Конечно, общие рекомендации дать очень трудно. Ведь каждый будущий владелец выбирает лодку для вполне определенной цели (рыбная ловля, туризм, прогулки и т. п.), исходя из конкретных условий, которые существуют в той местности, где он живет, или там, где он собирается ее эксплуатировать, учитывая свои привычки, вкусы, способ транспортировки — перевозки к воде и т. д. Одних в первую очередь интересует вес и компактность лодки, других — вместительность я удобство гребли, третьих — цена. Думается, что некоторая дополнительная информация поможет будущим владельцам лодок сориентироваться и сделать правильный выбор.
Сегодня подавляющее большинство выпускаемых лодок составляют лодки гребные. Они предназначены для любителей рыбной ловли, охоты, отдыха на воде и туризма.
Одноместные лодки
Почти все эти лодки имеют О-образную форму в плане, за исключением «Зарянки», имеющей катамаранную форму. Согласно ГОСТ 21292—75 «Лодки надувные гребные» минимальные главные размерения таких лодок равны: длина — 1600 мм, ширина — 900 мм, высота борта по миделю — 240 мм; вес их не должен превышать 12 кг, грузоподъемность должна быть не менее 100 кг.
«ЛГН-1»
Это одна из самых старых, хорошо известных моделей. Борта изготавливаются из диагонально-дублированной прорезиненной ткани на х/б основе; масса 1 м2 ткани для бортов — 470 г, для днища — 1500 г. Лодка сужается к носу и имеет здесь уменьшенный диаметр баллона, поэтому использовать ее можно лишь недалеко от берега и на тихой воде. Достоинством лодки является невысокая цена — всего 50 руб.; изготовитель — Стерлитамакский з-д «Авангард».
«Лугань», «ЛГН-1Б» («Бия»)
Эти лодки имеют такую же конструкцию корпуса, что и «ЛГН-1», им присущи и все ее недостатки. Разница в цене объясняется применением для «Лугани» (Лисичанский з-д РТИ) более долговечной прорезиненной ткани массой 1 м2 для бортов — 1200 г, для днища — 1400 г. На борта «ЛГН-1Б» («Бия») использована комбинированная ткань (х/6+капрон), что позволило снизить вес лодки на 2 кг; изготовляет ее Барнаульский з-д РТИ, цена — 75 руб.
«Ветерок»
Обладает минимальным весом. Борта изготавливаются из диагонально-дублированной прорезиненной ткани на х/б основе. Большие, чем у «ЛГН-1», габаритные размеры и диаметр баллона позволили значительно улучшить эксплуатационные характеристики лодки; она обладает хорошей маневренностью и устойчивостью на воде.
Изготовитель — Уфимский з-д РТИ, цена — 69 руб.
«Стриж»
Лодка имеет оригинальную форму в плане. Жесткое сиденье повышает комфортабельность лодки. Борта изготовлены из диагонально-дублированной прорезиненной ткани на х/б основе. Масса 1 м2 этой ткани 500 г.
Все перечисленные выше лодки можно рекомендовать любителям-рыболовам и охотникам. Они снабжены гребками, долго грести ими не удается: выбирать такие лодки для туристских путешествий нецелесообразно, а лодки «ЛГН-1», «ЛГН-1Б», «Лугань» — и небезопасно.
«Зарянка»
Лодка имеет два параллельных борта, соединенных надувным днищем, огибающим их нижние оконечности и переходящим наверху в резино-тканевые деки, которые закрывают нос и корму и заканчиваются надувными арками, приклеенными к бортам. Лодка имеет симметричную относительно миделя форму; одинаково хорошо идет как носом, так и кормой вперед. Надувные арки служат опорой для спины гребца и предохраняют кокпит от забрызгивания и заливания па волнении. На борта наклеены резиновые уключины, а лодка комплектуется легкими разборными металлическими веслами, более удобными для гребли, чем гребки.
Помимо рыбной ловли и охоты лодку можно использовать и для походов выходного дня. Лучшее применение лодка найдет на небольших речушках п закрытых водоемах. Грузоподъемность ее повышена до 150 кг, а вес не превышает установленного ГОСТ. Борта н днище изготавливаются из прорезиненной ткани па основе ЛСТ-28 с покрытием на основе неопрена, стойкого к атмосферному старению.
Изготовитель — «Ярославрезинотехника», цена — 94 руб.
«Нырок-1»
Имеет наибольшие размерения и наиболее просторный кокпит из всех одноместных лодок; увеличенный диаметр борта в носовой части позволяет ей легко всходить на волну. Борта изготавливаются из прорезиненной ткани на основе АСТ-28 с покрытием на основе неопрена, днище — из прорезиненной ткани на основе х/б текстилей. Масса 1 м2 ткани для бортов — 1200 г, для днища — 1600 г.
В комплект поставки входят разборные весла. Эту лодку, также имеющую повышенную грузоподъемность, часто используют при недлительных туристских походах, чему способствуют повышенная для данного типа лодок грузоподъемность, просторный кокпит, увеличенный диаметр борта и наличие весел.
Изготовитель — «Ярославрезинотехника», цена — 77 руб.
«Ласточка-11»
Это — байдарка, имеющая значительно большую, чем обычные одноместные лодки, длину, вытянутую в плане обтекаемую форму, и значительно лучше приспособленная для длительной гребли байдарочным веслом и туристских плаваний. В то же время вес ее находится в пределах (12 кг), установленных для обычных одноместных лодок. Общее число отсеков, включая арки (дуги), — пять. Плоское надувное дно обеспечивает повышенную надежность; мягкие деки защищают симметричные нос и корму от заливания. Надувная арка служит спинкой для гребца. Сиденьем лодка не комплектуется.
Изготовитель — «Ярославрезинотехника», цена — 110 руб.
Подробнее о лодке можно прочитать в «КЯ» №101. Она заменила менее удачную модель «Ласточка-1».
Двухместные лодки
Это — самая большая по числу моделей группа лодок. Лодки имеют различную форму корпуса в плане: О-образную, U-образную, катамаранную. К лодкам этой группы ГОСТ предъявляет следующие требования: длина — не менее 2400 мм, ширина — не менее 1000 мм, высота борта по миделю — не менее 260 мм, вес — не более 20 кг, грузоподъемность — не менее 200 кг.
«ЛГН-2»
Лодки типа «ЛГН-2» выпускались в нашей стране много лет без особых изменений, широко распространены и хорошо всем известны.
Изготовитель — Стерлитамакский з-д «Авангард», цена — 80 руб.
Модификации лодки — «ЛГН-2У» (с меньшим диаметром баллона) и «ЛГН-2ПУ» (с палаткой).
В настоящее время эти три модели с производства снимаются н заменяются разработанными в Уфе лодками типа «Омега».
«Омега»
При тех же размерениях, что и «ЛГН-2У», лодки типа «Омега» («ЛНГ-2М») имеют на 30 кг повышенную грузоподъемность и повышенную надежность.
Модель «Омега-1» несколько уже, долговечнее (расчетный срок службы увеличен с 3 до 4 лет) и существенно — на 4 кг — легче, поскольку изготовляется из прорезиненной ткани на основе полушелка. В комплект входит одно жесткое сиденье. Соответственно цена ее 126 руб. против 102 руб. у основной модели.
«Омега» с палаткой — это единственная надувная лодка, комплектуемая палаткой; при ее установке используются штатные неразъемные весла. В качестве материала для палатки используется ткань с односторонним резиновым покрытием на основе бязи массой 200 г/м2. Эта лодка (цена — 122 руб.) очень нравится рыболовам-охотникам, а также туристам.
«Дельфин»
Лодка имеет вытянутую О-абразную форму в плане; заостренные симметричные нос и корма делают ее удобной при гребле.
Вкладной- жесткий настил и два деревянных сиденья, вставляемых концами в резиновые опоры, служат своего рода каркасом. Конструкция лодки позволяет использовать ее для самых различных целей, в том числе для туризма; известны случаи, когда любители успешно переоборудовали ее в парусную. Оригинально цветовое оформление лодки.
Использование легкой прорезиненной ткани обеспечивает сравнительно небольшой вес — всего 17 кг в комплекте.
Изготовитель — Уфимский з-д РТИ, цена — 115 руб.
«Айгуль»
Лодка отличается комфортабельностью, имеет жесткие сиденья и просторный кокпит, носовая часть которого закрыта от брызг декой-козырьком. Вклеенная в корме цилиндрическая секция («вышка») позволяет, при желании, переоборудовать лодку под легкий подвесной мотор, установив навесной кронштейн.
Лодка достаточно легкая благодаря использованию того же материала, что и для изготовления лодки «Дельфин». Лодка может быть использована для туристских походов. Уложенные в носу вещи хорошо прикрыты декой.
Изготовитель — Уфимский з-д РТИ, цена — 125 руб.
«Славянка-М»
Отличается оригинальной интересной формой, приближенной к катамаранной. Простота конструкции сочетается с оригинальным решением отдельных узлов и просторным кокпитом. Лодка симметрична относительно миделя и может одинаково легко двигаться вперед и назад. Нос и корма закрыты козырьком, предохраняющим от забрызгивания.
Поперечные штанги, укрепленные в оконечностях, обеспечивают достаточную жесткость лодки и служат ручками — позволяют переносить ее в собранном виде.
Все это в сочетании с прочной и надежной прорезиненной тканью должно привлечь внимание рыбаков, туристов и всех любителей отдыха на воде. Грузоподъемность лодки больше, чем любой другой двухместной модели. Изготовитель — Уфимский з-д РТИ, цена — 100 руб.
До конца минувшего года выпускалась и модель «Славянка». Основным отличием ее было то, что штанги оказывались закрытыми козырьками; грузоподъемность ее была на 30 кг меньше.
«Нырок-4»
Это одна из самых универсальных и достаточно комфортабельных двухместных лодок. Она имеет высокий борт и увеличенный диаметр баллона в носовой части, что предохраняет лодку от заливания. Главным преимуществом лодки является надувное днище, которое придает конструкции дополнительную жесткость, улучшает мореходные качества, повышает грузоподъемность, надежность эксплуатации, позволяет использовать лодку при более низких температурах воды. Борта лодки и верхняя часть днища изготовлены из ткани на основе АСТ-28 со светоозоностойким покрытием.
Лодка может быть использована как рыболовами, так и туристами.
Изготовитель — «Ярославрезинотехника», цена — 110 руб.
Выпускается и несколько более легкая, не имеющая надувного днища модель «Нырок-2»; ее цена — 87 руб.
«Язь-2»
Лодка имеет О-образную форму в плане, заостренный приподнятый нос, просторный кокпит; легко идет под веслами, остойчива и удобна в эксплуатации. Борта лодки изготовлены из прорезиненной ткани на основе капрона с покрытием на основе каучуков СКЭПТ и бутила. Прочность этой ткани в 3—4 раза выше, чем тканей, применяемых в конструкциях других лодок; это позволяет увеличить ее надежность и долговечность.
Лодка может быть использована для прогулок, охоты, рыбной ловли и туризма. Вес ее на 3 кг меньше, чем «Нырка-4».
Изготовитель — «Ярославрезинотехника», цена — 175 руб.
Приведем цены ряда двухместных моделей, не упомянутых в тексте: «Лисичанка» (Лисичанский з-д РТИ) — 95 руб.; «Юрюзань» (Уфа) — 106 руб.; «Юрюзань-1» (ткань на основе полушелка; Уфа) — 135 руб.; «Катунь» (Барнаул) — 111 руб.; «Уфимка» (Уфа) — 100 руб.; «Волна» (Ярославль) — 108 руб.; «Ак-Идель» (Стерлитамак) — 116 руб.
В отдельную группу можно выделить новые лодки, предназначенные для туристских путешествий.
«Иволга-2» и «Иволга-3»
Эти недавно разработанные на ЯПО лодки имеют О-образную в плане форму. Нос и корма лодок симметричны и одинаково приподняты на довольно большую величину, что позволяет при необходимости двигаться кормой вперед без потери ходовых и маневренных качеств. Надувное днище позволяет повысить общую жесткость и надежность конструкции, а также улучшает гидродинамические качества лодки.
В одном из бортов 3-местной лодки «Иволга-3» образован гермоотсек для размещения багажа: спальных мешков, личных вещей и документов. В верхней части багажного отсека имеется герметичный эластичный рукав; через рукав загружаются вещи, после чего он герметизируется эластичным шнуром и закрывается эластичным фартуком из прорезиненной ткани.
В комплект поставки 3-местной модели дополнительно входит гермомешок, который может использоваться как рюкзак для переноски груза и лодки или в качестве сиденья в лодке.
Борта лодки изготовлены из прорезиненной ткани на основе капрона (масса 1 м2 — 1300 г).
Основное назначение лодок — туристские походы до 3 категории сложности.
«Инзер-2» и «Инзер-3»
По всей вероятности, придутся по вкусу любителям путешествий и новые надувные катамараны «Инзер-2» и «Инзер-3», к выпуску которых готовится Стерлитамакский з-д «Авангард», Эти лодки можно будет использовать и в парусном варианте.
Лодки «Турист» (190 руб.), «НЛТ-4» (156 руб.) и 6—10-местный плот-понтон («ТЛП» (360 руб.), предназначенные для туристских путешествий, изготавливаются Уфимским з-дом РТИ только по заявкам Башкирского областного Совета по туризму и экскурсиям.
Моторные лодки
«Вега»
Лодка О-образной формы предназначена для использования не только на веслах, но и под мотором мощностью до 3 л. с. Борта лодки разделены на два изолированных отсека; диаметр баллона увеличен до 320 мм. Жесткость конструкции придает фанерная разборная слань, которая крепится к кильсону. Подмоторная доска («транец») навешивается на баллон через формовые резиновые бобышки. Скорость хода под мотором «Спутник» с двумя человеками на борту составляет 7,8 км/ч. Борта лодки изготовлены из прорезиненной ткани весом 1350 г/м2, днище — 1600 г/м2.
Лодка может использоваться для различных целей на различных водоемах, в том числе и на открытых. В исполнении I (без сланей и транца) лодка используется как 3-местная гребная (цена — 120 руб.); цена мотолодки — 170 руб. Изготовитель — ЯПО.
«Орион-8»
Мотолодка имеет классическую U-образную форму в плане и жесткий фанерный транец. Для придания конструкции жесткости на днище (под борта) вставляется настил, состоящий из 4 секций. Между настилом и мягким днищем расположен кильсон, состоящий из двух частей, соединенных специальным замком. Кильсон придает днищу килеватость и соединяется в корме с транцем, а в носу — с передней секцией пайола. Транец вставляется в формовые резиновые детали, наклеенные на бортах. С кормы транец закрыт мягкой шторой-переборкой, предохраняющей кокпит от попадания воды. Носовой козырек из прорезиненной ткани защищает кокпит от брызг.
Скорость хода лодки под 8-сильным «Ветерком» с одним человеком на борту — 27 км/ч, с полной нагрузкой — 21 км/ч.
В собранном виде комплект упакован в два чехла; в один — укладывается лодка, в другой — деревянные узлы.
Лодка может быть использована для плавания с подвесным парусом. Изготовитель — ЯПО, цена — 285 руб.
На что надо обратить внимание при покупке лодки?
В первую очередь, внимательно ознакомьтесь со всеми разделами Руководства по эксплуатации; займет это времени совсем немного, а польза будет. Затем необходимо проверить комплектность лодки и обратить внимание на качество приклейки деталей (отсутствие трещин на пресс-деталях, отклеившихся краев деталей, заделочных лент и т. д.).
Все лодки, поставляемые в торговую сеть, соответствуют строгим требованиям утвержденных на период 1984—1989 гг. ТУ 38005309—83, проверяются самим предприятием-изготовителем и должны иметь штамп ОТК. Можете быть уверены, что герметичность бортов и внутренних перегородок испытана. И тем не менее, чтобы убедиться, что выбранная вами лодка не была повреждена в дальнейшем, можно наполнить ее (при помощи меха) воздухом, тщательно завернув клапана и проверив наличие прокладок. Если после получасовой выдержки корпус лодки не станет дряблым, значит — все в порядке, лодка герметична.
При покупке не забудьте поставить штамп магазина, так как при его отсутствии гарантийный срок будет исчисляться с момента выпуска лодки на заводе.
Если вы купили лодку зимой и несли ее по морозу, не спешите дома разворачивать ее и надувать: дайте «вылежку» не менее I часа.
При подготовке лодки следует выбрать ровное место недалеко от воды, обращая внимание на то, чтобы не было битых стекол, проволоки и других предметов, способных повредить оболочку.
При правильной эксплуатации и хранении срок службы надувной лодки обычно составляет 8—10 лет; определяется этот срок, как правило, сроком старения самой прорезиненной ткани.
Как правильно эксплуатировать лодку? Об этом поговорим отдельно.