От редакции
Развитие детского спорта — ключевая проблема, от решения которой в конечном счете зависят и массовость парусного спорта в стране, и победы на международной арене. В свете постановления ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» всем аспектам этой сложной и многогранной, комплексной проблемы придается ныне особое внимание.
В № 97 редакция обратилась к читателям с предложением начать обсуждение всего круга вопросов, связанных с этой важнейшей темой. Уже получены первые отклики — мы начинаем их публикацию.
В этом номере печатается подборка корреспонденций, рассказывающих о работе шести детско-юношеских парусных школ — старейшей в стране ленинградской, а также киевской, минской, николаевской, таганрогской и таллинской. Уместно напомнить, что в преддверии Олимпиады-80 (в № 84) в «КиЯ» была напечатана статья московского тренера В. В. Полетаева «Олимпийский резерв». В ней подводились самые первые итоги существования сети детско-юношеских школ по парусному спорту, о которых мы снова говорим сегодня. Стоит, очевидно, подчеркнуть: отобрав для печати заметки о школах, часть из которых заслуженно именуются специализированными школами олимпийского резерва, мы совсем не имели в виду принизить значение всех других форм приобщения детей и подростков к парусу и морскому делу. Организация и совершенствование работы самых различных детских парусных кружков и секций, отрядов и школ юных моряков, кружков юных судостроителей и т. п.— дело никак не менее важное. И мы вновь приглашаем всех желающих выступить на страницах журнала — поделиться опытом «оморячивания» ребят, имеющего большое воспитательное, оздоровительное и прикладное значение.
Итак, сегодня на повестке дня — подготовка олимпийского резерва, юных, но уже высококлассных и закаленных яхтсменов, способных в ближайшие же годы защищать честь страны на любом «взрослом» уровне. Парусные школы, наряду со специализированными детскими школами в других олимпийских видах спорта, были организованы в соответствии с постановлением Спорткомитета СССР от 3.IX 1977 г. Тогда же было утверждено соответствующее общее для всех школ, кому бы они ни принадлежали, положение, введены единые программа и методика подготовки спортсменов.
Для читателей, далеких от обсуждаемой темы, напомним типовую схему организации работы парусных школ. В первую группу начальной подготовки, которая плавает на швертботах-одиночках международного класса «Оптимист», принимают детей в возрасте 9 лет. Вторая группа — учебно-тренировочная; в ней занимаются дети в возрасте от 11 до 16 лет, они ходят на швертботах-двойках — «Кадетах» и «420». Третья группа — это группа спортивного совершенствования. В ней занимаются юноши 16—17 лет. Здесь тренировки и соревнования проводятся уже на швертботах олимпийских классов — «Финн» и двойке «470». В четвертую группу спортивного мастерства отбирают юношей 18 лет, уже показавших хорошие спортивные результаты на соревнованиях.
С момента создания в стране развитой сети успешно работающих школ прошло всего пять лет. В начале 1980 г. в упоминавшейся статье В. В. Полетаева уже говорилось о том, что очень показательна их география. Это не только Москва (здесь, кстати сказать, работают четыре ДЮСПШ) и Ленинград (три ДЮСПШ), Таллин и Рига, но и Одесса, Севастополь, Владивосток, Сухуми, Киев, Саратов, Сочи, Минск, Никополь, Липецк, Таганрог, Ростов, Тольятти и т. д. Не будем утомлять читателей перечислением. На сегодня в нашей стране насчитывается 55 школ и их отделений; в них серьезно и целенаправленно занимаются парусом более 6500 ребят (это без учета детских школ и парусных кружков предприятий, организаций и рыбколхозов). Не будем перечислять и имена яхтсменов, подготовленных этими школами: пусть их называют авторы корреспонденций с мест, упоминая одновременно и фамилии воспитавших их тренеров. Кстати сказать, современные требования к тренеру — интереснейшая тема для дискуссии; надеемся, что об этом не будут забывать те, кто еще только собирается писать для «Катеров и яхт».
Уже сегодняшняя подборка, на наш взгляд, дает достаточно четкое и полное представление о том круге основных вопросов, с которыми сталкиваются работники всех наших ДЮСПШ. Далеко не всегда парусные школы имеют необходимую материально-техническую базу, тренерские кадры достаточно высокой квалификации, единое методическое руководство, а то и просто возможность встретиться — поговорить, обменяться опытом.
Авторы всех публикуемых заметок перечисление своих бед и трудностей начинают с проблемы флота. На наш вопрос — почему же едва ли не все существующие парусные школы испытывают нехватку судов (начальник Управления гребного и парусного спорта Спорткомитета СССР А. П. Силаев сообщил, что общая годовая потребность в таких судах покрывается не более чем на 50%). Главспортпром уточнил, что на сегодня суда детско-юношеских классов у нас строит только Таллинская экспериментальная верфь спортивного судостроения. И она не справляется с выполнением заказов. Так, в 1981 г. верфь получила заказы на 550 «Оптимистов» и 580 «Кадетов», однако смогла отгрузить заказчикам только 424 «Оптимиста» и всего 140 «Кадетов». Немногим больше было отгружено и в 1982 г.
Ленинградская экспериментальная верфь вплоть до 1982 г. еще выпускала некоторое количество тренировочных швертботов «ОК-динги», но в связи с тем, что соревнования в этом классе не проводятся, спрос на них упал, верфь сняла «ОК» с производства. Всесоюзный совет ДСО профсоюзов, которому подчинена ленинградская верфь, не планирует освоения выпуска судов детских классов, хотя необходимость в них, как видим, очень большая. В настоящее время верфь по своей инициативе приступает к разработке проекта и организации производства деревянных «Кадетов»; промышленный их выпуск предполагается начать в 1984 г.
И в заключение еще об одном, на первый взгляд, гораздо менее важном обстоятельстве. При создании в 1977 г. детско-юношеских школ указывалось, что все они призваны готовить настоящих спортсменов — разносторонне физически развитых юных атлетов. Упомянули мы об этом лишь для того, чтобы сигналы с мест о том, например, что воспитанники специализированной парусной школы лишены возможности посещать плавательный бассейн, воспринимались именно как сигналы тревоги. Мало того, что таковы сегодняшние требования: без этого не вырастить гармонически развитого спортсмена, для какого бы вида спорта его ни готовили. Не секрет и другое: на сегодня не все участники юношеских соревнований по парусу умеют плавать.
Думается, вывод может быть только один: в этом большом деле маловажных вопросов нет!
Старейшая в стране Ленинградская школа
Ленинградская школа, если не старейшая, то во всяком случае одна из старейших в стране: она создана на базе Центрального яхт-клуба ВЦСПС еще в 1946 г. Поначалу задачи школы существенно отличались от сегодняшних. Гонщиков из ребят не готовили. Главным считалось приобщение школьников к парусу, "оморячивание" их в дальних походах. Обучение укладывалось в рамки программы подготовки яхтенных рулевых II класса. Ни "Оптимистов", ни "Кадетов" тогда еще не было; тренировались и соревновались в основном все на тех же универсальных "эмках".
В дальнейшем (после первого опыта участия в Олимпийской регате 1952 г.), в связи с коренным изменением самого отношения к парусному спорту, все больше изменялась и практика обучения молодых яхтсменов, все больше внимания уделялось индивидуальной их подготовке, отработке техники управления гоночной яхтой, тактике парусных соревнований, наконец — общефизической подготовке. Сначала в школу принимали юношей 14 лет, позже стали принимать ребят 9-летнего возраста. Подготовка яхтенных рулевых II класса стала рассматриваться лишь как начальный этап воспитания яхтсмена.
Не хватало судов, не было специально подготовленных тренеров, однако уже в первые десятилетия существования школы, благодаря исключительной преданности делу бывшего ее директора К. Б. Каракулина и таких его сотрудников, как С. Н. Крюков, Д. Н. Коровельский, Е. К. Клитина, удалось добиться неплохих результатов. Шесть выпускников школы в составе сборных страны принимали участие в Олимпийских играх, более 50 — стали мастерами спорта СССР.
В конце 60-х гг. флот школы пополнился судами — в основном это были швертботы классов "Оптимист", "ОК" и "420". Наиболее перспективные юноши получили возможность "пересесть" на суда олимпийских классов — "Финны", "Летучие Голландцы", "470". Результаты не замедлили сказаться: Виктор Соловьев и Андрей Николаев стали чемпионами страны в классе "Оптимист", Борис Захаров — в "ОК-динги", а Андрей Николаев и Олег Тарасов — в "470". Выпускник ленинградской школы Андрей Балашов дважды был серебряным призером Олимпийских игр. В различные годы Борис Захаров и Виктор Соловьев были чемпионами Европы среди юниоров в классе "Финн", Андрей Николаев — призером первенства мира среди юниоров в классе "470".
Большую роль в развитии детского парусного спорта сыграло принятие в 1977 г. в связи с необходимостью планомерной подготовки к Олимпиаде-80 постановления Спорткомитета СССР от 3. IX о создании в стране сети детско-юношеских спортивных парусных школ (далее — ДЮСПШ). В этой связи ленинградская школа стала называться Специализированной детско-юношеской олимпийского резерва по парусному спорту. Изменилось, естественно, не только название. В школе начали работать восемь, а затем и девять тренеров вместо шести, количество учащихся возросло до 250—300, численность собственного флота достигла 100 вымпелов. Несколько позже была организована секция виндсерфинга — самого молодого из всех олимпийских классов. В настоящее время в ней занимаются 30 ребят, в их распоряжении 11 снарядов.
Работники ленинградской школы отнюдь не обольщаются успехами. Директор ее И. П. Перовский прямо называет их лишь посредственными. Что же мешает работать лучше? Вот несколько ответов на этот вопрос.
— Материальная часть изношена, большая часть судов имеют "стаж" пять и более лет, — рассказывает старший тренер С. Н. Крюков.— Отсутствие же судов высокого класса гтппвплит к тому, что молодой яхтсмен, начинающий показывать хорошие результаты, покидает школу — уходит туда, где ему могут предложить первоклассную материальную часть. Именно по этой причине ушли во "взрослые" клубы в 1974 г. — Б. Захаров, следом за ним В. Соловьев, в 1980 г. — А. Николаев.
В то же время значительные суммы своего скромного бюджета мы вынуждены тратить на аренду базы для летнего лагеря, спортивного зала, бассейна, лыжной базы. А без всего этого настоящего спортсмена не воспитаешь!
— По существу мы не имеем ни своего учебного корпуса, ни своих эллиигов, ни своих мастерских, складов и бытовых помещений. При реконструкции Центрального яхт-клуба об этом серьезно не думали: ведь проект разрабатывался тогда, когда вопрос о ДЮСПШ серьезно не ставился.
Школа испытывает недостаток в высококвалифицированных тренерах, которые были бы способны работать с детьми так, как это сегодня необходимо, — считает тренер О. Воронин.
— Необходимо более эффективное методическое руководство, обмен опытом. Нужны учебные плакаты, специальная литература, модели и другие учебные пособия, которые способствовали бы лучшему усвоению учебной программы.
— Мы могли бы увеличить прием в секцию виндсерфинга, но не хватает снарядов. Те, что есть, — оставляют желать лучшего, ленинградские — в части вооружения, таллинские — в отношении корпусов. — Об этом говорит тренер Н. Петко.
в яхт-клубе «Калев»
В апреле 1977 г., когда, столица Эстонии готовилась к проведению Олимпийской регаты, на базе детской секции яхт-клуба "Калев" была создана наша детская парусная школа. Организационно это сразу дало много: восемь тренеров вместо трех, 200 воспитанников вместо 40, свой бюджет, свой флот.
В Пиритаской школе № 36 тогда же создали спецкласс с уклоном в парусный спорт. Начали широко рекламировать набор в подготовительные группы — тренеры стали проводить активную пропаганду и отбор ребят в школах города. Летом занимались тем, что организовывали спортивные лагери в Пирита, на озере Харку, в Пярну, набирали в подготовительные группы мальчиков 7—8 лет, ремонтировали старые яхты.
Занятия в парусной школе идут круглый год: зимой — пять раз в неделю, летом — каждый день и буквально с утра до вечера. В первые годы было, конечно, тесновато: старый яхт-клуб с одним учебным классом на всех не удовлетворял самых скромных потребностей. Приходилось арендовать помещения в соседних школах, на велотреке. Мы приспосабливались, терпели — в надежде на строящийся Олимпийский парусный центр, рассчитывали, что скоро будем иметь лучшую учебную базу в стране. Но надежды наши так и остались надеждами. Мало того, что за аренду спортзала, учебных и рабочих помещений центр берет непосильно высокую для нас плату; еще хуже то, что мы практически лишены права выбора удобного для занятий времени, вынуждены подстраиваться...
"Главным вопросом, — подчеркивает наш директор М. Мейль, — мы считаем подбор педагогических кадров, тренеров, которые должны иметь не только высокие профессиональные навыки, но и большой жизненный опыт. В парусном спорте результатов приходится ждать долго, поэтому тренеры детской школы должны быть еще и настоящими энтузиастами своего дела".
Найти таких людей очень трудно. В нашем небольшом коллективе только трое работают в школе со дня ее основания: это сам директор, старший тренер В. Обухов, 35 лет отдавший парусиому спорту, и тренер Р. Оттосон, бывший воспитанник яхт-клуба "Калев". Другие — приходили и уходили. Конечно, у каждого были свои причины ухода, но и ряде случаев сыграли роль и трудности роста, процесса становления школы.
Не оправдал себя спецкласс в средней школе, да и вообще вся первоначальная система отбора ребят. Слишком велик (был и есть) отсев, в первые год-два — это до 50%! Одного романтического желания плавать под парусами оказывается мало. Нередко способный, хорошо чувствующий море, волну и ветер новичок уходит только потому, что ему надоедает бесконечно возиться с лодкой, мокнуть часами в море на гонке.
"Найти" будущего чемпиона не так просто. Наиболее преуспел в этом тренер высшей категории Р. Оттосон, один из первых слушателей отделения парусного спорта в Тартуском университете. Он — неоднократный победитель конкурса тренеров ДСО "Калев".
"Конечно, результаты моей работы оцениваются по количеству подготовленных разрядников и мастеров, — говорит Р. Оттосон. — Но лично я вижу задачу прежде всего в постоянном продвижении моих воспитанников вперед, в постоянном стимулировании их физических и психических сил. Нельзя, чтобы молодой спортсмен оказывался в тупике — один на один с непреодолимыми трудностями. Он должен чувствовать свои силы, верить в реальность поставленной перед ним цели; такой настрой, соединенный с трудом и настойчивостью, непременно поможет выполнять все более жесткие спортивные нормы. Я убежден, что роль тренера особенно важна на самом начальном этапе, когда ребята изучают "азбуку" паруса, сталкиваются с первыми трудностями на пути в большой спорт..."
В принципе каждый наш тренер, кроме "универсального" Р. Оттосона, работает с определенным классом. Так, Т. Рейтсак занимается с "финнистами". С одной стороны, ему легче, так как в эту группу попадают уже достаточно опытные молодые яхтсмены; с другой стороны, конкуренция на соревнованиях в этом классе жестче, хороших показателей его воспитанникам достичь труднее. Здесь особенно важно найти наиболее эффективную форму подготовки спортсменов, ведь "финнпсты" — основной резерв рулевых и шкотовых на яхты всех олимпийских классов.
Незаметно пролетели пять лет поисков, экспериментов, нелегкого труда. Но сегодня уже есть и первые обнадеживающие результаты. Прежде всего это то, что удалось вырастить своих чемпионов, таких, как:
- Тыну Тоотси — многократный призер молодежных чемпионатов СССР, чемпион Европы 1981 г. среди юниоров в классе "Финн", м. с. м. к.;
- Андрес Эллер — чемпион мира 1981 г. среди юниоров в классе «470», м. с. м. к.;
- Вяпко Вооремаа — буерист и яхтсмен, победитель первенства СССР среди юниоров 1981 г. в классе "Финн", м. с.;
- Хейки Линд — победитель первенства ВЦСПС 1981 г. в классе "Финн", м. с.
А вот еще имена молодых: А. Лауль, А. Эллер, Т. и Т. Тынисте, А. Томингас, А. Линдпере, Т. Соотс, Т. Мяги, М. Микк — все они вошли в юниорскую сборную СССР. Растут списки разрядников, пополняется "копилка" грамот и призов.
Хорошие результаты, но наши тренеры считают, что они могут быть еще лучше, если:
- "...удастся более рационально организовать учебный процесс на базе Олимпийского центра", — говорит директор школы М. Мейль;
- "...если удастся укомплектовать штаты опытными специалистами парусного спорта", — отмечает тренер Р. Оттосон;
- "...если катера и топливо не будут проблемой номер один при организации тренировок", — добавляет тренер Т. Рейтсак.
Школа в Минске
Детская спортивная парусная школа Белоруссии организована в 1977 г. на основе детской секции Минского яхт-клуба. Как и предусмотрено общесоюзным положением, в ней работает три группы: начальной подготовки, учебно-тренировочная и спортивного мастерства.
В младшую группу принимают детей с 9 лет, умеющих плавать и обязательно — хорошо успевающих в общеобразовательной школе. В настоящее время занятия в минской ДЮСП111 посещают 180 ребят. Парусный флот ее состоит из 60 судов преимущественно швертботов классов "Финн", "470", "420", "Кадет" и "Оптимист"; есть, однако, и "Торнадо". Материальная часть в основном отечественной постройки, но некоторые суда закуплены в ГДР и ПИР. Судов не хватает. И повседневные тренировки и выезд на ответственные соревнования проводятся на одних и тех же яхтах, поэтому выступать приходится на довольно потрепанных судах. Получение хорошего паруса, пошитого на Таллинской экспериментальной верфи спортсудостроения, давно уже превратилось в проблему. Проблемой стало и изготовление на таллинской верфи судна специальной постройки. В итоге и получается, что члены молодежной сборной республики выезжают на всесоюзные соревнования с материальной частью, которая никак не может конкурировать с продукцией лучших зарубежных фирм, на которой выступают члены сборной страны.
В минской парусной школе работают шесть тренеров. В основном это люди с высшим физкультурным образованием, уже имеющие солидный опыт работы с детьми. Прежде всего надо назвать старших тренеров Ю. И. Фершела, у которого тренировался Александр Шпилько, В. Л. Манжинского, П. Ф. Казака. Тренеры закреплены за классами судов, которые разбиты на две группы: детскую ("Оптимисты" и "Кадеты") и юношескую, куда входят швертботы олимпийских классов. Если ученик вырос и переходит на судно олимпийского класса, с ним работают оба тренера — числится он за обоими своими воспитателями. Такую практику мы заимствовали в ДСПШ киевского Дворца пионеров и в принципе считаем ее вполне оправданной. Это позволяет в какой-то мере устранить ранее существовавшую несправедливость, когда первый тренер, сделавший мальчика яхтсменом, расставался с ним, едва тот начинал показывать хорошие результаты. А ведь сокровенная мечта каждого тренера — довести своих питомцев до сборной страны, увидеть их на пьедестале почета чемпионатов СССР, в числе призеров крупнейших общесоюзных, а то и международных регат! Наконец, "нежелание" тренера расставаться с воспитанником-чемпионом объясняется и немаловажными материальными соображениями: оклад тренера находится в прямой зависимости от почетных титулов выращенных им яхтсменов!
Белорусская школа работает всего пять лет, но результаты уже есть. Это первые номера сборной страны — Сергей Хорецкий, Александр Шпилько, Виктор Буданцев, Олег Сполан, братья Георгий и Сергей Кравцовы, Геннадий Страх, Олег Мирон и др. Подрастает достойная смена асам нашей сборной. Вот некоторые имена. Чемпионы СССР 1981 г. в классе "470" Сергей Дедюшко и Андрей Акшанцев; победитель Кубка СССР 1981 г. в классе "Финн" Юрий Вернековский; серебряные призеры первенства СССР в классе "Кадет" Владимир Севпенов и Жан Новосад; призер международной регаты "Дружба" в классе "470" Владимир Янкевич; призер первенства СССР 1982 г., в классе "ОК" Юрий Бусько и др.
В молодежную сборную страны включен к. м. с. Сергей Дедюшко, в ее резерв зачислены 11 воспитанников Минской ДСШ.
Есть у школы и свои беды. В школе нет по-настоящему оборудованных классных помещений, нет нужных наглядных пособий. Не оборудованы душевые, раздевалки. Школа не имеет возможности беспрепятственно арендовать бассейн, физзал, лагерь для летних сборов. Все это не способствует плодотворной подготовке яхтсменов, которые могли бы стать нашей олимпийской надеждой.
Парусные школы Украины
Парусным спортом в Киевском Дворце пионеров занимались еще в довоенные годы. Памятны имена одних из первых киевских кружковцев, впоследствии таких известных спортсменов-парусников, как Н. Я. Христяновский, В. П. Вузовский, А. А. Белозерен и др. Однако датой образования нынешней Киевской парусной школы при Дворце пионеров принято считать 1958 г. Именно тогда на Турухановом острове, на территории пионерского лагеря, появилось несколько швертботов классов "М" и "Ерш". С 1965 г. кружок стал отделением ДЮСШ. К этому времени было создано Киевское водохранилище, где разместился летний спортивный лагерь школы. Затем появилась и своя спортивная база в Матвеевском заливе, в центре города. Это дает возможность продлить сезон учебно-тренировочной работы на воде.
В школе на сегодня занимаются 270 ребят. Она располагает большим спортивным флотом: 170 судами. Это, прежде всего, швертботы "Оптимист", "Кадет", "420", "470". Для обеспечения выходов ,,в море" имеются два теплохода и шесть катеров.
На базе летнего лагеря проводятся не только учебно-тренировочные сборы, но и всесоюзные и республиканские соревнования по парусу. На дебаркадере можно разместить до 120 юных спортсменов. Здесь, в лагере, нет уборщиц и других штатных сотрудников. Все делают сами ребята. Утро начинается с зарядки, затем следуют приборка, купание и завтрак. После тренировок — работы по благоустройству территории, ремонту зданий, даже постройке сооружений-все выполняется самими детьми вместе с тренерами.
Из шести тренеров пятеро имеют высшее физкультурное образование, все они были в свое время воспитанниками парусной секции Дворца пионеров.
Киевская ДЮСШ была одной из первых, где перешли на закрепление тренеров по классам. Что это значит? Класс "Оптимист", например, веде г один тренер. Когда мальчик достигает 11-летнего возраста, его переводят в класс "Кадет", который ведет уже другой тренер. В 14 лет юный спортсмен переходит в классы "ОК" и "420", а в 15 — в классы "470" и "Финн". С этого момента у воспитанника открывается широкая перспектива участвовать и побеждать в любых соревнованиях и подниматься вверх вплоть до сборной страны.
В начале этого эксперимента старший тренер Юрий Григорьевич Даценко сомневался, как отнесутся коллеги к тому, что им приходится передавать своего воспитанника другому тренеру. Теперь можно сказать, что опыт удался. Во всяком случае, делается все, чтобы не были забыты заслуги "предыдущего" тренера и недоразумений по этому вопросу не возникало, а результат не замедлил сказаться.
Из числа воспитанников ДЮСШ Киевского Дворца пионеров вышли В. Акименко — чемпион мира и Европы, В. Арефий, Д. Котляр, С. Пичугин, К. Гордейко, Ю. Токовой — неоднократные победители всесоюзных и республиканских соревнований, члены сборных команд Украины и СССР.
Работники школы проводят большую воспитательную работу, прививая ребятам такие качества как трудолюбие, упорство, любовь к морю и парусу. Многие "выпускники" ДЮСШ поступают в мореходные и морские училища, становятся профессиональными моряками. Становится традицией и то, что бывшие воспитанники школы приводят в нее своих детей. Бывший чемпион Украины в классе "Летучий Голландец" В. Броек привел недавно своего 8-летнего сына. То же сделал бывший чемпион республики в классе "М" Л. Школьный. И это не единичные примеры!
Работать лучше киевлянам мешает отсутствие оборудованной учебной базы: специальных классов, тренерских комнат, учебных пособий, тренажеров, методической литературы и др. Настоящих бытовых удобств нет ни в летнем лагере, ни на базе в Матвеевском заливе. Нет и возможности проводить полноценную общефизическую подготовку. В то же время всем совершенно ясно, что в нынешних условиях стать большим спортсменом может только спортсмен, развитый всесторонне, по-настоящему закаленный. Постоянная и напряженная общефизическая подготовка — это не прихоть тренера, а единственно возможный путь воспитания яхтсменов, способных выдержать огромные нагрузки во время гонок.
В Николаевской специализированной детской спортшколе занимается 200 ребят. Парусный флот школы тоже довольно солидный — 120 вымпелов. Работают с детьми четыре тренера, но, к сожалению, все они не имеют высшего физкультурного образования (окончили пединститут и прошли школу спортсменов-гонщиков). Две должности долгое время вакантны. По примеру киевлян тренеры закреплены за классами судов, а одев тренер работает с теми ребятами, которые входят в состав сборной ДЮСШ, и выезжает с ними на соревнования.
"Наша школа не испытывает недостатка в желающих заниматься, — говорит старший тренер В. Е. Кусаков, — так как расположена в зоне отдыха большого микрорайона. Отсева почти нет." Характерно, что здесь никогда не "отсеивают" тех, кто не показал выдающихся результатов. Таких ребят переводят в яхт-клубы "Буревестника" и других обществ, где они продолжают заниматься уже полюбившимся им видом спорта на крейсерских яхтах. Это способствует развитию массовости парусного спорта в республике.
Успехи николаевцев пока нельзя назвать выдающимися, но первый номер сборной страны в классе "Финн" Николай Сухоруков — ее воспитанник (тренер В. П. Грачев). Известны также имена членов сборной СССР Сергея Шуста и Михаила Моценкова.
Основная проблема — отсутствие береговой материально-технической базы. Дело в том, что школа размещается в бывшем здании яхт-клуба, который не имел своих причалов, эллингов, оборудованных кабинетов; имеющиеся комнаты даже не отапливаются. Общефизическую подготовку проводить негде — нет ни зала, ни спортплощадки; только в летний период, когда школа арендует лагерь, удается заниматься ею ежедневно. Не лучше обстоит дело и с бытовыми помещениями: сушилками, раздевалками, душевыми, буфетами, — их попросту нет.
Заводская секция становится школой
Все началось с организации небольшой детской парусной секции при заводе "Красный гидропресс". Создателем ее был тренер-общественник, а по профессии — слесарь-универсал Николай Иванович Кабарухин. Для начала приобрели яхту-"четверку", швертбот класса "420" и давно выслуживший срок "звездник". На этой материальной части и начал тренер занятия с отобранной группой ребят.
Классные помещения, эллинг, спортивный зал и все другие подсобные помещения завод арендовал для них у городского яхт-клуба. Кстати сказать, положение не изменилось и по сей день. Правда, арендовать теперь приходится еще и бассейн, катера обеспечения и многое другое.
— На аренду уходит весь наш бюджет, — говорит нынешний старший тренер В. В. Кучерявый, — приходится изворачиваться, чтобы выкроить средства на другие нужды, которых немало!
Со временем заводская секция приобрела популярность. Признанием ее было то, что в 1978 г. секцию преобразовали в детско-юношескую парусную школу. По-прежнему помогает школе и всячески опекает ее "Красный гидропресс". Завод закупил новую материальную часть: 10 "Оптимистов" и 5 "Кадетов". В школе начали работать штатные тренеры — В. В. Кучерявый, а позже К. А. Бондарь.
В настоящее время здесь занимаются 60 ребят. Расширилась и материальная база — школа имеет около 40 судов. Среди них швертботы "420", "470", "Финны" — в основном все таллинской постройки.
Суда — довольно изношенные.
Гости, приехавшие на соревнования с пересадкой рулевых (1982 г.), видели, что швертботы приходилось ежедневно осматривать и ремонтировать, чтобы они оставались на плаву.
Попутно еще одна проблема. Судя по всему, никто не думает о выпуске для детей спасательных средств, непромокаемых костюмов. Я уж не говорю об удобной обуви разных размеров и красивой расцветки. А пока на детей, независимо от возраста, надевают "взрослые" жилеты и непромокаемые куртки, которые приходится подвязывать штертами, чтобы они удержались на ребенке!
В. В. Кучерявый рассказывает:
— «Принимаем в школу ребят в возрасте 7 лет, конечно, — не только детей работников "Красного гидропресса", ищем желающих по школам. Выбор у таганрогских ребят большой: их приглашают в секции гимнастики, бокса, футбола, плавания и т. д. Скомплектовать осенью группу парусного спорта нелегко, да и отсев в процессе занятий большой: по началу детей пугают трудности, необходимость самим ремонтировать материальную часть. Но те, кто остается, становятся преданными парусу!»
Таганрогская школа работает всего пятый год, но имена ряда ее воспитанников уже хорошо известны. Достаточно напомнить победу Александра Лудякова и Сергея Волошина на первенстве СССР 1981 г. в классе "Кадет". На "Хрустальном Кубке СССР" 1981 г. хорошо выступил экипаж "Кадета" в составе Вячеслав Шатский и Виталий Скулкин, которые вошли затем в состав молодежной сборной страны (кстати сказать, Вячеслав в следующем году выиграл первенство в Севастополе, но уже в классе "470"). Вадим Механиков два года подряд был призером в классе "Финн" на всесоюзных юношеских соревнованиях. На этих же соревнованиях 1982 г. были призерами в классе "Кадет" воспитанники школы Александр Карманов и Сергей Волошин, а в классе "Оптимист" — Сергей Красюченко.
За время работы в школе старшему тренеру В. В. Кучерявому удалось вырастить 2 мастеров спорта, 8 кандидатов в мастера, 30 перворазрядников.
Эти успехи достигнуты в основном благодаря энтузиазму преданных делу паруса людей и хорошему отношению к развитию парусного спорта со стороны руководства упомянутого выше предприятия.