Проблемы детского парусного спорта, затронутые редакцией журнала (см. «КЯ» №101), волнуют и нас феодосийцев. Поэтому мы хотим поделиться опытом организации виндсерфинговых школ в Феодосии.
Попытки развивать парусный спорт в Феодосии предпринимались неоднократно. В некоторых коллективах физкультуры были старенькие «Драконы», «Звездники», швертботы, позднее появились крейсерские яхты. Но поднять парусный спорт вообще, а детский в частности до серьезного уровня никому не удавалось, так как в городе нет закрытых гаваней, в которых можно было бы содержать спортивный флот, нет места для зимнего хранения и ремонта яхт. В этих условиях наиболее живучим и удобным для развития классом оказалась парусная доска. Более 120 досок с парусами изготовили своими руками наши спортсмены.
Вначале у нас не все шло гладко. Еще в 1977 г. мы пытались создать детскую секцию виндсерфинга. Приглашали для занятий ребятишек 11-13 лет, обучали их тому, что недавно постигли сами. Но в то время досок и парусов не хватало даже взрослым. Квалифицированных штатных тренеров тогда не было, и мальчишки зачастую были предоставлены сами себе, многие быстро разочаровывались и вскоре юных виндсерфистов можно было пересчитать по пальцам. Спохватились мы лишь в 1980 г., когда у нас в городе проводились первые Всесоюзные отборочные соревнования в ранге чемпионата страны (см. «КЯ» №90).
В январе 1981 г. в поселке Приморский в коллективе физкультуры «Приморец» начало работать отделение виндсерфинга. Вскоре такие отделения появились и в других коллективах физкультуры. В них наряду с новичками стали заниматься и школьники набора 1977 г. Пятнадцатилетние Олег Шестаков и Сергей Спицпн вскоре начали тренироваться в молодежной сборной Украины, а Виктор Ляпко — в молодежной сборной страны. Вскоре В. Ляпко и О. Шестаков стали мастерами спорта. В 1982 г. на III Всесоюзных спортивных играх молодежи в Таллине В. Ляпко стал бронзовым призером, а О. Шестаков в том же году в Батуми выиграл Чемпионат профсоюзов. Они и другие наши юные спортсмены не раз становились победителями республиканских соревнований, первенств ЦС, занимали призовые места на всесоюзных регатах.
Этим успехам в немалой степени способствует узкая специализация на виндсерфинге. Даже на обычной тренировке у нас на воду выходит 20—30 ребят. В этих условиях сравнительно просто решаются вопросы качественного отбора для участия в соревнованиях.
Однако у столь узкой специализации есть и серьезные минусы — например, мы не можем набирать школьников с 8—10 лет, как это делается в яхт-клубах. Даже с использованием парусов уменьшенной площади освоение парусной доски дается ребятам тяжело, особенно в наших морских условиях. «Виндгляйдер» — это взрослый олимпийский класс и до 14—15 лет его осваивать трудно. Очевидно и нам вскоре придется культивировать у себя «Оптимист». Тогда к 11—12 годам ребята будут успевать многому научиться и им легче будет осваивать парусную доску.
Но есть и другой путь — разработка и внедрение в практику уменьшенных детских досок весом 12—15 кг с парусами площадью 3,5—4,5 м2, таких, например, какие предлагают Ю. Зотов и Н. Шершаков в приложении к журналу «Юный техник» № 4 за 1982 г. И чем раньше появится такой детский класс в продаже в промышленном исполнении — тем лучше.
На первый взгляд, в этом нет необходимости, ведь уже сегодня на парусных досках проводятся первенства страны среди юниоров, первенства ЦС и республиканских советов ДСО. Однако юные спортсмены выступают на обычных «взрослых» снарядах; соревнуются и побеждают в этих гонках те, кому уже 16—18 лет. Получается так, что первые 5—7 лет занятий юные впндсерфисты не могут встретиться между собой на официальных соревнованиях. Вряд ли нужно доказывать, что это существенно тормозит рост спортивного мастерства молодежи. Поэтому-то и нужен ограниченный детский класс парусных досок, нужны отдельные юношеские — до 12 и до 15 лет официальные соревнования, такие же, как в классе «Оптимист». Детская доска, как и «Оптимист», может стать самым массовым классом, превратиться в первую ступеньку на пути в большой парусный спорт.
Многие специалисты полагают, что для детей достаточно пошить уменьшенные (штормовые) паруса, а корпус и рангоут можно оставить стандартными. Это верно, если говорить о 12—13-летних подростках. Школьникам же в 9—11 лет нужен облегченный укороченный рангоут, чтобы удобнее было держать его в руках, легче поднимать из воды.
Стандартный корпус, несмотря на повышенную остойчивость п плавучесть, мало пригоден для детей из-за своей громоздкости и большого (20—27 кг) веса. Ни отнести его к воде, ни вытащить на берег (особенно, если корпус набирает воду) ребенок не может. А в условиях хотя бы небольшого волнения на незащищенном и необорудованном берегу такая операция становится опасной, поскольку школьник сам не может справиться с доской. Нужен небольшой, легкий корпус, чтобы юные спортсмены могли справляться с ним, не надрываясь.
Наша практика показала, что использование обычных штормовых парусов со стандартной длиной нижней шкаторины и с уменьшенной на метр высотой в качестве учебных для детей — нецелесообразно. С таким парусом управляемость снаряда неудовлетворительна, ухудшаются его аэродинамические качества, особенно при слабых и умеренных ветрах — самых подходящих для детей. Для новичков лучше применять парус со стандартным обмерным треугольником, но с обратными серпами но задней и нижней шкаторинам — центр парусности у него смещается в нос, что облегчает управление на первом этапе обучения, особенно в свежий ветер. Однако для ребят лучше использовать паруса с меньшими размерами по всем шкаторинам. Так, в одной из секции с успехом эксплуатируются паруса с размерами: 3800 мм — передняя, 3700 — задняя, 2230 — нижняя шкаторины. И еще одна особенность — мачтовый карман для детских парусов нужно делать как можно уже, чтобы в него набиралось меньше воды.
До сих пор отсутствуют единые утвержденные нормы снабжения для узкоспециализированных секций и школ виндсерфинга (а ведь в стране их немало). Это каждый раз усложняет отношения с бухгалтерией. До сих пор для виндсерфистов не утверждены специальные возрастные и квалификационные нормативы, нет методических тренерских пособий, обобщающих лучший отечественный и зарубежный опыт, нет инструкций, учебников, развернутых учебных программ. Мы, конечно, не сидим сложа руки, все, что нам нужно, создаем сами.
Характерной особенностью для феодосийских детских отделений виндсерфинга является тесная связь со взрослыми спортсменами, прочный контакт с активистами и общественниками. Без их помощи дети не могли бы обеспечить себя современной матчастью. И вместе с тем, важнейшей тренерской задачей у нас считается привитие новичкам самостоятельности, чувства ответственности, умения ориентироваться в сложной обстановке. С первых занятий юные виндсерфисты помимо спортивной подготовки приобретают основные практические навыки по ремонту корпусов, парусов, рангоута, сами делают необходимые учебные пособия, тренажеры.
Нашей ближайшей целью является превращение Феодосии в один из ведущих центров по развитию виндсерфинга, создание здесь специализированной опорной базы по подготовке олимпийского резерва. Для этого тут имеются прекрасные условия: просторная неглубокая акватория, теплый климат, достаточная промышленная база, доброжелательное отношение городских властей и огромный энтузиазм всех, кто в той или иной степени причастен к новому олимпийскому виду спорта.