Продолжая обсуждение вопросов подготовки и совершенствования спортивного мастерства яхтсменов, поднятых в статье государственного тренера Т. Пинегина («КЯ» №107), предлагаем вниманию читателей публикацию, подготовленную старшим тренером молодежной сборной страны С. Орешкиным.
Принимая во внимание важность темы, редакция считает необходимым продолжить ее обсуждение и готова предоставить страницы журнала для высказываний руководителей парусных федераций, ДЮСПШ, ведущих тренеров и спортсменов.
В парусном спорте мы слишком долго продолжали делать ставку на известных, увенчанных многими победами спортсменов, слишком долго считали их незаменимыми. Это наложило отпечаток и на положение молодежной сборной. Она существовала, но была распылена по обществам. Проводить сборы этой команды можно было лишь от случая к случаю, мы не имели практического влияния на подготовку яхтсменов.
Тренеры обществ стремились готовить «таланты» наиболее легким, кратчайшим путем, например, максимально используя классы «420» и «Финн» и мало внимания уделяя более сложным «470», «Летучий Голландец», «Торнадо». Получалось, что в одних олимпийских классах мы имели избыток кандидатов в молодежную сборную, в других — острый недостаток* Да плюс к тому, в каждой ДЮСПШ, в каждом клубе ребят готовили по своей программе, соответственно своему «почерку». Когда команду собирали на централизованные сборы, уровень подготовки ребят не позволял проводить с ними занятия по единой методике, по единым требованиям. Поэтому и выступления юниоров на международной арене приносили лишь эпизодические победы.
После неудачи в Таллине была реорганизована основная сборная. Конечно, сразу же стал вопрос и о молодежной команде — ее резерве. Тогда в 1980 г., и было принято решение создать официальную молодежную сборную страны, пригласив в нее наиболее способных молодых яхтсменов из школ и клубов ДСО профсоюзов, чтобы изменить саму систему их Подготовки, подчинить ее единой методике.
В состав команды по результатам отборочных соревнований вошли Д. Березкин из московского «Труда» и А. Николаев из спортклуба ВМФ в классе «470»; «финнисты» А. Никандров из того же клуба ВМФ, Т. Тоотси и А. Лаул из таллинского «Калева»; одноклубники из минского «Урожая» А. Шпилько в классе «Летучий Голландец» и О. Сполан в «Солинге», а также многие другие спортсмены. В коллективе молодежной сборной оказалось более 30 яхтсменов в возрасте от 17 до 22 лет.
Управление гребного и парусного спорта Спорткомитета СССР выделило необходимые средства на проведение учебно-тренировочных сборов. Они проходили одновременно со сборами основной — «взрослой» — сборной, так что молодые спортсмены сразу же получили возможность близко наблюдать работу старших товарищей, перенимать их опыт. Ребята попали в обстановку, максимально приближенную к большой борьбе еще и потому, что имели в своем распоряжении яхты из резерва сборной. В течение 1981 г. мы провели с командой семь учебно-тренировочных сборов на разных акваториях, в разных условиях. Параллельно с занятиями на воде шли усиленные физические тренировки, теоретические и тактические семинары. Насыщенность сборов, четкий режим, интерес к глубокому познанию парусного дела, желание, добиться успеха объединили ребят в хороший, целеустремленный коллектив, отличающийся спаянностью, товарищеской взаимопомощью.
Я мог бы привести немало примеров, подтверждающих сказанное, но не в них суть. Важно, что уже к концу 1981 г. новая система подготовки молодежной парусной сборной дала результаты. Золотые медали чемпионов Европы завоевали Тыну Тоотси и Дмитрий Березкин, бронзовым призером стал Андрей Николаев. На следующий год успехи оказались еще более внушительными. Чемпионом мира среди юниоров в классе «Финн» стал А. Никандров, серебряным призером — Владимир Гуров. Д. Березкин снова завоевал золотую медаль чемпиона на «470». В состав основной сборной страны перешли Д. Березкин, Г. Шайдуко (занявший 3-е место на «Летучем Голландце» в Нильской регате), Н. Сухоруков, А. Никандров, Р. Файзулин, Ф. Рытов, А. Николаев, И. Кузнецов. Всего за два года подготовки по новой системе наша молодежная сборная завоевала немало призовых мест в международных соревнованиях, а главное — дала хорошее пополнение основной сборной. Такого успеха у нас не было много лет. Говорю об этом, чтобы лишний раз подчеркнуть: многого можно добиться, если дело поставлено правильно. Однако в этом мы сделали лишь первые шаги.
На отборочных соревнованиях, когда определялись кандидаты в молодежную сборную, мы невольно обратили внимание на то, что наиболее результативные и постоянные «поставщики» талантливой молодежи — это города и клубы, расположенные на реках либо водохранилищах, далеких от морских акваторий. Это, например, Москва, вовсе «сухопутная» Белоруссия, Ростов-на-Дону, гораздо меньше — Киев. Такой «кит» парусного спорта, как Ленинград, готовит молодых спортсменов мало — гораздо ниже своих возможностей. И уж вовсе нет притока свежих сил с Азовского и Каспийского морей, с Дальнего Востока и Черноморья. В чем тут дело?
На мой взгляд, сказалась многолетняя неправильная «политика» незаменимости мастеров основной сборной. Зная, что войти в ее состав неимоверно трудно, тренеры и не делали на это особой ставки, А раз так, то и резервы для молодежной сборной готовить становилось делом не очень-то перспективным. Иными словами, тренеры и руководители ДЮСПШ не стремились привлекать как можно больше ребят к занятиям парусным спортом, они выбирали несколько заведомо более способных учеников и всеми силами «тянули» их на спортивные «вершины». При этом не было большой нужды развивать расширять школы, усиливать их материальную часть. Думается, потому наши верфи п поотстали в производстве яхт олимпийских классов, что не было настоящего спроса — требований об увеличении их выпуска.
Словом, работа в ДЮСПШ пошла на убыль, ребят не привлекали к занятиям, не давали им полностью раскрыться в остроконкурентной спортивной борьбе. Можно буквально по пальцам пересчитать тех тренеров, которые в такой обстановке «обшей вялости» не потеряли энтузиазма, продолжали работать с молодежью. Например, А. Чариков из московского «Труда» сумел подготовить Д. Березкина. И только. Вообще же эта когда-то образцовая школа олимпийского резерва пришла в полный упадок. Спорткомитет СССР провел ряд проверок в ДЮСПШ Ленинграда, Москвы, Украины и нашел их в запустении.
Ясно, что без активизации работы ДЮСПШ и общественности яхт-клубов с молодежью рассчитывать на полнокровное развитие парусного спорта вообще и на большие успехи его передовых коллективов — основной и молодежной сборных команд — трудно. Значит, надо шире привлекать подростков и молодежь в спортивные школы клубов. Но как привлекать? Многие пытаются это делать в начале учебного года: посещают школы, ПТУ и техникумы, рассказывают ребятам об увлекательности парусного спорта, приглашают записываться в свои секции. Но на пальцах что такое яхта и парус не объяснишь. Куда более действенной агитацией, думается, было бы пригласить ребят в клуб, посадить на несколько крейсерских яхт и выйти в познавательный поход, да не на час-полтора, а на день. Соприкоснувшись с реальной яхтой, пройдя под парусами хоть десяток миль, школьники, конечно, потянутся к романтике. А там будет несложно и подвести их к перспективе самостоятельного управления спортивными парусниками.
Но вот беда: капитаны крейсерских яхт вовсе не думают об этом, возня с молодежью для них — одна морока! Было бы правильно обязать экипажи крейсерских яхт работать с подростками, с юношеством. Может быть, стоит прикрепить часть судов к детско-юношеским школам. Причем, не только для привлечения новых ребят, но и для того, чтобы уже занимающиеся в школе могли пойти со взрослыми в дальнее спортивное плавание, туристский поход, а то и в гонку. И, наверное, следует на деле проводить в жизнь хорошее решение о сменных экипажах, чтобы крейсерские яхты не простаивали у пирсов.
Тяга к морю, парусам, их романтика — неистребимы. Уверен, что пройдет немного времени — и количество желающих заниматься парусным спортом придется даже ограничивать. Как строить учебно-тренировочный процесс в таких условиях?
Готовых рецептов на все случаи жизни, как говорится, не дашь, можно лишь говорить об общих принципах постановки процесса. На мой взгляд, метод «треугольника» будет отвечать задачам и расширения массовости, и подготовки спортсменов высшей квалификации. В чем его суть. После прохождения начальной подготовки, юных яхтсменов следует непременно «прокачивать» через возможно большее количество соревнований, надо дать таким образом каждому как следует проявить свои способности. Тренер первой ступени уверенно отберет, действительно, наиболее способных ребят и передаст их тренеру второй ступени, и на этом этапе у них снова будут проходить состязания. Постепенно клин «треугольника» будет сужаться. Во главе его станут те, кто сможет достойно представлять свой клуб, свою школу на соревнованиях более крупного масштаба.
Это следует делать во всех классах яхт и обязательно при равных условиях для всех участников. Чтобы перейти на следующую ступень подготовки, лидеры должны доказать свое мастерство — продемонстрировать его не один, а много раз. Тогда не будет у нас неуклюжих ситуаций, когда поспешный отбор на «повышение» наносит моральную травму юноше. Чемпионом города, области, республики, страны может стать далеко не каждый; но не так уж плохо быть, скажем, чемпионом своего клуба, стабильно удерживать в нем 2-е, 3-е места. Яхтсмены средних способностей при этом не будут терять интереса к занятиям любимым видом спорта. Здесь очень может помочь и переход из одного класса в другой, когда само освоение новой техники, приобретение новых навыков управления ею имеет большую привлекательность. Кстати, этот прием, на мой взгляд, надо чаще использовать и внутри молодежной сборной.
Чем шире круг занимающихся парусным спортом, тем многолюднее соревнования, тем острее борьба на всех дистанциях. Победить в такой ситуации могут лишь самые трудоспособные, самые увлеченные среди начинающих. Так, ступень за ступенью, при сужающихся сторонах «треугольника» молодые яхтсмены будут подниматься к подлинным вершинам спортивного мастерства. Появится более широкая возможность отбирать яхтсменов сначала в молодежную, а потом и в основную сборные команды.
В прошлом году на юниорском чемпионате Европы в классе «Финн» Константин Гордейко после трех гонок лидировал. В четвертой же гонке, сделав ошибку, занервничал, допустил еще одну ошибку, нарушил правила соревнований и... оказался в итоге на 8-м месте. Тогда же Андрей Никандров, который первым взял старт и вел гонку, вдруг почему-то резко ушел в сторону в поисках ветра и удачи. Главное, что позже он не смог объяснить своей ошибки. А привела она к тому, что вместо 2-го Андрей занял лишь 3-е общее место.
Я привел эти примеры для того, чтобы поговорить о другой стороне подготовки молодых яхтсменов — воспитании у них выдержки, умения хладнокровно вести гонку. Без этих качеств трудно рассчитывать на успех. К сожалению, до сих пор мы слишком мало уделяли внимания психологической подготовке спортсменов, самодисциплине во время соревнований.
Отчасти такой пробел происходит от того, что на тренировках мы нередко практически готовим гонщика к борьбе не с реальным, а воображаемым противником. Поясню свою мысль. В каждом классе в молодежной сборной по пять экипажей, вот на тренировках они и борются друг с другом. На реальных же соревнованиях участников бывает иногда в десять, а то и более раз больше! Мы тренируемся при слишком легких условиях. Выход один; чаще создавать модель массового старта с участниками, близкими по силам настоящим противникам. Могли бы помочь совместные сборы с командами обществ, но этого не получается в силу ведомственной разобщенности и сложностей организационных. Большой эффект дали бы совместные учебно-тренировочные сборы с молодежными командами ВНР, ГДР, ПНР и других социалистических стран, но пока такой практики нет. На сегодня мы лишены возможности тренироваться в условиях близких к реальным, лишены возможности перенимать чужой опыт до тех самых пор, пока не оказываемся лицом к лицу с противником на дистанциях соревнований высшего уровня.
Жизнь парусного спорта динамична. Методы, приемы тренировок и ведения соревнований постоянно изменяются. Нельзя возводить в ранг канона то, что принесло успех, скажем, год назад — завтра это может обернуться поражением. Раньше считалось естественным, что молодежная сборная располагает несколько худшей материальной частью, чем основная. На первый взгляд, это правильно, но по сути это заведомое завтрашнее отставание подготавливаемого резерва. Резерв для «большой» сборной надо готовить на той же технике, на которой она выступает. Причем стоит готовить даже в более широком диапазоне, чем обычно принято на практике. Ведь если подготовленный яхтсмен одинаково хорошо владеет и «Летучим Голландцем» и «Солингом», он в любое время может заменить «первого игрока в команде».
В первые годы существования молодежной сборной до многого приходилось «дозревать» — доходить методом проб и ошибок; не сразу удалось избавиться от гипнотической ориентировки на личности, на прошлые заслуги. Сейчас ясно, что единственно правилен принцип отбора в команду через упомянутый выше «треугольник», опора на низовые спортивные коллективы. Мы теперь не боимся спортсмена, показавшего хорошие результаты на «Финне», посадить на «470» или «голландец», а с «голландца» — на «Солинг». Традиционная «замкнутость» на один класс уходит в прошлое.
Наша задача состоит в том, чтобы не только готовить «кадры» для основной сборной, но и «самим» побеждать на международных молодежных встречах!