность стала выпускать лишь лодки всех 14 олимпийских классов и не прилагала усилий, чтобы поддерживать производство лодок народных типов. Постепенно они начали Исчезать с рек и водоемов. Люди старшего поколение наверняка, помнят, что в столичном Парке культуры и отдыха имени Горького легко можно было взять напрокат лодку и кататься на ней по Москве-реке. Сейчас этого уже, к сожалению, нет. И такая же грустная картина наблюдается во многих других городах, расположенных на реках и озерах.
Невольно напрашивается сравнение с такими популярными видами спорта, как, например, футбол, волейбол, легкая атлетика, в которых всегда параллельно существовали «большой» спорт и спорт любительский, общедоступный. Для всех желающих заняться спортивными играми, бегом, прыжками или, скажем, просто выйти на разминку, достаточно иметь поблизости стадион, спортивную площадку, городской парк. Организовать соревнования между цеховыми командами, командами предприятий, вузов, собрать желающих поиграть в футбол, баскетбол или волейбол в современном микрорайоне города никогда не было проблемой. Совсем иначе до недавних пор дело обстояло с греблей. Водных просторов у нас хоть отбавляй, но общедоступных соревнований гребцов на них не проводилось, — сказалась ошибочная ориентация только на олимпийские виды спортивной гребли, отказ от гребли народной как вида спорта.
Упомянутое выше постановление партии и правительства о развитии массовости физической культуры и спорта в стране в корне изменило самый подход к народной гребле. Управление гребного и парусного спорта Спорткомитета СССР совместно с Федерацией академической гребли рассмотрело вопрос о возрождении народной гребли как вида спорта, наметило ряд конкретных мер и начало последовательно проводить их в жизнь. Было принято постановление пленума федерации о переименовании ее в Федерацию академической и народной гребли СССР. Специальная комиссия определила основные направления в развитии народной гребли, выработала положение о ней и правила соревнований.
Определены три самостоятельных, но тесно связанных между собой, взаимно дополняющих и стимулирующих друг друга направления народной гребли как вида спорта: прикладное, оздоровительное и спортивное. Было предложено включить нормативы по гребле в комплекс ГТО, разработать календарный план массовых соревнований на местах, включить в план спортивных мероприятий чемпионат СССР по народной гребле.
В апреле 1982 г. в Днепропетровске был созван семинар физкультурных работников и тренеров, на котором детально обсуждались вопросы, связанные с возрождением народной гребли как вида спорта и меры по развитию массовости занятий ею, рассматривалось типовое положение о соревнованиях, требования к инвентарю. Участники семинара высказали единое мнение о том, что ни в коем случае нельзя сводить дело к принятию какого-либо монотипа, что для развития народной гребли нужно использовать выпускаемые в разных регионах простые и дешевые прогулочно-хозяйственные лодки своего, местного типа.
Принятые правила соревнований и положение не содержат каких-либо ограничений по применяемым типам и формам лодок. Ими могут быть полугички, челны, тузики, фофаны, ялики, плоскодонки, гулянки, шлюпки, сделанные из дерева, пластмассы, шпона с различными конструктивными особенностями. Описывать подробно эти весьма распространенные типы лодок не имеет смысла, они достаточно хорошо известны на местах.
Стоит отметить, что местные названия народных лодок установились произвольно и ни о чем не говорят, поэтому в протоколах проводившихся ранее чемпионатов СССР применялось их собирательное название: шлюпка-однопарка либо шлюпка-двухпарка.
Отсюда возникло и второе название народной гребли — шлюпочная. Из распространенных в настоящее время народных лодок лучше всего приспособлены для спортивных занятий деревянные шлюпки с клинкерной обшивкой типа «Нева» и «Волга». Освопла производство народных лодок «Славянка» Ленинградская экспериментальная судоверфь (описание и результаты испытаний этой лодки были опубликованы в «Катерах и яхтах»).
Правилами проведения соревнований оговорено лишь то, чтобы у всех участников были однотипные, одинакового веса и размера, исправные, без искривлений киля, с одинаковым покрытием, укомплектованные одинаковыми же веслами лодки, которые предоставляются спортсменам по жребию. Проводящая соревнования организация сдает в судейскую коллегию подготовленный инвентарь с актом обмера каждой лодки. При разнице в весе лодок более чем на 1 кг, в них укладываются дополнительные маркированные мешочки с песком.
Переоборудование лодок, установка подвижных деталей, расширенных сидений и выносных уключин, а также удаление или замена частей и деталей лодки с целью ее облегчения, нанесение любых покрытий — не допускаются. Однако участникам соревнований разрешается использовать свои весла с вертлюгами, но без какого-либо переоборудования лодки для их установки: ось вращения вертлюгов должна совпадать с осью имеющихся на лодке отверстий для уключин.
Маркировка и жеребьевка лодок по «водам» и заездам производится за час до начала соревнований ка каждый день.
Таковы вкратце требования правил и положения о соревнованиях по народной гребле. С 1982 г. народная гребля вошла во всесоюзный календарь соревнований.
И вот после тридцатилетнего перерыва народная гребля как вид спорта ожила. В сентябре 1982 г. в Днепропетровске были проведены всесоюзные соревнования, в которых приняли участие 130 спортсменов из восьми союзных республик и города Москвы, представлявших более 6000 человек, регулярно занимающихся греблей в коллективах физкультуры и спортивных секциях.
В следующем, 1983 г. в Каменске-Уральском состоялся X чемпионат СССР по народной гребле. Река Исеть очень удачно вписывается в панораму этого города, образуя естественный гребной канал, на берегах которого собрались многочисленные болельщики. К чемпионату в городе готовились загодя, с интересом ждали этого события. Зрелище, действительно, оказалось захватывающим. По сравнению с соревнованиями 1982 г. значительно возросли плотность и уровень результатов, что говорит о серьезной, настойчивой подготовке гребцов. Призовые места чемпионата оспаривали спортсмены Российской Федерации, Украины и Москвы. Примечательно, что победителями стали воспитанники заводских коллективов физкультуры; это подтверждает правильность выбранного направления в развитии народной гребли — ориентации ее на среду рабочей и студенческой молодежи.
Надо сказать, что местом проведения регаты гребцы выбрали Каменск-Уральский вовсе не случайно. Это явилось признанием заслуг города в возрождении и популяризации народной гребли. Несмотря на трудности, здесь строили базы для гребли, обзаводились инвентарем. Сейчас на Исети есть три большие водноспортивные станции с численностью флота около 1000 лодок. Рабочие металлургического комбината, жители города имеют все возможности для активного отдыха на воде.
В организации и успешном проведении X чемпионата СССР огромная заслуга работников городского Спорткомитета, профсоюзной организации металлургического комбината. Его директор — отличник физической культуры и спорта А. Н. Чеканов — принял самое активное участие в работе оргкомитета. Одна эта деталь хорошо характеризует отношение руководства предприятия к физкультуре и спорту как средству укрепления здоровья трудящихся, к условиям их активного отдыха.
Популярность возрождаемого вида спорта растет. На сегодня массовые соревнования по народной гребле уже регулярно проводятся в 54 городах страны, в них участвуют десятки тысяч человек. И при этом с каждым разом улучшаются показатели выступлений. В пяти областях страны регулярно проводятся областные соревнования, в которых участвует до 250 человек в год. Среди них уже немало спортсменов-разрядников. Кстати, чтобы стимулировать занятия народной греблей введена новая классификация спортивных разрядов: если раньше разряд присваивался одному победителю из каждых шести лодок, то теперь троим из 12.
XI чемпионат страны по народной гребле состоялся в сентябре прошлого года в Днепропетровске, Во всех заездах шла острая спортивная борьба до последних метров дистанции. Выход в финал и судьбу призовых мест решали буквально доли секунды.
Среди женщин в одиночных заездах на дистанции 1000 м первое место заняла Л. Пелевина из Свердловска, второе — Н. Шляпникова из Каменска-Уральского. Их результаты соответственно 6.04,8 и 6.05,3 сек. На «двойках» победу одержали С. Стуклова и В. Юрлова с рулевой Н. Рыкунковой из Саратова (5.39,6 сек). На втором месте свердловчанки Р. Бородавка и Ф. Зиятдинова с рулевой Т. Слушкиной (5.40,0 сек).
Не менее напряженной была и борьба среди мужчин, проходившая на дистанции 2000 м. В «одиночках» первые места заняли свердловчане М. Сафонов (11.47,8 сек) и С. Салтанов (11.51,6). Еще плотнее шли «двойки». Й здесь на финише лидировали свердловчане С. Коныпии и Г. Шишкин с рулевым С. Ибрагимовым, показав время 10.27,8 сек. Украинский экипаж С. Манзюка и А. Щелкунова с рулевым В. Мельником отстал всего на 0,6 сек.
На XI чемпионате большого успеха добились гребцы Российской Федерации, завоевавшие почти все призовые места и значительно опередившие украинских спортсменов, на долю которых достались одна серебряная и две бронзовые медали. В чемпионате участвовали команды восьми союзных республик.
Однако хорошее начало не дает повода считать дело сделанным. Предстоит еще очень много поработать, чтобы этот увлекательный и широко доступный вид спорта стал поистине массовым, нашел распространение во всех уголках нашей необъятной страны. Прежде всего, промышленности надо наладить выпуск достаточного количества лодок. Их сегодня по данным ЦКБ «Нептун» ежегодно производится на всю страну до 100 тыс. штук. Этого явно мало для того, чтобы во всех городах и пригородных зонах отдыха организовать сеть прокатных лодочных станций, чтобы предприятия смогли укомплектовать инвентарем свои водные базы. Увеличение производства народных лодок стало насущной задачей. Главспортпром Спорткомитета СССР направил задание на проектирование и заказ на последующий выпуск пластмассовой шлюпки в ВО «Каспрыба». Аналогичное задание на проектирование деревянной шлюпки-одиночки и шлюпки-двойки направлено Министерству топливной промышленности РСФСР. Выпуск этих лодок намечается наладить на Осташковском лесопункте Калининской области. Чертежи народных лодок переданы также в Кострому, Саратов, Свердловск и ряд других городов, чтобы хорошие лодки могли изготавливаться на местах для своих нужд. Надеемся, что в ближайшее время эта проблема будет решена.
Дальнейшее развитие народной гребли как вида спорта, подъем его массовости во многом зависят от инициативы и настойчивости городских и областных спорткомитетов, привлечения коллективов физкультуры ведущих промышленных предприятий и вузов. Необходимо и совершенствование календарного плана соревнований, в том числе и включение в программу Спартакиады народов СССР заезда шлюпок-одиночек.