В принципе, можно было бы повторить все, что говорилось год назад, когда подводились итоги предыдущей ярмарки (см. «С прицелом на будущее» в №106). В основном положение не изменилось. Как и все последние годы, заметное снижение спроса на моторные лодки и мощные моторы, которое привело к явному затовариванию складов, заставляло представителей торговли быть очень и очень осторожными при заказе промышленности. Работники оптовых торговых баз и на этот раз без всякого энтузиазма знакомились с перспективными, по мнению конструкторов и заводчан, моделями, заказывали их буквально единицами. Стороной старались обойти стенды, на которых были выставлены давно хорошо знакомые, но снятые с серийного производства модели, такие, как «Нептун-3», «Крым», «Ладога-2», «Онега», моторы «Нептун-23» и пермский «Вихрь-30». Это заводы пытались избавиться от продукции, скопившейся на заводских складах за последнее время. Но ведь эти же самые модели лежат в ожидании уценки и на складах магазинов!
Всего же торговля «закупила» у промышленности, т. е. заказала заводам на 1985 г., 45 704 прогулочно-туристских судов различных типов — на 2 тысячи меньше, чем на предыдущей ярмарке. И это не было неожиданностью — примерно такой уровень заказа и ожидался специалистами по сбыту.
И вообще — неожиданностей не было.
Как и можно было предположить, стала «бестселлером» одноместная складная алюминиевая охотничья лодка Новосибирского авиазавода имени В. П. Чкалова: предложенная партия в 5500 штук была закуплена в первые же дни работы ярмарки. Так же — «с дефицитом» — разошелся и 8-сильный подвесной мотор «Ветерок-8»; Ульяновский моторный завод предполагает выпустить 8 тысяч таких моторов.
Гораздо сложнее обстояло дело с формированием программы заводов, планирующих выпуск моторных лодок и катеров. К последним дням работы ярмарки было закуплено всего 1000 лодок типа «Обь-3», 26 «Амуров» (всех трех модификаций!), 1200 «Крымов», 660 «Казанок-5М2», 450 «Прогрессов», 250 «Автоботов», 30 «Неманов-2». Тем не менее представители отдельных оптовых баз отмечали, что кое-где начинает ощущаться потребность в новых мотолодках, хотя остатки на складах велики — нераспроданных лодок еще много. Так, Латвийский республиканский «культторг», имея в остатках 480 лодок и 800 моторов, заказал на 1985 г. 3 — «Ладоги-2», 24 — «Автобота», 70 — «Малюток-2».
«Парусного бума» тоже пока не заметно: парусные лодки и мини-яхты торговля заказывать не торопилась, ссылаясь на низкий спрос из-за отсутствия удобных для парусников акваторий.
Отмечено не очень-то приятное некоторое снижение цифры заказа гребных и гребно-моторных лодок, в первую очередь шпоновых. Объясняется это, видимо, тем, что рынок такими лодками достаточно насыщен; главным их покупателем стали различные базы проката, а на веслах имеющиеся в продаже лодки тяжеловаты, неудобны для эксплуатации в таких условиях.
Все сказанное давно уже не является откровением. Наши конструкторы, пытаясь учесть изменение торговой конъюнктуры, стараются нащупать такие типы лодок, которые могли бы в самом ближайшем будущем заинтересовать покупателей. Но, естественно (и об этом не раз уже говорилось), на пути любой новинки к потребителю сначала встают те самые представители торговых баз, которые первыми дают оценки и решают судьбы новых моделей. На предыдущей ярмарке промышленность предложила десять новинок! Пробилась ли из них хоть одна? Что-то их названий в сводной «ведомости» заказа не видно.
Вот, к примеру, «Казанка-К» — лодка нового типа (каноэ), изготовленная из практичного материала (легкий сплав), пригодная для перевозки на верхнем багажнике (вес 41 кг) и не очень дорогая. Однако, выступая от имени потенциальных покупателей, представители торговли, делая заказ на 1985 г., решили, что такая лодка потребителю не нужна. Заказа на «Казанку-К» предприятие не получило; следовательно, о запуске в серию не может быть и речи, хотя модель предлагалась уже как серийная.
Заводы продолжают напряженную работу по отработке новых моделей. На ярмарке 1984 г. мы снова видели девять совершенно новых лодок. Не ждет ли их столь же печальная судьба? Ясно одно: необходимо совершенствование связей промышленность — торговля — потребитель, оно становится все более важной и все более актуальной задачей! К обсуждению этого сложного, комплексного вопроса мы еще вернемся, а пока, выполняя наказ читателей, ответивших на нашу анкету по тематической направленности журнала, представим новинки, которые могли видеть посетители ярмарочной выставки образцов. В общей сложности на ней экспонировались самые различные прогулочно-туристские суда 36 типов. Другими словами, каждое четвертое из них было — новым, еще не известным читателям и, добавим, возможным покупателям.
Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова представило, кроме уже упоминавшихся мотолодки «Казанка-5М2» и каноэ «Казанка-К», две новые модели простых и дешевых лодок.
«Казанка-7» (длина — 3,8 м; ширина — 1,2 м; высота борта — 0,55 м) представляет собой дюралевую «озерную» универсальную лодку под мотор и весла. Лодка имеет круглоскулые обводы. В качестве материала для изготовления клепаного корпуса выбран легкий сплав Д1 толщиной 1,5 мм на днище и 1,0 мм на бортах. Продольного набора нет, шпангоуты — штампованные. Пенопластовые блоки зашиты внутрь банок, рундучков нет. Такая «спартанская» конструкция позволила получить вес (около 60 кг), близкий к минимально возможному; при желании этой лодкой с успехом могут воспользоваться автолюбители, перевозя ее на верхнем багажнике. «Казанка-7» имеет грузоподъемность 350 кг (предельная пассажировместимость 4 человека). Под 12-сильным мотором налегке она будет глиссировать. Цена — 180 руб. Предприятие могло бы начать производство уже сейчас, выпуская по 4 тыс. шт. в год.
Взятая за прототип канадская лодка «Алкан» также была выставлена на ярмарке. И можно было, сравнивая модели, отметить, что прототип при несколько (незначительно) меньшей длине имел на 150 мм большую ширину и на 12 кг больший вес, но зато был рассчитан на вдвое более мощный подвесной мотор; в паспорте «Алкана» записано, что под мотором 23 л. с. он развивает скорость 32 км/ч. Видимо, есть смысл увеличить границу допустимой мощности и для «Казанки-7». Одно это сразу же помогло бы расширить круг возможных покупателей!
Есть и еще одно немаловажное обстоятельство. Цена — ценой, но казанцам, безусловно, стоит поработать над улучшением отделки. Очень характерно отношение представителей торговли к этим двум по сути идентичным моделям. У канадской лодки они неизменно останавливались. И действительно, стоило остановиться. Снаружи серебристый чистый металл корпуса покрыт лишь защитным слоем лака; носовая палуба и планширь — окрашены стойкой эмалью сочного голубого цвета. Нарядно выглядели гладкий бортовой профиль, закрывающий края стыков, заклепки с фигурной головкой, имитирующее дерево покрытие на банках. «Такую лодку у нас брали бы и за 400 рублей!»— таково было мнение многих представителей торговых баз страны. Около «Казанки-7» никто особенно не задерживался. Ярмарка уже кончалась, а было продано всего 50 таких лодок.
Вторая новинка «горбуновцев» — моторная лодка «Казанка-6» из того же легкого сплава Д1, предназначенная для хозяйственных целей. Длина лодки — 3,8 м, ширина — 1,1 м, высота борта — 0,45 м. Вес — 60 кг. Допустимая мощность мотора — 5 л. с. И опять-таки, почему именно 5 л. когда 5-сильный мотор давно не выпускается? Неужели никак нельзя было сделать лодку с расчетом на 8-сильный «Ветерок»? Применены упрощенные обводы типа «джонбот». Благодаря высокой технологичности подобной конструкции удалось снизить себестоимость производства мотолодки до минимума. Но вот вопрос: найдет ли новая модель покупателя? Имеющийся опыт разработки практически однотипных (и одинаково непривычных для нас) «Тайменя» и «Таврии», которые торговля встретила очень настороженно, во всяком случае, не дает оснований для особого оптимизма.
Информация об изображении
Гребная лодка «Голавль» из стеклопластика, сделанная методом вакуумного формования
Другую новую модель мотолодки — алюминиевую «Москву-4» новинкой можно назвать лишь условно. В принципе, это та же «Москва-2». Отличие новой модели состоит только в том, что благодаря установленным на нее интерцепторам лодка рассчитана на эксплуатацию уже не под двумя, а под одним мотором мощностью 30 л. с. конструкторы гарантируют 35 км/ч. Если учесть, что с 60 л. с. ее скорость не превышала 37 км/ч, такую скорость с одной «тридцаткой» можно считать очень хорошим результатом. Привлекает и цена —2300 руб., т. е. на 700 руб. ниже прежней.
Гребная лодка «Голавль» из стеклопластика, сделанная методом вакуумного формования
Устойчивый сбыт одноместной складной охотничьей лодки из легкого сплава подтолкнул конструкторов ЦКБ «Нептун» на мысль спроектировать аналогичную, но двухместную лодочку, на которую можно было бы ставить 2-сильный «Салют». Размерения экспериментальной лодки «Кулик» — 3,80X1,12X0,42 м; складывается она из трех секций в пакет весом 30 кг.’ Серийное производство намечено поручить киевскому заводу «Ленинская кузница». Ориентировочная цена «Кулика» — 150 руб.
Охотничьи базы и хозяйства сейчас обходятся, как правило, случайными или самодельными лодками, которые не удовлетворяют требованиям охотников, недолговечны, непрактичны. Специально с учетом их пожеланий конструкторами ЦКБ «Нептун» спроектирована легкая двухместная охотничья лодка «Крохаль». Длина ее — 3,84 м при ширине — 1,0 м и высоте борта — 0,35 м. Корпус выклеен из трех слоев шпона. Благодаря выбору этого материала удалось получить малый вес лодки (всего 35 кг) и приспособить ее для крупносерийного производства на Городецкой судоверфи; ориентировочная цена — 150 руб.
По своим обводам «Крохаль» напоминает челноки народной постройки. Узкий корпус с острыми оконечностями легко проходит по зарослям камыша, узким и мелководным протокам, которые недоступны для лодок других типов; «Крохаль» легок на ходу, отличается высокой маневренностью. Именно такую лодку давно ждут от нашей промышленности охотники рыболовы-любители. Удовлетворительно справляется лодочка с невысокой волной; запалубленные нос и корма защищают лодку от забрызгивания, здесь можно уложить все необходимое снаряжение. Лодка снабжается двумя веслами-гребками, но могут быть применены и распашные, и байдарочные весла. Гребцы располагаются на двух пристегиваемых съемных банках из жесткого пенопласта. Грузоподъемность лодки - 150 кг.
Большой переделке подверглась всем хорошо известная пластмассовая «Онега». Лодка эта из-за отсутствия седловатости и малой высоты борта заливалась встречной волной; широкий погруженный в воду транец «тащил» воду — грести на ней было тяжело. Модернизированная «Онега-2» (длина — 2,84 м; ширина — 1,3 м; высота борта — 0,49 м) имеет четко выраженные катамаранные обводы, более высокий борт, просторный кокпит. Конструкторы отказались от заполнения пространства между оболочками пенопластом, который набирал неизбежно попадающую внутрь воду, отчего вес лодки увеличивался. Новая модель весит всего 45 кг, т. е. на 15 кг легче старой. «Опега-2» будет комплектоваться мачтой с парусом площадью 3,5 м2, распашными веслами; на нее можно установить и 2-сильный мотор. Некоторое сомнение вызывает продольная банка во ДП лодки; нужна практическая проверка удобства такого решения. Ориентировочная цена лодки — 370 руб.
На двух других новинках ярмарки — яхте «Нева» и мотолодке «Обь-3» — мы по останавливаемся; читатели уже знакомы с ними по описаниям, опубликованным в «КЯ» №100 и №110. Добавим лишь, что выставленный образец яхты приобрел капитана уже на второй день работы ярмарки; мотолодку «Обь-3» (ориентировочная цена 800 руб.) торговля также встретила благожелательно.
Уникальной со многих точек зрения можно назвать самую интересную новинку — «гвоздь» ярмарочной выставки: стеклопластиковый катер «Крым-4» с водометом и двигателем от автомобиля «Волга». Аналогов ему, действительно, нет.
Стеклопластиковый корпус длиной 5,5 м при ширине — 2,15 м и высоте борта — 1,0 м имеет килеватые обводы (уголки лева тосты днища 16° на транце и 17° на миделе) с тремя парами продольных реданов и центральной лыжей. Катер рассчитан на плавание в морских условиях при волне до 4 баллов. Заслуживает высокой оценки отделка нового «Крыма». Впервые для предохранения пигментированного наружного слоя от растрескивания применен полиуретановый лак.
Интересно решена конструкция рубки: она состоит из нескольких узлов, собираемых на быстросъемных замках. В зависимости от погоды и условий плавания рубку можно снять вообще (узлы убираются в катер на штатные места) или собрать ее в нескольких вариантах: без крыши; с центральной или боковыми частями крыши; без задней стенки и т. д. На стоянке полностью смонтированная рубка запирается замком.
Необычна и планировка кокпита: благодаря вынесению части водомета за транец и смещению двигателя на правый борт, в самый угол, полезная площадь здесь как бы увеличивается. В кокпите установлены переносные раскладывающиеся кресла, имеется складной столик; кокпит закрывается быстросъемным тентом.
Одноступенчатый водомет имеет оригинальную схему реверсивного рулевого устройства, обеспечивающего высокую маневренность и на переднем, и на заднем ходу; «Крым-4» может поворачиваться на месте вокруг собственного центра тяжести, останавливается с полного хода на расстоянии всего 6 м. Закрывающий водомет сверху кожух образует площадку с поручнями дли выхода из воды; удобна эта площадка и при швартовке.
Максимальная скорость «Крыма-4» при полном водоизмещении 1300 кг относительно высока — 42—45 км/ч. Конверсию автомобильного двигателя «ЗМЗ-4021-10» судостроители выполняют самостоятельно; эксплуатационная мощность двигателя — 70 л. с., работает он на бензине А-76. Ориентировочная стоимость — 6500 руб.
Промышленность имеет возможность выпускать по 500 таких катеров в год, но для начала необходим заказ хотя бы серии в 50 «Крымов-4». Когда мы беседовали с конструкторами катера в самом конце работы ярмарки, имелся заказ лишь на 15 катеров. По нашему мнению, «Крым-4» является весьма перспективной моделью, особенно для эксплуатации в северных районах страны и на реках Сибири. После тщательной доводки «Крым-4» может действительно стать «автомобилем на воде».
Среди экспонатов ярмарки можно было видеть сменные гребные винты для моторов «Вихрь». Томский электромеханический завод «ТЭМЗ» предлагал два винта с шагом 240 и 300 мм (по цене 4 руб. 50 коп.), а изготовитель самого мотора — Куйбышевское МПО им. М. В. Фрунзе — грузовой винт шагом 282 мм (по цене 5 руб.).
Привлекал внимание вихревой карбюратор, который еще проходит испытания на стендах КМПО им. М. В. Фрунзе. Он допускает использование дизельного топлива и бензина в соотношении 40:60, обеспечивает экономию 15% топлива. При его установке на любой «Вихрь» стоимость часа поездки может быть существенно снижена. Комментарии, как говорится, излишни! При успешной доводке этой новинки она может стать «панацеей» от многих бед водномоторников! На сегодня задачей является определение возможностей сбыта такого карбюратора.
Экспонировалось и другое эффективное устройство для экономии топлива и повышения скорости серийных мотолодок: это уже знакомые читателям (см. «КЯ» №111) интерцепторы. Комплект предлагается по цене 6 руб. При гарантированном сбыте предприятия отрасли могли бы начать их серийное производство уже в начале нового года.