Первая секция парусного туризма в Узбекистане, созданная энтузиастами Ю. М. Матвеевым и автором этих строк, начала работать в 1981 г. в Среднеазиатском отделении института «Энергосетьпроект». В то время в нашем распоряжении имелись байдарки: «Нептун» со штатным рейковым вооружением, «Салют-5,2» с неумело изготовленным стаксельным вооружением и «Таймень-2» вообще без парусов.
Летом 1981 г. поставили лагерь на берегу Чарвакского водохранилища и приступили к обучению новичков. Уже спустя дней двадцать большинство из них считало себя просоленными «морскими волками». По крайней мере, все научились держать лодку на курсе, выполнять повороты, подходить к берегу и отходить от него.
На будущий год мы организовали первое туристское плавание по Бухтарминскому водохранилищу, что в Восточном Казахстане. Маршрут пролегал от озера Зайсан до Бухтарминской ГЭС, всего более 300 км. Байдарки перевооружили, руководствуясь рекомендациями журнала «Катера и яхты». Поставили латинские паруса как наиболее простые в управлении.
За зиму пошили паруса, превратили байдарки в тримараны. Поплавки объемом по 65 л склеили из детской клеенки, внутренние камеры — из полихлорвиниловой пленки.
Итак, матчасть готова, продукты закуплены и можно отправляться в путь. Решили зарегистрировать нашу группу в Узбекском Республиканском совете по туризму и экскурсиям. С помощью В. Н. Ширяева, председателя Республиканской комиссии по водному туризму, оформили маршрутную книжку и уже под флагом УзСовета выехали к месту нашего путешествия.
Встретила нас Бухтарма шквальными ветрами и высокими волнами. В первый же день похода начались поломки, отчасти из-за недоработок конструкции и в большей степени из-за отсутствия опыта. Однако, произведя за два дня капитальный ремонт и модернизацию рангоута, оставшуюся часть маршрута прошли довольно успешно.
Паруса убирали на ходу всего два раза за 12 ходовых дней при усилении ветра до штормового и при этом лишний раз убедились в преимуществах использования латинского паруса.
Больше всего неприятностей нам доставляла плохая мореходность байдарки «Таймень». Ведро воды, как минимум, мы привозили к берегу за 2—3 часа хода. В то же время «Нептун» ходил практически сухой.
К концу похода накопился некоторый опыт плавания под парусами. Ни ветер, ни волна не доставляли нам уже особого беспокойства. Наоборот, появился спортивный интерес к плаванию.
После завершения похода федерация туризма УзССР приняла решение о создании парусной подкомиссии. В план 1983 г. был включен поход 2-й категории сложности, семинар для подготовки инструкторов по парусному туризму и, по нашей настойчивой просьбе, участие в соревнованиях на приз журнала «Катера и яхты» в Кавголово.
Отдел самодеятельного туризма УзСовета выделил нам четыре новые байдарки «Таймень», купил парашют для парусов и оказывал максимально возможную помощь при подготовке к следующему сезону. В результате к лету 1983 г. в республике насчитывалось уже 8—10 экипажей организованных туристов, парусники появились не только в Ташкенте, но и в Андижане и Бухаре.
Шесть экипажей прошли маршрут по Кайраккумскому водохранилищу и Сырдврье. К слову сказать, маршрут прошли очень легко благодаря тому, что из шести экипажей три имели опыт прохождения Бухтармин-ского водохранилища.
Несколько слов о наших впечатлениях о кавголовских соревнованиях.
В Кавголово приняли нас прекрасно. Судейская коллегия и участники соревнований проявили максимум доброжелательности к «сухопутной» республике. Масса советов и рекомендаций по настройке парусов и модернизации рангоута были использованы нами частью во время соревнований, частью по приезде в Ташкент. Правда, отсутствие опыта гонок, т. е. неумение стартовать, незнание тактики гонок и, кроме того неудачный продувающийся материал парусов не позволили нам показать высокие результаты. В самих же латинских парусах мы не разочаровались. Соревнования много нам дали в понимании настройки парусов и рангоута, что впоследствии нам пригодилось и в походах.
В текущем году мы решили модернизировать на наших тримаранах рангоут, сшить современные паруса из хорошей ткани, поставить профилированные шверцы и т. п. В плане 1984 г. первые республиканские соревнования но парусному туризму, поход по озеру Иссык-Куль, участие в гонках на Московском море.
Коллективно разрабатываем проекты двух катамаранов.
Таким образом постепенно мы растем и числом и умением. Думаем, что настанет время, и мы сможем пригласить туристов-парусников к нам в солнечный Узбекистан, тем более, что сезон у нас открывается раньше всех — в самом начале марта.