Информация об изображении
Макет яхты типа «Ударник» (хранится в Центральном яхт-клубе «Труд» в Ленинграде)
Перед конструкторами стояла задача — создать мореходную яхту, одинаково, пригодную и для дальних плаваний, и для учебной работы с молодыми яхтсменами. Эта непростая задача усложнялась существенным ограничением: судно должно было иметь минимальную осадку — не более 2.3 м для возможности прохода Петровским фарватером в Ленинграде. Остойчивость же обычной килевой яхты при необходимом водоизмещении около 40 т могла обеспечиваться лишь при осадке 2,5—3 м. Противоречивые требования были удовлетворены выбором типа яхты-компромисс с широким корпусом (L/B = 3,2), имеющей и балластный фальшкиль, и шверт, поднимаемый на мелководье. Осадка корпусом составляла 1,8 м, полностью опущенным швертом — 2,4 м.
Макет яхты типа «Ударник» (хранится в Центральном яхт-клубе «Труд» в Ленинграде)
Длина наибольшая составляла 21,68 м, по КВЛ — 15,3 м; ширина — 4,83 м.
Особое внимание было уделено конструкции корпуса. Между мощными натесиыми (футоксовыми) шпангоутами, поставленными через 720 мм, стояли гнутые шпангоуты. Продольная прочность обеспечивалась тремя стрингерами и солидным шельфом у привального бруса. Первые две яхты серии имели двойную продольно-диагональную обшивку (сосна). Поперечный набор и штевни были дубовыми. киль — из лиственницы.
Гафельное двухмачтовое вооружение кечем выгодно отличалось от бермудского более низким положением и центра парусности, и центра тяжести рангоута (грот-мачта имела опускную стеньгу). Основную парусность (210 м2) составляли гафельные грот и бизань, кливер и стаксель. Дополнительно ставились грот-топсель, летучий кливер и апсель.
На яхтах устанавливался вспомогательный двигатель мощностью 32,5 л. с.
Все четыре яхты строились под руководством опытных мастеров Д. П. Ветрова и С. И. Смирнова, а вооружались при участии многих ленинградских яхтсменов.
Яхтам довелось принять участие в боевых действиях во время войны. Одной из них («Стахановцу») была уготована долгая жизнь: благодаря стараниям своего капитана Константина Борисовича Каракулина под новым названием «Россия» она находилась в строю вплоть до начала 80-х годов.
От редакции
Подробнее о проекте яхт типа «Ударник» будет рассказано в одном из ближайших номеров.