Прежде всего необходимо внимательно изучить основные руководящие документы: «Инструкцию по организации и проведению дальних спортивных плаваний и крейсерских гонок на яхтах» (приказ Спорткомитета СССР № 720 от 28 мая 1974 г.), «Типовую инструкцию по обеспечению безопасности плавания на яхтах для яхт-клубов и спортивных парусных баз» и «Правила и нормы обеспечения безопасности плавания при проведении крейсерских гонок и дальних плаваний на яхтах» (приложения к приказу Спорткомитета СССР № 1053 от 25 октября 1977 г.). Участники крейсерских гонок должны четко знать и «Положения о соревнованиях».
Кроме того, необходимо помнить, что на яхты, совершающие дальние плавания или участвующие в крейсерских гонках, распространяются Кодекс торгового мореплавания СССР, все требования, регламентирующие вопросы судоходства, международные соглашения, в которых участвует СССР, и соответствующие приказы и инструкции Спорткомитета СССР.
Дальние спортивные плавания подразделяются на:
- местные;
- ДСП (гонки) во внутренних водах СССР;
- ДСП (гонки) в пределах территориальных вод СССР;
- спортивные плавания (гонки) повышенной трудности за пределами территориальных вод СССР в открытом море и международных проливах без захода в иностранные порты;
- заграничные плавания (гонки) с заходами в иностранные порты.
В зависимости от того, насколько удалена яхта от берега или пунктов укрытия, установлено четыре категории дальних спортивных плаваний или крейсерских гонок (по самому сложному этапу): I категория — более 200 миль удаления; II категория —100-200 миль; III — 50-100; IV — 10-50.
Для выхода в районы местных плаваний не требуется специальных разрешений и документов, кроме определенных «Типовой инструкцией по обеспечению безопасности плавания на яхтах для яхт-клубов». Лишь в отдельных районах пограничными органами могут быть установлены дополнительные требования.
Плавания (гонки) во внутренних водах СССР выполняются по Судовым ролям, утвержденным руководством яхт-клубов, без оформления на КПП (Контрольно-пропускном пункте пограничных войск).
Плавания (гонки) в территориальных водах СССР с пограничным режимом выполняются по Судовым ролям, утвержденным руководством яхт-клубов и республиканскими Спорткомитетами. Выход яхт в плавание оформляется на КПП портов.
Плавания (гонки) за пределами территориальных вод СССР в открытом море и в международных проливах выполняются на основании специальных планов, утвержденных крейсерской комиссией республиканской ФПС, председателем ДСО и председателем республиканского Спортивного комитета. Выход в плавание оформляется на КПП по Судовым ролям, утвержденным председателем Спорткомитета.
Если маршрут плавания предусматривает заходы в пункты с пограничным режимом, на экипаж яхты необходимо оформить пропуск милиции. Если предполагается заход яхт в районы с пограничным режимом, куда не выдаются пропуска милиции, республиканскому Спорткомитету следует согласовать маршрут плавания с Управлением пограничных войск данного района.
Для оформления Судовых ролей на плавания в районах с пограничным режимом яхт-клубы должны ежегодно, перед началом спортивной навигации, представлять в Спорткомитеты республик планы ДСП и крейсерских гонок, утвержденные клубными крейсерскими комиссиями, директорами яхт-клубов и согласованные с председателями ДСО.
На основании этих планов необходимо подготовить и непосредственно перед выходом яхты в плавание представить в Спорткомитет три экземпляра полностью заполненных Судовых ролей, подписанных капитаном яхты, директором яхт-клуба, начальником гавани и заверенных печатью.
На одном экземпляре роли, который остается в Спорткомитете, должны быть: виза крейсерской комиссии ФПС (яхт-клуба), утвердившей план данного плавания, с указанием номера протокола; виза спортивного врача на каждого члена команды; подписи всех членов экипажа, подтверждающие их умение плавать. Два других экземпляра, подписанных председателем Спорткомитета и заверенных печатью, возвращаются капитану яхты. Один из этих экземпляров остается на КПП в пункте выхода яхты в плавание, другой — на яхте; на нем делаются все отметки КПП по пути следования яхты. Кроме того, капитан яхты должен иметь копии Судовой роли по числу пунктов захода в порты с пограничным режимом, чтобы при необходимости можно было оставить копию на КПП при оформлении выхода из порта.
При частичной замене экипажа яхты во время плавания следует или заранее оформить дополнительную Судовую роль на новых членов экипажа (при замене меньшинства членов экипажа), или подготовить новую на оставшуюся часть плавания (при замене капитана или большинства членов экипажа).
При полном или временном прекращении плавания кем-либо из членов экипажа в Судовой роли делается отметка КПП о невыходе этого лица в рейс.
Численность экипажа, участвующего в соревнованиях, определяется «Положением» о соревнованиях; число членов, совершающих ДСП,— приказами спорткомитетов. Для неклассных яхт численность экипажа устанавливается техническими комиссиями федераций парусного спорта, но это число не должно превышать количество штатных спальных мест. По согласованию со Спорткомитетом СССР или республики совершить дальнее спортивное плавание или принять участие в крейсерской гонке имеет право экипаж яхты, состоящий из одного человека.
Капитанами яхты назначаются лица, имеющие квалификацию яхтенного капитана (для речных маршрутов — яхтенного рулевого I класса, в пределах разрешенного района плавания). Назначает их организация— владелец яхты по согласованию с крейсерской комиссией яхт-клуба. Состав экипажа комплектует капитан по согласованию с владельцем яхты. Все члены экипажа должны умет» плавать и пройти медосмотр у спортивного врача.
Руководство экипажем яхты капитан осуществляет в полном соответствии с главой III «Кодекса торгового мореплавания СССР». Никакие указания и распоряжения портовых, пограничных властей или иных официальных лиц не снимают с него ответственность за обеспечение безопасности плавания.
Кроме случая, когда экипаж яхты составляет один человек, у яхтенного капитана должен быть помощник (старший помощник), имеющий документ на право управлять парусной яхтой и способный при необходимости привести судно в ближайший порт. Если капитану необходимо отлучиться или он болен, его обязанности исполняет старший помощник.
В дальние спортивные плавания и крейсерские гонки допускают Яхты с исправным корпусом и вооружением, полностью укомплектованные снабжением и получившие разрешение технической комиссии непосредственно перед данной навигацией. На парусах должны быть нашиты опознавательные знаки страны и регистрационный номер.
В зависимости от категории гонок или эквивалентного им плавания яхта должна быть укомплектована снабжением согласно «Правилам и нормам обеспечения безопасности».
На борту каждой яхты, уходящей в любое дальнее плавание или крейсерскую гонку (за исключением непродолжительных местных плаваний, выполняемых по требованиям «Типовой инструкции»), должны находиться следующие документы:
- Судовой билет единого образца с отметкой технической комиссии, указанием разрешенного района плавания и категории гонок на текущий год, Акт технического состояния спортивной яхты;
- Судовой журнал, прошнурованный и скрепленный печатью яхт-клуба;
- действующее Мерительное свидетельство, зарегистрированное в Спортсудорегистре;
- действующие дипломы яхтенного капитана (удостоверения) для комсостава яхты;
- членские билеты яхт-клуба или ДСО;
- если необходимо, пропуск для пребывания в пограничной зоне;
- каждый член экипажа должен иметь паспорт (лица моложе 16 пет — свидетельство о рождении, военнослужащие — удостоверение личности).
Заграничные плавания проводятся по специальным планам, определяющим цепи и задачи, маршрут, состав участников, подготовку судна и утвержденным крейсерскими комиссиями при республиканских ФПС, председателем ДСО и председателем Спорткомитета республики.
Кроме того, они должны быть включены в план международных встреч Спорткомитета СССР (официальные встречи), Спорткомитетов республик (товарищеские встречи) или в планы других организаций, имеющих право разрешить пребывание спортивных парусных яхт за границей. Для выезда за границу, необходимо оформить заграничные паспорта и получить визы для выезда в те страны, где это необходимо. С рядом стран заключены соглашения о безвизовом въезде; в некоторых странах отведены районы, где экипажам спортивных парусных яхт виза на въезд не требуется; кроме того, по соглашению с правительственными органами, официальные приглашения на некоторые международные соревнования заменяют визы. Регистрация выхода яхт в заграничное плавание (и возвращения из плавания) производится на КПП с пограничным и таможенным контролем по Судовой роли, утвержденной Спорткомитетом, и заграничным паспортам.
Отходная Судовая роль с отметками КПП необходима при возвращении яхты из заграничного плавания в советские порты. За границей, при заходе в порт, официальным документом экипажа яхты является Судовая роль, составленная по форме ИМО (бланки ролей можно получить в службах торговых портов) и подписанная капитаном яхты. По существующим правилам на Судовые роли спортивных парусных яхт печать ставить не обязательно.
В нашей стране на спортивных яхтах плавают только спортсмены-любители (за исключением учебных парусных судов), поэтому часть расходов в заграничных плаваниях несут сами участники плавания. В связи с этим рекомендуется наметить заранее по маршруту плавания яхт-клубы, где разрешена бесплатная стоянка спортивных парусных яхт, или заранее организовать получение официальных приглашений на посещение того или иного яхт-клуба, в этом случае оплата стоянки также не требуется.
Если же план заграничного плавания (участия в соревнованиях) предусматривает посещение портов и яхт-клубов или проход каналами, в которых установлены сборы, сумму этих сборов, а также стоимость стартового взноса, транспортировки яхты или проезда сменного экипажа, необходимо заранее предусмотреть в плане плавания и заложить в смету расходов.
Базирование яхт в заграничном плавании на спортивные парусные яхт-клубы освобождает капитана и экипаж яхты от .выполнения множества обременительных формальностей и существенно упрощает как организационную, так и финансовую стороны плавания.
Для оперативного решения вопросов, которые могут возникнуть в заграничном плавании, необходимо знать телефоны советских посольств, консульств, представительств и агентств по маршруту плавания.
В настоящее время для связи с судами на яхтах начали применять KB-радиостанции «Ласточка» и УКВ-радиостанции «Причал», имеющие специальные каналы и для связи с Кортами. KB-радиостанция может быть введена в эксплуатацию только после ее регистрации и получения специального разрешения и позывных в Министерстве связи СССР. При этом регламентируется цепь использования радиостанции и диапазоны работы, место ее установки, район и предельные сроки работы, а владелец яхты должен быть ознакомлен с правилами эксплуатации радиостанции и выхода в эфир. По УКВ-радиостанции через диспетчерские посты регулируется прохождение судами каналов, шлюзов, разводных мостов, вход и выход из портов, через проходящие советские суда отправляются радиограммы. На некоторых крупных международных морских гонках по УКВ-радиостанциям объявляется время старта и даются распоряжения главного судьи.
Каждая яхта, уходящая в плавание, должна иметь судовую аптечку, а каждый член экипажа обязан уметь пользоваться ею и уметь оказать первую помощь.
По существующим правилам необходимые для плавания штурманские пособия (карты, лоции и т. п.), навигационные приборы (компасы, радиопеленгаторы, эхолоты и т. п.), большинство спасательных средств (плоты ПСН-6М и ПСН-10М, ракеты, фальшфейеры и т. п.) и радиостанции по безналичному расчету можно приобрести только организациям (яхт-клубам), если в их штате имеются специально уполномоченные работники.
По действующей «Единой всесоюзной спортивной классификации» за участие в дальних спортивных плаваниях и результаты, показанные в крейсерских гонках, капитанам и членам экипажей яхт могут быть присвоены спортивные разряды и звания. Разряды по ДСП присваиваются только за плавания протяженностью не менее 100 миль, пройденные на одной и той же яхте без смены экипажа от начального до конечного пунктов при наличии утвержденного отчета.