Наивная г-жа Антье
Бременское общество любителей парусного спорта «Герб Бремена» устраивало торжественный вечер. Приглашения послали и всем «шефам», т. е. лицам, ежегодно жертвующим обществу Ту или иную сумму. В их числе оказалась владелица небольшой фирмы г-жа Антье, регулярно переводившая по 500 марок. Ее пригласили, она письменно известила о своем согласии, и только тут руководители общества хватились: клуб-то мужской. По уставу,
освященному временем, женщины не допускаются! Пришлось звонить и намекать, что будет Лучше, если она пришлет супруга или какого-нибудь другого достойного представителя мужского пола.
Коса нашла на камень: г-жа Антье считает, что, если пожертвования от нее принимали без всяких оговорок, то и теперь их быть не должно: она непременно прибудет на этот вечер лично...
Судьба «первейшего волжского лоцмана»
Костромичам известен дом № 14 по улице Лермонтова. Здесь некогда жил богатый пароходчик Гордей Чернов — прототип героя горьковской повести «Фома Гордеев». Писатель был хорошо знаком с этим типично русским самодуром-купчиной. Знал он и то, что славился Чернов как феноменальный знаток фарватера от Твери до самой Астрахани. Когда в жаркие лета Волга мелела и все другие судовладельцы отправляли свои баржи с недогрузом, чтобы уменьшить осадку, Чернов становился за штурвал и сам проводил караваны с до отказа загруженными баржами через все мели и перекаты. Фирма процветала, но вдруг в зените славы «первейший волжский лоцман» исчез. Разнесся слух, что его утопили завистники. Миллионное дело, перешедшее в руки наследников, сразу же пришло в упадок. И только еще через несколько лет выяснилось, что Чернов скрылся в монастыре, чтобы «замаливать грехи».
Срюприз со дна моря
Отдыхающий на одном из турецких курортов американец-археолог случайно завел разговор с местными собирателями губок. Он спросил, не встречали ли они на дне чего-нибудь необычного? Самый молодой из ныряльщиков показал ему место, где «полно непонятных предметов, напоминающих каравай хлеба с ушами».
Так было сделано крупнейшее на Средиземном море открытие последних лет — найден груженный медью, оловом и золотыми слитками корабль, затонувший около 3400 лет назад в эпоху фараона Тутанхамона (или его предшественника Зхнатона). Первые же поднятые со дна находки — 300-килограммовые каменные якоря — привели исследователей в восторг.
О чем не подумал Даниель Дефо
Приключения Робинзона Крузо долго не давали покоя молодому голландцу Антону ван дер Ватеру. По моде XX века он решил «смоделировать» подвиг героя любимой книги. Захватив набор инструментов, мешочек семян и многозарядный карабин (вместо мушкетов), в начале 1965 г. он устроился на одном из бесчисленных островков Карибского моря. Однако даже первых всходов на своей личной плантации он не дождался! Европеец, не привыкший к горячим лучам тропического солнца, был спасен лишь случайно: его сняли с острова с сильнейшими ожогами кожи.
Но это не остановило Антона. Выйдя из больницы, он нанял баркас, который и доставил его на другой необитаемый остров. На этот раз «Робинзон» захватил мази от ожогов и обзавелся кое-какой современной техникой, включая радиопередатчик.
Что случилось с доктором?
Врач голландского корабля «Нептун», любивший прописывать при желудочных заболеваниях морскую воду, поскользнулся и упал за борт. Капитан, услыхав шум, выскочил наверх и спросил у первого попавшегося матроса: «Что случилось?» «Ничего особенного, — ответил тот,— доктор упал в свою аптеку...»
«Маугли» с Суматры
Бамбуковый плот, на котором несколько жителей Суматры переплывали пролив, перевернулся. Из находившихся на плоту пятерых детей спасли только одного малыша. Остальных отыскать не удалось. Недавно местные охотники обнаружили в заболоченных джунглях девочку, которая оказалась одной из пропавших. За шесть лет, проведенных в джунглях, Имийати (сейчас ей 12 лет) отучилась разговаривать, но довольно свободно объяснялась жестами.
Честь мундира и гражданские свободы
Сотрудник бюро прогнозов погоды порта Антверпен К. Боргхерд был строго предупрежден: в дни, когда официальный прогноз их бюро обещает ясную погоду, ему предписывалось оставлять свой неизменный зонтик дома. «Люди смеются, видя, что мы сами не доверяем своим прогнозам», — заявил шеф. Боргхерд взбунтовался и заявил, что мнение прохожих его не волнует, а носить или не носить собственный зонтик — его сугубо личное дело. В спор начальства со строптивым подчиненным включились многие инстанции и общественные организации, но кончился он довольно плохо — Боргхерд был уволен...
Водоросли-санитары
Чехословацкие ученые установили, что некоторые водоросли способны поглощать до 90% содержащегося в воде цинка, кобальта, фосфора и ряда других вредных веществ. Эти водоросли-санитары могут быть использованы для очистки вод промышленных стоков, не требуя больших затрат на очистные сооружения.
Загадка Атлантики?
У побережья американского штата Нью-Джерси моряками проходящих судов были отмечены загадочные подводные взрывы — на поверхности периодически появлялись фонтаны брызг. Ученых это, однако, ничуть не заинтересовало: этот феномен они объяснили, не вставая из-за стола. Причина более чем прозаическая: газы, образующиеся в толще мусора, выброшенного в воду с разрешения нью-йоркской мэрии.
Снова неспокойно
Вновь прошла солка пиратских нападений на суда в Малаккском пролива и Южно-Китайском море. Пираты неизвестной национальности, но хорошо говорящие по-английски, вооруженные автоматами и гранатами, на мощном быстроходном катере ухитрились за один день ограбить судовые сейфы и моряков на нескольких судах, среди которых были крупный контейнеровоз из Сингапура «Икан Дури», танкер «Паттами» и другие.
Несостоявшийся рекорд
Швейцарский автогонщик М. Хурзеллер поставил новый мировой рекорд скорости на автомобиле, движущемся... задом наперед: проехал за один час 81,9 км, превысив предыдущее достижение на 5 км.
Аппетит приходит во время еды: рекордсмен заявил, что для него не составит особого труда повторить спортивный подвиг и на воде, так что репортерам нет смысла расходиться — сейчас ему из ближайшего водного клуба привезут подобающий случаю глиссер. Рекорд, однако, не состоялся «по техническим причинам»: «оказалось», что гоночные суда заднего хода не имеют...
Профессия не для женщин
Вместо капитана, сраженного пулей, на шканцах появилась его жена. И командовала экипажем купеческого судна так умело, что пираты, имевшие явное численное превосходство, едва одолели моряков. По неизвестным соображениям они сохранили смелой женщине жизнь. А дальше произошло невероятное. Она стала у них своего рода военным советником — «внештатным» главарем. Для начала потребовала навести на пиратской флотилии дисциплину, наладила четкую работу «разведки», оповещения и связи, щедро платила осведомителям, решительно карала виновных и была справедлива при дележе добычи... На сцену вышли зависть, а возможно и ущемленное самолюбие: как бы там ни было, однажды утром ее нашли убитой. Имя героини этой малоизвестной истории не сохранилось.
Спорт по-адмиральски
«Предлагаю командирам башенных фрегатов и мониторов к исполнению нижеследующее; ежедневно в 8 утра, а если паруса отдают, то по отдаче парусов, отправлять команды — одну вахту при офицере на суда, имеющие рангоут, для практических упражнений — бегать по вантам. Шлюпки с командой пристают к правому борту рангоутного судна и, высадив там людей, переходят на левую, где и принимают свои команды, уже перебежавшие через салинг.»
(Приказ адмирала Г. И. Бутакова, № 29, 1872 г.)
Почти родственники
Когда гавайская королева гостила в Англии, ее приняла в Букингемском дворце королева Виктория. Во время беседы гостья между прочим сказала, что в ее жилах тоже течет английская кровь.
— Как это может быть? — удивилась королева Великобритании.
— Мои предки съели капитана Кука.
Ферма на плаву
Корова на судне — не новость. Когда-то только таким путем можно было решить проблему снабжения пассажиров молоком. В наши дни появился и другой вариант.
В Сингапуре, где земельные участки очень дороги, найти клочок территории для животноводческой фермы практически невозможно. В порядке эксперимента 600 коров расположили в трюмах списанного парохода, стоящего на приколе.
Главное не ошибиться
Капитан Буль каждое утро первым делом открывал свой сейф, вынимал листок бумаги, внимательно читал его и лишь после этого приступал к своим капитанским обязанностям. Весь экипаж долго гадал, что написано на бумажке. Однажды боцману удалось подобрать ключ. На заветном листке было написано: «Памятка! Штирборт — правый борт, бакборт — левый борт».
Где раки зимуют?
На этот вопрос сотрудники КаспНИИ рыбного хозяйства могут ответить абсолютно точно: для производственного объединения «Туркменрыбпром» они составили подробные карты «рачьих полей». Теперь в районах Северного Каспия бригады промысловиков добывают раков.
Рыбный дождь
Пожилой лондонец Р. Лэнгтон готов был поклясться, что так не бывает. До того дня, когда рано утром после проливного дождя он выглянул в окно и увидел, что весь его приусадебный участок устлан густым «ковром» из... живой рыбы.
«Я слышал ночью, что сильно лил дождь...» — только и мог объяснить он репортерам. Смерч «засосал» воду Темзы с рыбой, поднял ее в воздух и «опустил» в 2,5 мили от берега именно у дома Р. Лэнгтона.
Это первый зарегистрированный в Лондоне случай «летающей» рыбы.
Древнеегипетская головоломка
В тот день 26 марта 1954 г, бригада землекопов работала у южной стены пирамиды Хеопса, — вспоминает руководивший работами Камаль Эль-Маллах. — Меня почему-то не оставляло чувство, что под нами, под ремонтируемой дорогой, пустота. Мы наткнулись на тесаный блок известняка. Раскопали сорок с лишним таких плит. Проделав между ними небольшое отверстие, я взял зеркальце и направил солнечный луч внутрь: удалось рассмотреть лопасть большого весла, стало ясно, что захоронена лодка в натуральную величину. Потом я узнал, что ото лодка, предназначенная для плавания фараона навстречу богу солнца Ра».
Когда каменное перекрытие разобрали, обнаружили, однако, не готовую к плаванию ладью, а лишь приготовленный около 5000 лет назад комплект деталей для ее сборки в потустороннем мире. Аккуратнейшим образом, крест-накрест в 13 рядов, были уложены 1224 детали, вырезанные из ливанского кедра и акации и пропитанные консервирующими пряностями. Заготовлен был и «крепеж» — около 5000 метров веревки, вконец истлевшей за тысячелетия. Рядом лежали и 12 весел.
Соблазн воспользоваться комплектом и получить «солнечный корабль», построенный мастерами Хеопса, был велик. Однако не было ни какого-либо сборочного чертежа, ни маркировки деталей, ни намека на порядок их укладки. Никто не знал, как должен выглядеть конечный результат; не было ни моделей, ни подходящих изображений.
За дело взялся опытнейший реставратор Управления по охране памятников — Юсеф Мустафа. Он изучил весь имеющийся в распоряжении историков материал о судостроении древних египтян. Не один месяц провел в музеях, архивах и библиотеках Каира, Парижа и Лондона, консультировался у не умевших ни писать, ни читать плотников Александрийского порта и профессоров ведущих университетских центров.
Осенью 1957 г. была поднята и прошла консервацию последняя деталь. Сделав точные копии каждой из 1224 частей, реставраторы в первом приближении классифицировали их и начали по-разному складывать, чтобы получались какие-то более крупные узлы корпуса. Сборка кубика Рубика — детская игра по сравнению с многолетними мучениями Мустафы и его помощников. Хотя и обнаружилось подобие ключа к решению одной из главных загадок (едва заметные значки на нескольких деталях обшивки подсказали порядок их соединения), хотя и были, казалось, выяснены на моделях все принципиальные вопросы, четыре первые попытки сложить из деталей корпус кончились неудачей.
Решение головоломки заняло 11 лет. И вот собранный без единого гвоздя при помощи тросовых стяжек и деревянных шипов 40-метровый корабль фараона обрел плоть. Резной нос в виде папируса (символ Южного Египта) и корма, изображающая лотос (символ Северного Египта), специальная платформа для тела усопшего — таков облик на сегодня самого древнего в мире судна, которое с 6 марта 1982 г, стало доступным для обозрения.
Без моряков не обошлись
Воспетый Александром Пушкиным «Медный всадник» — одна из самых известных конных статуй мира. Его история изучена в деталях, однако мало кто знает, что при его создании потребовалась и помощь штурманов-гидрографов. В 1768 г. Адмиралтейств-коллегия поручила вице-адмиралу А. И. Нагаеву «составить специальную лоцию и путевую карту тому фарватеру, по коему должен быть везен Гром-Камень под монумент Петра Первого». Перевезти огромный валун через несудоходное мелководье было непростой задачей. Руководил ее решением адмирал С. И. Мордвинов.
Чудеса штурманского искусства
Мурманские рыбаки, промышлявшие мойву, рассказали о недавней встрече с белым медведем. Точнее — это была медведица с дитенышем, попавшие в трал. Хлопот они доставили много. С большим трудом непрошеных гостей вызволили из сетей. Получив от моряков солидную порцию рыбы, медведи совершенно спокойно развернулись и поплыли в открытое море. Штурман не поверил своим глазам: курс на невидимый за горизонтом архипелаг звери проложили абсолютно точно. И уверенно следуя точно по прямой они так и скрылись. Медвежонок плыл, цепко держась лапами за мать...