Положение в «Труде» сложилось тяжелое. Клуб, имевший ранее хорошие традиции, готовивший отличных яхтсменов, за последние годы резко снизил свои показатели по всем позициям — по массовости, работе с детьми, подготовке высококвалифицированных гонщиков. Специализированная детско-юношеская парусная школа олимпийского резерва (СДЮШОР) практически перестала существовать, учебно-тренировочная и спортивная работа оказалась разваленной, материальная часть — запущенной, большинство тренерско-преподавательских и административных должностей — вакантными. Тогда в начале следующего года Городской совет ДСО по рекомендации Центрального совета укрепил руководство клуба, назначил нового директора. Работа в «Труде» стала оживляться: административные и тренерские штаты были укомплектованы квалифицированными кадрами, начала возрождаться СДЮШОР, для учащихся был проведен летний спортивно-оздоровительный лагерь. Однако именно в это время между администрацией и бюро крейсерской секции клуба возник затяжной конфликт.
По сложившейся практике все выборные должности в совете клуба занимали исключительно члены крейсерской секции. Решения и рекомендации этой секции при распределении яхт, назначении их капитанов считались окончательными, причем при выборе кандидатур яхтенных рулевых и капитанов представители секции руководствовались, в основном, формальным сроком пребывания кандидата в числе членов яхт-клуба, его спортивной квалификацией и личными отношениями. Совершенно не принимались во внимание такие важные моменты, как участие членов клуба в решении его главных задач, таких, как содействие и помощь спортсменам в освоении теории и практическом обучении парусному делу, привитие им традиционных в парусном спорте высоких моральных и этических качеств, нравственности, патриотизма и взаимопомощи, создание в клубе условий Для всесторонней общефизической подготовки, забота каждого о престиже и спортивном авторитете клуба.
Стремление новой администрации повернуть работу именно в этом направлении встретило неприкрытое противодействие некоторых членов крейсерской секции. Обстановка в клубе стала нетерпимой, пришлось назначить еще одно разбирательство.
Бюро Центрального совета после всесторонней проверки деятельности яхт-клуба приняло постановление, которым обязало МГС ДСО «Труд» и руководство яхт-клуба принять конкретные меры по улучшению учебно-тренировочной, спортивной, хозяйственной и административной деятельности. Но и после этого положение нормализовывалось туго. Кое-кто из членов крейсерской секции не понял или попросту не захотел понять сути и смысла принятых мер, усматривая в них, по-видимому, ущемление своих «прав». Тех «прав», которые справедливо критиковались в центральной печати и по которым некоторые капитаны крейсерских яхт привыкли считать себя их полновластными хозяевами, привыкли использовать суда по своему усмотрению.
К сожалению, подобные ситуации в разное время возникали и в других яхт-клубах нашего общества, проявляются они и теперь. Характерно, что причины и обстоятельства конфликтов очень схожи: порождаются они неясностью установок, недоработкой части важных организационных моментов. Это и побудило меня взяться за перо, чтобы на страницах журнала поговорить о главных на сегодняшний день вопросах в жизни яхт-клубов нашего ДСО.
Для многих руководителей яхт-клубов до сих пор остается неясным, что считать основным в работе — подготовку молодежи в детско-юношеских спортивных школах и секциях или же привлечение к занятиям парусным спортом всех желающих? Если предпочтение отдавать молодежи, то материальная часть яхт-клубов неизбежно будет комплектоваться главным образом спортивными судами олимпийских классов. Крейсерские яхты и секции отодвигаются при этом на второй план. Возникает вопрос: нужны ли они вообще?
Людей зрелого возраста олимпийские классы яхт в парусном спорте привлекают мало, им больше по душе крейсерские гонки, дальние спортивные плавания, а также одно-двухдневные походы, дающие хороший заряд бодрости. Но закупка и содержание крейсерских яхт связаны со значительными расходами. Кроме того, неправильное использование «крейсеров» в центральной прессе справедливо подвергалось резкой критике, и многие руководители сейчас стараются воздержаться от приобретения дорогостоящих яхт, не видя им применения.
Так какое же из двух решений выбрать: ориентацию только на чисто спортивные суда или же, плюс к тому, и на крейсерские яхты?
Остается нерешенным и такой вопрос: по каким критериям и показателям следует оценивать работу яхт-клубов? По количеству занимающихся в нем или по чисто спортивным достижениям коллектива? Любые же перекосы в ту или иную сторону могут отрицательно сказываться на работе клуба, обстановке в нем, как это и случилось в московском «Труде». Поэтому, на наш взгляд, руководителям и спортсменам яхт-клубов будет не лишне уяснить для себя — что есть клуб в парусном спорте, какие задачи прежде всего он должен решать?
В яхт-клубах новички делают первые шаги в познании парусного дела, здесь они мужают, годами набираются опыта, достигают спортивной зрелости. Премудрости управления яхтами нельзя одолеть только под руководством тренера, тут необходимо вобрать в себя опыт поколений яхтсменов, законы парусной этики, хорошей морской практики, которые передаются, как говорится, с рук на руки в экипажах яхт, в коллективах. Настоящий яхтсмен должен владеть несколькими рабочими профессиями, такелажным делом, чтобы содержать яхту исправной. И в этом коллективный опыт, знания старших товарищей незаменимы. Словом, вся спортивная жизнь яхт-клуба замкнута на тесном общении яхтсменов разных поколений. Поэтому постановка учебно-тренировочной, спортивной работы, налаженность хозяйственной части в яхт-клубе, моральная обстановка в нем, — все имеет первостепенное значение.
Сегодня Всесоюзное добровольное спортивное профсоюзное общество «Труд» объединяет спортсменов и физкультурников тысяч предприятий промышленности и строительства, расположенных во всех республиках, краях и областях Советского Союза. Наше ДСО насчитывает .около 12 миллионов человек, состоящих в 14 отраслевых профсоюзах. Постановление партии и правительства «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» обязывает всех руководителей предприятий, министерств и комитетов профсоюзов заботиться о развитии в своих коллективах физкультуры и спорта, всячески содействовать этому. Сейчас в системе наших ДСО, на балансе промышленных и строительных организаций, под флагом «Труда» имеется 52 крупных и средней величины яхт-клуба, не считая малочисленных секций. И сеть их будет неуклонно расширяться. Так что парусный спорт, особенно занятия виндсерфингом, вскоре станут по-настоящему широкими, массовыми.
Достижения в области «чистого» спорта, завоевание призовых мест и медалей чемпионов в соревнованиях всех рангов, конечно, остаются одной из главных забот каждого городского, областного и республиканского совета ДСО «Труд». Но наряду с этим не менее, а на наш взгляд, более важно, чтобы максимальное количество людей занималось физкультурой и спортом даже без прицела на олимпийские высоты, потому что это укрепляет здоровье, повышает трудоспособность. И молодежи, и людям зрелого возраста одинаково необходимо, чтобы физическая культура и спорт прочно вошли в их повседневную жизнь, сделали наших людей более крепкими, выносливыми и работоспособными. Эту непреложную истину мы и должны иметь в виду как конечную цель в деятельности наших ДСО.
Территории наших клубов достаточны для размещения различных спортивных сооружений. Но во многих ли яхт-клубах сегодня есть волейбольные, баскетбольные и городошные площадки, турники, кольца и гимнастические брусья? Нет, их почти не встретишь, хотя устройство и оборудование городков для общефизической подготовки внутри клубов больших сложностей не представляет, это вполне можно сделать силами самих коллективов. Зачастую руководители и общественность считают спортивные площадки и гимнастические снаряды чуждыми для яхт-клубов.
Слов нет, главный смысл существования яхт-клуба в организации подготовки яхтсменов, тренировок на воде, проведении соревнований и дальних спортивных плаваний. Однако физические нагрузки, которые испытывают яхтсмены, совершенно недостаточны для гармонического физического развития человека, выработки у него выносливости, силы и крепости, быстроты реакции, столь необходимых для управления яхтой в экстремальных условиях. Наши олимпийские чемпионы по парусу считают, что добиться высоких спортивных результатов им помогла, прежде всего, хорошая общефизическая подготовка. Центральный совет ДСО «Труд» будет требовать создания во всех яхт-клубах спортивных городков с открытыми игровыми площадками, гимнастическими снарядами. И уж, конечно, в гаванях яхт-клуба нужно выгородить одну-две плавательные дорожки, устраивать открытые бассейны для обязательного обучения яхтсменов умению плавать. Периодическую сдачу норм ГТО мы считаем обязательной для всех занимающихся парусным спортом.
Особого внимания заслуживает вопрос организации детско-юношеских школ либо секций. Прежде всего, они должны существовать при каждом яхт-клубе! Но тут важно избежать некоторых ошибок прошлых лет, когда тренеры в клубах отдавали все силы только лишь достижению высоких результатов отдельных, перспективных воспитанников. Это приводило к тому, что одни ребята получали лучшую материальную часть, пользовались постоянным вниманием тренеров и преподавателей, а другие — большинство — оказывались обделенными. Такое положение обуславливалось тем, что работу тренера оценивали по количеству и «качеству» подготовленных им призеров, молодых яхтсменов, вошедших в состав областных, республиканских сборных команд, сборных команд страны.
Подобную практику в яхт-клубах нашего ДСО нужно изменить. Это вовсе не значит, что наши тренеры не будут стремиться воспитывать настоящих мастеров и чемпионов парусного спорта. Нет, и победы, и медали нам нужны, как и прежде. С той лишь разницей, что подготовку будущие призеры станут проходить наравне со всеми, только по мере успехов на клубных, городских или областных соревнованиях они смогут переходить в следующую группу обучающихся, к другим тренерам. Отбор в сборные команды разных степеней будет строиться по принципу «треугольника», без ущерба для основной массы молодежи, занимающейся парусным спортом. А чтобы дети и юноши росли физически развитыми, крепкими и выносливыми, при каждом яхт-клубе, при каждой детско-юношеской парусной школе летом должны работать оздоровительные лагеря в две смены.
Мальчишками у каждого из нас был свой идеал мужчины, героя для подражания. Хорошо, если этот идеал оказывался действительно того достойным. Сейчас подростки и юноши раньше обычного требуют признания себя как личности, проявляют свое «я». Хорошо, когда взрослые умеют понять и признать молодую личность, помочь ей проявиться в правильном направлении. Равнодушие, показную снисходительность к своей молодости и неопытности подростки воспринимают болезненно, подчас реагируют на это тем, что предпочитают проявлять даже отрицательную индивидуальность, нежели не иметь в глазах окружающих никакой. А это чревато срывами, неприятными происшествиями в коллективах. Словом, в воспитании и становлении молодежи очень много значит моральная атмосфера. А так ли часто яхтсмены зрелого возраста в клубах оказывают внимание, помощь и покровительство молодым, служат им примером спортивной этики?
К сожалению, на примере московского «Труда» и ряда других яхт-клубов можно дать лишь отрицательный ответ. В столичном клубе нашего общества занимается около 200 яхтсменов старшего возраста, многие из которых имеют спортивные разряды, звания кандидатов в мастера и мастеров спорта, квалификацию рулевых первого класса и яхтенных капитанов. Примерно столько же воспитанников, делающих первые шаги в парусном спорте, обычно насчитывала СДЮШОР. Чему же опытные, маститые яхтсмены научили молодое поколение. Практически ничему.
Комиссии, проверявшей работу «Труда» и его крейсерской секции, никто в клубе не смог похвастать тем, что кто-либо из взрослых капитанов пригласил участвовать в гонках, дальнем плавании ребят из СДЮШОР. Не нашлось ни одного экипажа крейсерской яхты, который взял бы шефство над одним-двумя «Оптимистами», «Кадетами», «420» или «470». Никто из признанных авторитетов — капитанов «крейсеров» не удосужился дружески, не в формальной обстановке, побеседовать с ребятами о романтике и трудностях дальних плаваний, преподать молодежи практические советы, рассказать о непреложных законах товарищества, коллективизма среди советских спортсменов-парусников, моряков. Территория «Труда» на три четверти пустует, взрослые и не подумали об ее благоустройстве, создании спортивного городка для себя и для питомцев СДЮШОР.
Члены крейсерской секции клуба практически устранились от работы с молодежью, использовали свои яхты в основном для личного отдыха. А когда новое руководство яхт-клуба «покусилось» на интересы секции, ее бюро, часть членов стали противодействовать администрации в ее начинаниях.
Так что же? Следует ликвидировать или «сворачивать» крейсерский флот, заменять его яхтами других классов? Нет, и в столичном, и в других клубах мы будем по мере возможности развивать и поддерживать крейсерские секции.
У с лешие одно: чтобы «крейсера», их экипажи и капитаны работали на молодежь, активно помогали в ее воспитании, подготовке. Зрелость и молодость должны составлять в яхт-клубах единый организм, дополнять ДРУГ друга. Центральный совет будет добиваться, чтобы шефство опытных яхтсменов над молодежью стало обязательной практикой, но результатам которой оценивалась бы работа всего коллектива яхт-клуба и отдельных его членов. Поэтому бюро Центрального совета ДСО и решило передать крейсерские яхты «Труда» в ведение СДЮШОР.
Надеемся, что новая администрация яхт-клуба МГС ДСО «Труд», а по ее примеру и руководство других клубов нашего общества, сумеет правильно понять и решить эту проблему.
Более ответственно следует подходить и к выбору кандидатур на должности капитанов яхт. Согласно «Инструкции о порядке эксплуатации крейсерских яхт и организации занятий парусным спортом на них», утвержденной Спорткомитетом СССР в октябре 1983 г., капитаны, кроме высокой спортивной квалификации, должны обладать еще и хорошими морально-педагогическими качествами, которые в полной мере отвечали бы задачам воспитания молодежи.
Другая инструкция Спорткомитета СССР — о правилах проведения крейсерских гонок — требует включения в число экипажей яхт по одному юнге в возрасте от 16 до 20 лет. Не следует ли признать правильным, чтобы каждый экипаж крейсерской яхты, уходящей не только в гонку, но и в любое дальнее плавание, просто на отдых, имел в своем составе юнг.
В нашем ДСО образована федерация парусного спорта. Она призвана изучить опыт лучших клубов, выработать типовые рекомендации для постановки учебно-тренировочной, спортивной, шефской и воспитательной работы в коллективах. Это поможет яхт-клубам ДСО «Труд» лучше выполнять задачи в развитии массовости занятий парусным спортом, выдвинутые перед всеми нами постановлением партии и правительства.
От редакции
Публикуя эту статью, мы надеемся, что руководители других ДСО и яхт-клубов страны, яхтсмены выскажут свое мнение и предложения по затронутым вопросам.