Конечно, эти успехи радуют всех поклонников водно-моторного спорта. Однако развитие этого вида спорта внутри страны дает определенное основание для беспокойства. В соревнованиях по ВМС берет старты все меньшее число спортсменов. Приток молодежи в водномоторные клубы даже в таких традиционных центрах, как Ленинград, Украина, Прибалтика очень мал. Помимо прочих причин угасания интереса к ВМС, ведущие спортсмены страны указывают на плохое снабжение секций современной техникой. В то же время чтобы добиваться успеха, необходимо постоянно обновлять корпуса; спортсменам приходится много работать с моторами и винтами, даже если речь идет о классах мотолодок с серийными подвесниками.
Показательно, например, письмо, полученное редакцией от А. Выборнова из Казани, который от имени членов местного спортклуба ДОСААФ пишет: «На пути развития массового ВМС есть немало препятствий. Одно из них — это отсутствие хороших современных корпусов. Наша секция при водно-спортивном клубе Советского РК ДОСААФ использует в основном мотолодки серийного производства ЛПО «Патриот». Сейчас эти лодки устарели, они тяжелы и не пользуются популярностью среди спортсменов. В связи с этим возникает вопрос: какие более современные суда будут серийно выпускаться в ближайшее время?»
Заметим, что проблемы в обеспечении спортсменов техникой существовали и в 60-е годы. Не случайно в октябре 1971 г. на базе бывшего завода спортивного судостроения ДОСААФ в Ленинграде было создано Центральное конструкторско-технологическое бюро ДОСААФ СССР. Его основными задачами стали создание проектов спортивных и гоночных судов, постройка и испытание опытных образцов и передача новых моделей для серийного производства на заводе, а также разработка и изготовление спортивных гоночных судов для сборной команды СССР.
С просьбой рассказать читателям «Катеров и яхт» о проделанной за 12 лет работе и перспективных разработках ЦКТБ ДОСААФ СССР редакция обратилась к главному конструктору спортивного судостроения ЦКТБ ЛПО «Патриот» м. с. Артуру Эдуардовичу Кипину.
Спортсмены-водномоторники знают Кипина давно. Многие ленинградцы знают его с тех пор, как вместе с ним еще в годы учебы в школе и техникуме мастерили модели в кружках Выборгского дома культуры и ЛКИ.
Со студенческих времен он пристрастился к водно-моторному спорту, а вскоре был включен в состав сборной страны. Артур Кипин был пять раз чемпионом СССР (в классах скутеров ОВ и катеров К-02), четырежды — рекордсменом страны (на скутерах ОА и ОВ). Сегодня практически на всех крупных соревнованиях неизменно присутствует заместитель председателя технической комиссии ФВМС СССР, судья республиканской категории, мастер спорта Артур Эдуардович Кипин.
Первый самостоятельный проект спортивной мотолодки был выполнен Кипиным еще до окончания кораблестроительного института, а с
1971 г. Артур Эдуардович становится профессионалом — главным конструктором проектов судов для водно-моторного спорта.
Читателям журнала Артур Кипин известен и как автор многих публикаций. В частности многие водномоторники воспользовались чертежами, приведенными в его статьях «Гоночный катер «Ленинград-1» (совместно с А. Соколовым; №7, 1966 г.), «Проект мотолодки SC» (№36, 1972 г.) и др.
А. КИПИН: За двенадцатилетний период в ЦКТБ разработаны для ВМС проекты судов различных классов, построено совместно с ведущими тренерами и спортсменами страны немало экспериментальных гоночных судов для участия в международных соревнованиях.
Одним из первых наших проектов была юношеская мотолодка СА-73, запущенная в серийное производство на ЛПО «Патриот»1 в 1973 г. Именно на ней три года спустя было выиграно первенство СССР среди юношей.
В 1976 г. на созданном в нашем ЦКТБ глиссере класса R-2 «Рапира-22» Валерием Звездиным был установлен мировой рекорд. На нашем глиссере класса R-4 «Рапира-43» в 1978 и 1982 гг. спортсмены побеждали на первенствах СССР и в отечественных кубковых соревнованиях. На серийной «Рапире-43» с форсированным двигателем «ВАЗ-2106» спортсмен из Таллина Евгений Детенышев стал обладателем Кубка СССР 1983 г.
Сегодня для достижения более высоких результатов спортсмены вынуждены модернизировать глиссер самостоятельно. Сейчас спортивные достижения настолько быстро растут, что запущенная в серийное производство модель устаревает самое большое через пять лет.
Из спортивных судов, разработанных и построенных нами совместно с тренерами и спортсменами сборной команды страны, весьма удачными были признаны мотолодки СБ-80 и СБ-82, на которых Андрей Берницын в 1980 г. выиграл чемпионат и Кубок СССР, а в 1982 г. — чемпионат страны и Европы. В настоящее вррмя оба проекта внедряются в серийное производство на ЛПО «Патриот» и Шгльчининкзйском производственном комбинате ДОСААФ Лит. ССР.
С 1981 г. ЦКТВ начало разрабатывать проекты скутеров ОЦ-82, ОЦ-83 и ОБ-83. На скутере ОЦ-82 А. Чермашенцев стал чемпионом мира 1982 г.; на ОЦ-83 А. Голоеин — чемпионом мира 1983 г.; на ОБ-83 он выиграл в 1983 г. Кубок социалистических стран.
«КиЯ»: Это в основном суда единичной постройки, созданные в содружестве с нашими асами ВМС. А что из разработок ЦКТБ было запущено в серийное производство для массового спорта и, в частности для молодежи?
А. КИПИН: «Патриот» выпускает в настоящее Еремя юношескую мотолодку «СА-80» с обводами глубокое V из стеклопластика, проект которой создан для массового ВМС. Лодка предназначена для использования с подвесным мотором «Ветерок-12» в классе SA. Осваивается серийный выпуск новой мотолодки «СЦ-82» классов SB и SC, также с обводами глубокое V, на ЛПО «Патриот» и ШПК ДОСААФ Лит. ССР.
Эти лодки могут принимать участие в соревнованиях практически на любой акватории. В классе SB разрешается выступать юношам 16—18 лет. Она заменит проект пятилетней давности «СЦ-79». На серийной мотолодке спортсмен при соответствующей подготовке всего технического комплекса может рассчитывать на выполнение норматива мастера спорта СССР. В крупных соревнованиях последних лет побеждают спортсмены, выступающие на судах самостоятельной постройки, значительно превосходящих по техническим показателям серийные мотолодки. Не секрет, что победа зачастую определяется не только спортивной подготовкой, а и совершенством конструкции лодки и качеством ее исполнения.
Словом, конструкторы и завод в долгу перед молодыми спортсменами. Сейчас мы работаем над проектом новой молодежной спортивной мотолодки класса SJ (до 175 см3) на которую возлагаем большие надежды в повышении массовости.
«КиЯ»: На внутрисоюзных соревнованиях участвуют скутера национальных классов OBN и OCN. Кто занимается проектированием и изготовлением этих скутеров и доводкой моторов, оказывает другую техническую помощь спортсменам?
А. КИПИН: Надо прямо сказать, что национальные классы гоночных судов держатся на энтузиазме спортсменов. Все дело в том, что успех в гонках скутеров в большей, чем в других классах, степени определяется не только совершенством конструкции судна, но и эффективностью мотора. На наших национальных классах используются подвесные моторы «Вихрь» и «Нептун», которые в целях повышения мощности подвергаются коренной переделке силами самих гонщиков. Работы по форсировке моторов достаточно трудоемки и выполнить их может только очень узкий круг спортсменов, которые, как говорится, «имеют руки». После переделок мощность моторов возрастает, например, «Вихрь-30» становится вдвое мощнее. Если учесть, что корпус гоночной лодки создается под определенную мощность двигателя, а также под определенную скорость, то ясно, что создание серийных скутеров национальных классов не представляется возможным без создания серийного гоночного подвесного мотора.
«КиЯ»: И все же такую трудоемкую работу приходится проделывать каждому спортсмену, посвятившему себя гонкам на скутерах национальных классов. А ведь ЛПО могло бы оказать огромную помощь этим спортсменам, наладив выпуск комплектующих скутер национального класса отдельных узлов, таких как редуктор, гребной винт, подвеска двигателя, приборы, системы управления и т. п.
А. КИПИН: К сожалению, в настоящее время ЦКТБ и ЛПО не имеют заявок на разработку и изготовление комплектующих узлов для скутеров национального класса и поэтому не планируют их изготовление.
Пользуясь случаем, могу сообщить, что в прошлом году Федерация ВМС СССР приняла решение о введении с 1985 г. в классификацию судов национального класса, выпускаемых серийно ЛПО «Патриот»: для юношей мотолодки SAN и SBN и для взрослых спортсменов глиссеры R-2N и R-4N.
КиЯ»: Какие двигатели применяются на скутерах, построенных по вашим проектам?
А. КИПИН: На скутерах членов сборной страны, которые проектировались и строились нами совместно со спортсменами, использовались в основном моторы «Кёниг Моторенбау» (ФРГ), которым отдают предпочтение большинство спортсменов европейского континента. Под этими моторами неизменно одерживались победы на чемпионатах Европы, начиная с 1957 г. Правда, за исключением 1977 г., когда на чемпионате Европы в классе SB победили спортсмены, выступавшие на скутерах с японскими моторами. И в последующие три года в некоторых классах судов успеха добивались спортсмены с японскими двухцилиндровыми моторами «Ямато-10», которые утверждали свои позиции и в национальных соревнованиях США.
Несколько моторов этой фирмы недавно получила и наша сборная.
«КиЯ»: Если уж мы заговорили о судах экстракласса для наших ведущих гонщиков, то не могли бы вы рассказать, как осуществляется содружество конструкторов вашего ЦКТБ и спортсменов?
А. КИПИН: Создание любого нового судна — процесс творческого сотрудничества конструкторов нашего ЦКТБ, ученых, тренеров, гонщиков, рабочих экспериментального участка и конструкторов-энтузиастов. У нас налажены тесные контакты со спортсменами Ленинграда. Это прежде всего старший тренер Александр Беляевский и з. м. с. Валентин Исаков, спортсмены Борис Клюшников, Игорь Дубинин, Дмитрий Джуренко и Алексей Ишутин. Благодаря сотрудничеству с ними удалось создать скутера, которые по своим качествам не уступают мировым образцам в своих классах.
Большие надежды мы возлагаем на скутер, построенный м. с. м. к. Андреем Берницыным по проработке конструктора и тренера В. В. Вейнберга. На экспериментальных пробегах скутер показал хорошую скорость и мы надеемся, что спортсмен успешно выступит на нем на первенстве мира 1984 г. Кстати, в текущем году мы планируем выпустить 10 скутеров индивидуальной постройки. Каждое судно будет уникальным, построенным с учетом веса, роста, мастерства и, если хотите, привычек спортсмена.
Постоянный контакт мы поддерживаем со старшим тренером сборной команды страны П. Ф. Богдановым, проводя самые подробные консультации по разрабатываемым проектам. Мы также поддерживаем творческие контакты с А. Чермашенцевым и с николаевскими спортсменами А. Головиным и Г. Волковым, спортсменами из Прибалтики Р. Мателионисом, Е. Детенышевым и старшими тренерами В. Волковым и А. Бакшисом. ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова по нашему заказу выполняет сложные научно-исследовательские работы по созданию гоночного судна с оптимальными аэродинамическими характеристиками и разработке гребных винтов. Мы надеемся, что результатом этого содружества явится скутер, на котором наши спортсмены завоюют высшие титулы чемпионов континента и мира.
Спортсмены-гонщики помогают нам довести судно до совершенства на испытаниях, поскольку в штате малочисленного ЦКТБ нет гонщиков-испытателей. Нет у нас и гоночных моторов фирмы «Кёниг», поэтому мы привлекаем к испытаниям спортсменов сборной страны. Правда, на это они идут неохотно, так как экономят моторесурс мотора. На максимальной мощности он не превышает 5 часов.
К слову сказать, в ЦКТБ двери для спортсменов всегда открыты. Они приезжают к нам, чтобы внести свои предложения или изменения в конструкцию. Эта та обратная связь, без которой немыслимо достижение высот в водно-моторном спорте.
«КиЯ»: Известно, что от правильно подобранного гребного винта зависит работа мотора с максимальной отдачей мощности и, следовательно, максимальная скорость скутера. Ведутся ли в ЦКТБ какие-либо работы в этом направлении?
А. КИПИН: ЦКТБ занимается в основном расчетами и подбором гребных винтов только к серийно выпускаемым ЛПО «Патриот» судам. Ведущие спортсмены, члены сборной команды страны самостоятельно подбирают и изготавливают гребные винты для своих судов. Наша сборная имеет в настоящее время как никогда сильный состав не только в спортивном отношении, но и технически. Не секрет, что доводку и регулировку фирменных моторов на форсированный режим и полный их ремонт спортсмены делают сами. Они, как правило, обходятся без механиков и на соревнованиях самого высокого ранга. В последнее время нами начаты работы по расчету и изготовлению винтов для скутеров сборной.
«КиЯ»: Какие основные проблемы в настоящее время волнуют ЦКТБ?
А. КИПИН: Неразрешимых проблем у нас, пожалуй, нет, но сложности — и немалые — преодолевать приходится. Отсутствуют гоночные моторы. Их не производит отечественная промышленность. В связи с постоянно растущими скоростями судов, облегчением их корпусов на первый план выдвигаются вопросы аэродинамической устойчивости движения, которые нами еще недостаточно хорошо исследованы.
Мы же должны решить проблему обеспечения безопасности гонщиков на высоких скоростях. Для решения этой задачи мы планируем продувку моделей наших судов в аэродинамической трубе и испытания радиоуправляемых масштабных моделей судов.
Беспокоит нас еще нехватка авиационной фанеры высокого качества — основного материала для корпусов скоростных судов.
Итак, вроде бы неразрешимых проблем в снабжении спортсменов техникой нет. Остаются нерешенными на сегодняшний день проблемы повышения качества серийных судов, выпускаемых ЛПО «Патриот», сокращения сроков разработки и освоения в серийном производстве новых современных моделей гоночных судов, так сказать — омоложения продукции Объединения. Надеемся, что эти задачи не пройдут мимо внимания руководства вновь созданного объединения завода и ЦКТБ.
Примечания
1. Напоминаем, что каталог продукции, выпускаемой на ЛПО «Патриот», приведен в предыдущем номере журнала.