Благодаря применению водометов катер, предназначенный для морских прогулок и служебных разъездов, приобретает ряд ценных эксплуатационных качеств. Прежде всего это высокая проходимость катера и неуязвимость движительно-рулевого комплекса. Ни одна деталь не выступает ниже киля катера, поэтому на полной скорости он может проходить по отмелям, где глубина порой достигает немногим больше полуметра. Отсутствие вращающихся гребных винтов и рулей делает катер безопасным для людей, находящихся в воде, — аквалангистов, воднолыжников и просто купающихся. Два водомета обеспечивают исключительную маневренность катера, которая особенно необходима при швартовках в тесных гаванях и доковании. При помощи реверсивных заслонок и поворотных насадок на соплах движителей водитель может развернуть катер на 3600 буквально на одном месте. Судно быстро набирает скорость и останавливается со много меньшим выбегом вперед после реверса, чем винтовые катера. Это качество позволяет «Южной стреле» совершать переходы с высокой скоростью в условиях ограниченной видимости, когда требуется быстро «затормозить», чтобы избежать столкновения с внезапно появившимся судном.
Основные данные катера
Длина наибольшая, м | 11 |
Ширина наибольшая, м | 3,7 |
Высота борта, м | 2 |
Водоизмещение порожнем, т | 6,5 |
Водоизмещение с полной нагрузкой, т | 7,5 |
Мощность двигателей, л. с. | 2X270 |
Скорость хода с полной нагрузкой, км/ч | 61 |
Обводы пластмассового корпуса — выпукло-килевые типа «моногедрон» с углом килеватости днища на транце 18°, с продольными реданами и широкими скуловыми брызгоотбойниками — разработал знаменитый американский конструктор гоночных катеров Джим Винн, один из изобретателей современной угловой поворотно-откидной колонки.
У «Южной стрелы» внешний вид, характерный для итальянских катеров 80-х годов. Высокий борт (около 2 м) позволил конструкторам избежать громоздкой рубки, ухудшающей управляемость и ходовые качества в сильный ветер. Большое наклонное стекло-ветроотбойник хорошо защищает от ветра и брызг пассажиров, находящихся в кокпите.
Планировка внутренних помещений — стандартная для катеров подобного назначения. Моторный отсек отделен от кают звукоизолированной переборкой. Имеется туалет с душем, небольшой камбуз, кают-компания с П-образным диваном.
Водометный движитель «Кастольди-06» рассчитан на спаривание с двигателями мощностью 200—600 л. с. В зависимости от водоизмещения катера движитель комплектуется одним из трех трехлопастных роторов, дающих наивысший эффект при водоизмещении 3,4; 8,8 или 15 т. Дополнительную возможность повысить эффективность движителя дает смонтированная в нем зубчатая передача, понижающая частоту вращения гребного вала. При необходимости можно подобрать нужную частоту вращения гребного вала, заменяя шестерни.
Для движителей «Кастольди» характерен сравнительно короткий водовод и выступающая за транец значительная часть движителя. На «Южной стреле» она равна 1,15 м и защищена от повреждений при швартовке кормовой площадкой, используемой при купании. Интересной деталью движителя является защитная решетка на входе водовода: она закреплена на оси у носовой кромки и сделана поворотной. При помощи специального рычага решетку можно повернуть для очистки потоком воды от водорослей и мусора. Управление реверсивной заслонкой гидравлическое.
В настоящее время фирма «Кастольди Джет» выпускает водометы четырех типоразмеров (0,4, 0,5, 0,6 и 07), рассчитанные на установку на быстроходных глиссирующих катерах с двигателями от 47 до 1400 л. с. На рынок поставляются установки в сборе с бензиновыми (47, 50, 85, 110 и 140 л. с.) и дизельными (69 и 95 л. с.) двигателями, причем все двигатели крепятся кожухами маховиков к соответствующим фланцам на водометах. Изготавливать в корпусе катера специальный фундамент под двигатель не требуется, также как и выполнять сложные работы по центровке линии вала.
Самая крупная модель движителя «Кастольди-07», выпущенная в прошлом году, имеет редуктор с двумя входными валами, что позволяет, используя карданные валы-проставки, соединять с одним движителем два двигателя. Одним из первых судов, оснащенных этими водометами, стал 26-метровый пластмассовый патрульный катер. Три дизеля мощностью по 800 л. с., работающие на три водомета «Кастольди-07» с диаметром трехлопастного ротора 0,51 м, сообщают катеру скорость 60 км/ч.