Затянувшаяся прогулка
День с утра был прекрасный. Панамцы Висенте Риеро и два его друге решили провести пару свободных часов в мужском кругу и за чисто мужским занятием. Захватив изрядный запас спиртного, кое-что из провизии и, на всякий случай для вида, спиннинги, они вышли на моторке в Панамский залив. Очевидно они несколько увлеклись и не очень-то следили за тем, сколько бензина остается в баке. А внезапно поднялся сильный ветер, погнавший лодку прочь от берега — все дальше в открытый океан. Припасов хватило ненадолго. Вот тут-то и понадобились спиннинги — друзья перешли на сырую рыбу. По счастью, несколько раз шел дождь, так что с пресной водой проблем не было. Только на 40-й день рыбалки приятелей обнаружило эквадорское патрульное судно. Спасенным прежде всего было предъявлено обвинение в незаконной — без лицензии — ловле рыбы.
Моряки на втором месте
По данным братиславского журнала «Горизонт», самая разговорчивая часть человечества — это дети в возрасте от 5 до 10 лет: за день нормальный ребенок «наговаривает» (общаясь и сам с собой) в среднем 14 тысяч слов.
На втором месте моряки, сошедшие на берег после долгого плавания: они явно вознаграждают себя за молчание в условиях дефицита слушателей. На третьем месте — молодые дамы минимум тысяч слов.
Спорт сильных и смелых
Англичане традиционно считаются спортивной нацией. Причем наряду с бщеизвестными видами спорта на островах культивируется немало и вовсе неизвестных. Так, в графстве Йоркшир ежегодно проводятся увлекательные гонки... девушек на кроватях. Простая, на первый взгляд, задача — лежа, удержаться в таком необычном «экипаже». Однако кровать, поставленную на колесики, мчат по крутым извилистым улицам, мощенным булыжником, пятеро крепких парней, изо всех сил старающихся опередить соперников. А в «морскую смесь» это сообщение лопало потому, что на последнем этапе кровати сталкивают с берегового холма, в реку, где они превращаются в плавсредства, поскольку снизу к ним привязаны автомобильные камеры. Победительницей считается та «спортсменка», которая, во-первых, ни разу не выпадет из кровати, во-вторых, не перевернется на спуске и в-третьих, первой догребет до противоположного берега с помощью кухонной доски.
Бастует экипаж гоночной яхты
Как сообщал журн. «Яхта» (IV. 1906 г.), на яхте «Леда», принадлежащей г-ну Фава, «недавно произошел случай, исключительный в истории яхтенного спорта». При отходе ее из Вольтри в Канн для участия в больших весенних гонках, наемный экипаж, будучи чем-то недоволен, решил устроить забастовку и самовольно высадился на берег, бросив судно. Пришлось владельцу наскоро формировать новый экипаж, который, конечно, не успел в короткое время освоиться с яхтой. Этому обстоятельству и приписывают неуспех «Леды», лучшей из итальянских яхт, построенной лишь в 1903 г. специально для гонок на Кубок Франции.
Что может брынза?
Самую твердую в мире брынзу выпускали в Англии в XVIII веке для снабжения флота. Будучи твердой, как камень, круто соленая брынза служила на борту судна не только хранящимся довольно долго калорийным продуктом питания, но и по-истине универсальным материалом: утверждают, что куски брынзы использовали даже как метательные снаряды при абордажных схватках, вырезали из нее колеса орудийных лафетов и различные подставки.
Сила искусства
Древнеримские моряки, потерпевшие крушение и оказавшиеся без средств к существованию, официально получали право просить подаяние. Ставилось лишь одно условие — повесить на грудь картинку с изображением постигшего моряка бедствия (отсюда и латинское выражение — «кормиться картиной крушения»). Это избавляло от необходимости многократно повторять (и выслушивать) печальный рассказ. Вряд ли древнеримские авангардисты имели шансы на заказы — ценился старый добрый реализм! Редкий случай, когда столь многое зависело от искусства художника.
Несколько слов о ерунде
Как считают некоторые моряки, само слово «ерунда» — чуть ли не морской термин. Когда в Россию прибыли первые иноземные мастера, объясняться приходилось преимущественно по-немецки. Когда речь шла о корабельном вооружении и проверке такелажа, они довольно часто приговаривали — hier und da, что значит «тут и там». В русском произношении и получилось «ерунда».
Впрочем, языковеды с этой версией не согласны. Если в словаре 1895 г. против этого слова еще стоит пометка «неопределенно, иностр. происхожд.» то начиная с 1910 г. пишут вполне определенно: пущено в обиход семинаристами, изнемогающими от зубрежки латыни; происходит от грамматического термина «герундий» (вид существительного).
Девятый вал
В море бывает всякое. И чем опытнее моряк, тем труднее его удивить. Однако эта, безусловно, правдивая история, рассказанная польским журналом «Жагле» (и, уточним, не в апрельском, а в ноябрьском номере), даже видавшим виды морякам представляется невероятие;:. Судите сами.
Шлюп «Атена», на котором американец Стив Ньюмен в одиночку совершал плавание по Тихому океану, попал в зону действия разбушевавшегося циклона в опасной близости от о-вов Фиджи. 24 часа подряд яхтсмен не имел ни минуты отдыха — он делал все возможное и невозможное, чтобы уйти в открытый океан, однако ураганной силы ветер оказался сильнее измученного человека. Одетая в пену гряда рифов и черные скалы ближайшего из островов приближались неумолимо и со все нарастающей быстротой. Стив понял, что наступает конец.
В этот роковой момент налетевшая из просторов океана огромная волна подняла яхту в небо, перенесла на своем гребне через рифы и, обрушившись на парадную набережную местного курорта, швырнула 12-метровый шлюп прямо на застекленный фасад отеля «Плантейшн». Так или иначе, шлюп «Атена» с обрушившейся мачтой застрял в обломках мебели в вестибюле, у самой стойки перепуганного администратора, а едва не лишившийся рассудка Ньюмен именно в эту секунду дал сигнал бедствия: красная ракета, ударившись в украшенный позолотой лепной потолок, начала рикошетировать от стены к стене, вспарывая штукатурку...
Обоим была оказана медицинская помощь.
Ученые — морякам
Ученые наконец-то выяснили, чем питается довольно прожорливый и плодовитый морской рачок спреллид амфипод. Это, казалось бы, скромное открытие биологов вызвало восторг моряков и судовладельцев. Вполне вероятно, что этот рачок избавит от необходимости так часто очищать подводную часть корпуса и наносить дорогую «необрастающую» краску: он, пожирает как раз те ракушки и водоросли, которые больше всего налипают на днище. Облюбованные им суда обрастают в пять раз меньше обычного.
Он погиб свободным
Среди отдыхающих в курортной зоне на берегах р. Маас поднялась невероятная паника. Сначала администрация обратилась со странным советом не оставлять малолетних детей без присмотра. Затем появились детективы и собаки-ищейки; полицейские с автоматами начали прочесывать густо населенную зону кемпингов, мотелей и отелей. Собаки наконец-то взяли след и привели на пляж: разыскиваемый злоумышленник явно скрылся в реке...
На сцену выступили специалисты Ведомства по охране среды. Официально было объявлено, что повода для беспокойства нет. Чепе, действительно, имело место: у одного из местных жителей сбежал «любимец семьи» — крупный аллигатор, которого хозяин еще малышом привез из Африки. Но теперь все в порядке: вода в реке отравлена настолько, что дольше нескольких часов свободолюбивый крокодил в ней не протянет...
Роль исторического прецедента
Существует рассказ о том, что однажды во время заграничного путешествия молодой Петр I вышел в море на парусном ботике. Налетел довольно сильный шквал. Обеспокоенные хозяева посоветовали коронованному рулевому как можно быстрее поворачивать к берегу.
Однако тот, якобы, с улыбкой ответил: «Я еще не слыхал, чтобы какой-нибудь император утонул», — и продолжил приятную прогулку.
Дипломатия и обезьяны
В штатах Гибралтарской базы британского ВМФ и сегодня, как и 200 лет назад, значится неплохо оплачиваемая должность с очень странным названием: «мл. офицер — хранитель обезьян». И это нельзя объяснить забывчивостью лордов Адмиралтейства, так как мл. офицер регулярно напоминает о себе и о подопечных. Недавно, он в третий раз за последние пять лет обратился в Лондон со стандартным предложением: в связи с ростом цен на 15—20% увеличить выдаваемую на пропитание обезьян сумму.
При чем обезьяны? Все очень просто. Исстари считается, что пока здесь обезьяны водятся, крепость будет британской. Конечно, всем понятно, что спорный вопрос решается правительствами Испании и Англии без участия обезьян, однако?
Невзирая на ремонт
Просмотрев смету на очередной капитальный ремонт пароходика, стоящего на 35-мильной линии Осло — порт Мосс, судовладелец тяжело вздохнул: На сумму, которая значилась в строке «итого», можно было заказать новое судно! С другой стороны, ни один ультрасовременный теплоход на крыльях не будет привлекать пассажиров лучше этого ветерана, рекламируемого фирмой не очень коротко, но ясно: «самое старое из всех находящихся в строю старых судов мира».
Специалисты утверждают, что этот колесный пароходик, который утюжит Осло-фьорд уже 128 лет, имеет все шансы дожить до 150-летия. Ему уже ничто не страшно: дважды он побывал на дне, один раз выгорел дотла, а главное — пережил 31 капитальный ремонт!
Рыбий голос
Уверен, что если бы рыбы многих из тех водоемов, где использование моторок запрещено по никем не доказанной, но, тем не менее, «очевидной» причине (вред рыбоводству), заговорили, мы бы услышали следующее: «В воде не хватает кислорода для окисления вредных добавок и для нашего дыхания, ее надо вспенивать, перемешивать с воздухом. Мы просто задыхаемся без моторных лодок!»
Главный ихтиолог рыбхоза «Ворша» Собинского района Владимирской области т. Войтюк предположила, что причина замора рыбы в рыбоводных прудах рыбхоза, где моторок никогда не было, в недостатке кислорода в воде. Кончилось дело тем, что она пригласила местных водно-моторников пользоваться лодками с подвесными моторами на этих самых прудах.
Это дало превосходные результаты: содержание кислорода в воде повысилось, замор рыбы прекратился.
Больше того. Убедившись в пользе моторных лодок для рыбоводства, рыбхоз купил и установил стационарно три подвесных лодочных мотора. Их совместная работа в течение 3 часов на водоеме площадью 15 га повышает содержание кислорода в воде на 3%. Рыба привыкла к моторам и, как только их заводят, держится в струе от винта.
Никаких вредных последствий работы моторов лаборатория рыбхоза не обнаружила.
Было бы желательно, чтобы ученые, которым Постановлением СМ СССР № 667 от 16.VII. 1982 г. предписано провести комплексное исследование воздействия подвесных моторов на среду, заинтересовались опытом рыбхоза.