Хорошо спроектированная лодка с педальным приводом на гребной винт может обогнать любые весельные лодки, в том числе и создаваемые для соревнований по академической гребле. Очевидно, подобное утверждение может вызвать недоверие и даже насмешки, но это так.
Информация об изображении
Один из первых «многоместных» винтовых гидроциклов с вынесенными бортовыми поплавками
Педальные суда — не новость. По крайней мере, начиная с 1860 г. множество самозванных изобретателей пыталось «изобрести велосипед» для прогулок по воде. Нам известны имена авторов многих сейчас уже безнадежно устаревших патентов. Это, например, Вильям Гроссли — дантист из Кембриджа, Томас Кларк — физик из Честера, дон Рамон Бариа — испанец, Жан-Батист Пьер Ферри — француз, Ж. Фридрих — из Бреслау, Георг Пинкерт — из Саксонии, Йоган Брейре — из Гамбурга, Уолтер Форд — из Сан-Диего (Калифорния) и т. д.
Один из первых «многоместных» винтовых гидроциклов с вынесенными бортовыми поплавками
Изобретенные и предложенные ими лодки-гидровелосипеды исключительно разнообразны по конструкции. Некоторые, например, были колесными «трициклами», рассчитанными на трех велосипедистов; большинство же — двухместными «тандемами», смонтированными как одно-, двух- или даже трехкорпусники. В одном из патентов 1875 г. предложен удивительный вариант, в котором гребными колесами служат сами надувные поплавки (точнее сказать, поплавкам придан вид вращающихся колес). Педали, а то и вся рама с седлом, брались чаще всего от обычного сухопутного велосипеда (он к тому времени считался уже верхом совершенства). Вал педалей соединялся напрямую или через передачу с одним, двумя или большим числом гребных колес, реже — с гребным винтом. Некоторые гидровелосипеды имели педали для движения вперед-назад или даже привод для вращения руками. Велосипедный руль через систему шкивов соединялся с рулем лодки тросовой проводкой.
Каковы же предельные возможности такого гидровелосипеда? В 1893 г. три спортсмена на гидровелосипеде-трицикле спустились по Темзе от Оксфорда до Путни (101 миля1) за 18 ч 50 мин и тем самым на целых 3 ч 10 мин улучшили рекорд этой трассы, установленный сильнейшими университетскими гребцами. Временами скорость их гидровелосипеда достигала 11—12 миль/ч.
Примерно в те же годы гидровелосипед, экипаж которого составили шесть хорошо тренированных француженок, на р. Сене показал скорость 15 миль/ч! Конечно, такая рекордная скорость могла быть достигнута только на многоместном снаряде, при движении вниз по течению реки и лишь на коротком участке пути. В то же время благодаря значительной инерции гидровелосипедов поддерживать относительно высокую скорость на них после разгона можно было без большей затраты усилий.
В ноябре 1896 г. журнал «Хаб» писал: «Как чудачество гидроцикл, возможно, и найдет применение», давая понять, что для серьезных целей, например, туристских плаваний, такой педальный вариант не подойдет. Пропагандирующий велосипедный спорт журнал «Циклинг Уорлд иллюстрейтед», напротив, был настроен оптимистично: «Успех гидроциклов очевиден, преимущества — неоспоримы. Главное, это прекрасный обзор вперед по курсу, в противоположность обзору по корме у гребных лодок. Прибавьте к этому то, что в работе участвует большая часть веса циклопедиста, который комфортабельно располагается в седле, а напряжение падает на те мышцы, которые лучше приспособлены к длительной работе. Мозоли и волдыри, образующиеся на руках при гребле, здесь не досаждают; не надо управлять кормовым веслом, чтобы плыть по течению. И, наконец, сравните дорогу: нет грязи и дорожной пыли, нет опасности проколоть шину, не надо карабкаться на холмы, нет тряски...»
В конце 1890 г. удачный гидроцикл для прогулок по внутренним водным путям «Секьюритас» («Безопасный») был построен М. Д. Раком. Конструктивными его особенностями были: корпус наподобие гоночного скифа с водонепроницаемыми отсеками в носу и корме; два седла и два велосипедных руля в середине лодки; два гребных колеса; уключины для весел по бортам.
Делались и попытки сделать гидроцикл более надежным и даже мореходным. Известно, что один из гидроциклов тех лет пересек Английский канал от Дувра до Кале за 7,5 часа. Снабженный выносными поплавками-аутригерами «морской гидроцикл» «Зиммер» мог плавать на «вполне приличной» волне. Есть упоминания, что существовала даже фабрика по производству гидроциклов; во всяком случае, в 1890 г. она получала кредит банка «Потомак Ривер» из Вашингтона.
Сохранились и протоколы ряда соревнований на «гоночных» педальных лодках. Так, в 1913 г. состоялась регата гидроциклов на Марне. Отмечено, что половина судов-участников сошла с дистанции. Участвовали лодки с самыми различными корпусами и схемами приводов. Модель Черолайс-Фавильера, например, вместо водяного движителя имела тянущий воздушный двухлопастной винт, смонтированный в кольце-ободе над обычным велосипедным рулем. Победителем стал некто Седан, развивший на гидроцикле-катамаране скорость 9 миль/ч.
Успешное развитие гоночных гидроциклов надолго прервала I мировая война, однако периодически старая идея педальной лодки возрождалась и в последующие годы. В 1977 г., когда отмечался юбилей королевы Елизаветы II, гонки на гидроциклах были организованы в Англии. Они имели шумный успех и с тех пор проводятся ежегодно. Снаряды разбиты на два свободных класса. Суда, спроектированные для увеселительных прогулок, входят в класс «Ойл Драм» (Oil Drum), гоночные — в «Быстроходный класс» (High Speed Class). К участию допускаются только одноместные снаряды специальной постройки, с одним рулем, приводимые в движение мускульной энергией гонщика с передачей на «вращающийся движитель». Можно работать как ногами, так и руками. Не разрешается лишь пользоваться аккумулированной энергией.
14-футовый «Скрюдрайвер», сконструированный и управляемый Анри Милхаузом, достиг скорости 3 уз. Корпус этой лодки был изготовлен из фанеры и снабжен двумя 0,9-метровыми поплавками-аутригерами. Движителем служил гребной винт диаметром 305 мм, сделанный из автомобильного вентилятора.
Информация об изображении
Устройство одноместной педальной лодки на подводных крыльях Дэвида М. Оуэрса
Абсолютный рекорд скорости педального снаряда на воде при отсутствии течений, приливов и отливов установлен восьмеркой из ГДР: дистанция в 2000 м была пройдена за 5 мин 32 с, скорость равна 13,46 мили/ч. Интересно, что этот рекорд был установлен на простейшем гидроцикле, сконструированном по общепринятой схеме водного велосипеда. Как видим, скорость многоместного снаряда оказывается существенно выше, чем одноместного.
Устройство одноместной педальной лодки на подводных крыльях Дэвида М. Оуэрса
Последние достижения науки и техники позволяют по-новому подойти к оценке достижимых скоростей. Перспективным путем представляется, в частности, применение на педальных лодках подводных крыльев. В августе 1983 г. 26-летний англичанин. Дэвид И. Оуэрс, завершая курс обучения в Кренфилдском технологическом институте, представил дипломную работу под названием: «Человекомускульный транспорт: развитие и конструкция подводного крыла на гоночной лодке». Он детально изучил всю историю развития гидроциклов, которые конструировались «по велосипедной схеме» (человек в седле), исходя из водоизмещающего плавания, и пришел к выводу, что эта схема себя исчерпала. Он установил, что поза «лежа на спине» гораздо эффективнее, чем обычная велосипедная посадка (и проверил это на 3-колесном велосипеде собственной конструкции). Заметим, что этот неоспоримый вывод уже положен в основу конструкций велосипедов для установления рекордов скорости педального снаряда на суше2. Существуют и проекты педальных гоночных лодок-катамаранов с лежачим положением спортсмена, однако о выходе их на воду пока ничего не слышно.
Вернемся, однако, к работе Дэвида И. Оуэрса. Его несомненная заслуга состоит в том, что он предложил применить на гидроцикле одновременно и новую компоновку с положением спортсмена лежа (повышающим «мощность») и подводные крылья (снижающие сопротивление движению). Одновременно ту же идею выдвинул американец Бревстер, работавший над диссертацией в Массачусетском технологическом институте; он расчетным путем показал, что однокорпусный гидроцикл может достичь скорости более 4 м/с (9 миль/ч), но для этого необходимы подводные крылья.
Рассмотрев четыре возможные схемы крыльевого устройства, Оуэрс остановил свой выбор на пересекающем поверхность V-образном крыле. Он считал, что два таких крыла (в дальнейшем кормовое несколько видоизменилось), установленных в носу и под кормовым краем кокпита, обеспечат необходимый подъем лодки над поверхностью.
Оуэрс внимательно изучил опыт использования подводных крыльев на экспериментальных и рекордных парусных яхтах. Джеймс Грогоно3 — хирург из Марлоу на Темзе, обладатель одного из абсолютных рекордов скорости под парусами, ознакомил его с результатами своих экспериментов на весельной лодке. Он смонтировал на ней подводные крылья и был очень удивлен, когда лодка на первой же пробе после нескольких взмахов веслами задрала нос и начала выходить из воды. Джеймс Грогоно одолжил Оуэрсу и сами крылья, сделанные из сплошных алюминиевых секций.
После выполнения всех необходимых расчетов определились и максимальная достижимая скорость (13 миль/ч), и основные характеристики самой лодки. В конце концов Оуэрс просто приобрел подходящую байдарку с остроскулым килеватым корпусом из «морской» фанеры. Длина байдарки составляла 4,6 м, ширина — 0,76 м; вес — 37,6 кг. Ей и суждено было стать первым в мире педальным гидроциклом на подводных крыльях.
В качестве движителя Оуэрс использовал трехлопастной гребной винт диаметром 305 мм; ось его расположена на глубине около 360 мм от поверхности.
Информация об изображении
Лодка Оуэрса — кормовая часть. Поддерживает лодку за середину автор проекта
Главной проблемой оказалась передача вращения от педалей на гребной вал: она должна была иметь максимальный КПД и занимать не более 0,6 м длины кокпита. В конце концов Оуэрс применил две конические шестерни, смирившись с потерей 5—6% КПД.
Лодка Оуэрса — кормовая часть. Поддерживает лодку за середину автор проекта
Главным, воспринимающим до 90% веса, является кормовое крыло, горизонтальное в средней своей части и имеющее несколько отогнутые вверх концевые участки. Для управления им снаружи по бортам лодки смонтированы рычаги, рукоятки которых находятся возле рук лежащего на спине спортсмена. Перемещением рукояток на 75 мм изменяется и положение крыла по длине лодки (на 12—13 мм) и угол его атаки (от —1° до +7°).
Угол атаки носового V-образного крыла изменяется при помощи установленной на палубе (по ДП) винтовой тяги; эту регулировку лучше делать до отхода от берега, так как из кокпита до тяги дотянуться трудно.
Потратив 400 фунтов наличными и более 1000 человеко-часов упорного труда на исследования, проектирование и монтаж, Дэвид Оуэрс, наконец, спустил свое детище на воду — в пруд близ Кренфилдского университета. Он окрестил ее «Оуэрс Арк» («Ковчег Оуэрса») — по аналогии с Ноевым ковчегом.
Сначала «Оуэрс Арк» испытывалась на буксире за плоскодонной мотолодкой. Выяснилось, что она начинает задирать нос и выходить на крылья на скорости 9 миль/ч. Теперь осталось получить такую скорость, работая педалями. Водителем педальной лодки вызвался быть Фил Карли — чемпион Британии по велоспорту.
И вот тут-то Дэвид Оуэрс убедился, что теоретические разработки далеко не всегда сразу же подтверждаются практикой. Фил Карли яростно нажимал на педали, «Оуэрс Арк» двигалась очень быстро, однако скорость около 8,1 мили/ч все же оказалась недостаточной — на оба крыла она так и не поднялась. То ли передача и гребной винт были недостаточно эффективными, то ли сопротивление лодки и четырех стоек крыльевой системы оказалось больше, чем ожидалось, то ли необходима доводка крыльев,— сказать определенно было трудно. Стало ясно только одно: необходима дальнейшая работа, а уже наступили осенние месяцы, вскоре лодку пришлось ставить на зимнее хранение.
В дипломной работе Дэвида сказано: «Такие педальные лодки на крыльях будут самым скоростным видом водного транспорта с применением мускульной энергии человека». Он убежден, что в будущем гидроциклы найдут широкое применение как для спортивных целей, так и для активного отдыха на воде.
Я надеюсь, что в ближайшее время смогу продолжить репортаж об испытаниях «Оуэрс Арка» и рассказать советским читателям о появлении других гидроциклов.
Примечания
1. Всюду, где не оговорено, какая миля имеется в виду, речь идет о статутной миле, равной 1609 м.
2. Поскольку сопротивление воздуха движению снаряда в сотни раз меньше, чем сопротивление воды движению лодки, скорости рекордных велосипедов гораздо больше, чем упомянутые выше 13,46 мили/ч. В 1970 г. рекорд скорости на 200-метровой дистанции был равен 42,2 мили/ч. Американский профессор-машиностроитель Честер Куль высказал мысль, что это — далеко не предел, и организовал ежегодные соревнования на педальных снарядах специальной постройки, которые уже совсем не похожи на привычный велосипед. В мае 1979 г. на скоростной велотрассе «Онтарио» близ Лос-Анджелеса две машины под одинаковым названием «Вектор» подняли рекорды скорости: одна (командная) — с 57 до 63 миль/ч, другая (одиночная) — с 50 до 56 миль/ч.
3. Братья Эндрью и Джеймс Грогоно на протяжении многих лет участвуют в заездах на установление мировых рекордов скорости под парусами. Они выступают на катамаране класса «Торнадо», оснащенном подводными крыльями (см., например, «КЯ» №97).