Под таким названием прошла межвузовская научно-техническая конференция, которая была организована НТО имени академика А. Н. Крылова на базе Николаевского кораблестроительного института. В течение двух дней участники обменивались информацией, мнениями по вопросам проектирования яхт и опыту эксплуатации парусных судов и яхтенного оборудования.
34 представителя научно-исследовательских, учебных, проектных, спортивных и общественных организаций, а также промышленных предприятий Ленинграда, Таллина, Киева, Волгограда, Херсона и Николаева заслушали 19 докладов и сообщений.
С двумя докладами выступил старшин преподаватель Ленинградского кораблестроительного института А. А. Оскольский. Первый из них — «Анализ систем обмера и расчета гандикапной поправки при гонках парусных судов» вызвал наибольший интерес. Выступавшие в прениях отметили необходимость дальнейшей исследовательской работы по этой теме.
Во втором докладе «Характеристики ходкости яхт» был поднят вопрос о сравнении различных проектов яхт. Докладчик предложил в проектной документации указывать в качестве сравнительной характеристики ходкости скорость парусника при стандартных условиях. Согласно предложению надо считать этими условиями:
курс бакштаг по истинному ветру; угол крена 15°; соотношения сил тяги и дрейфа в зависимости от удлинения парусов (условное качество парусов), принимаемые по единой таблице.
Оба доклада руководителя группы проектирования парусных яхт СКВ ЛКИ «Океан» А. С. Стружилина были посвящены полутонникам. В первом — освещены результаты испытаний стеклопластикового полутонника (см. «КЯ» № 95) и те выводы, которые легли в основу разработки следующей модификации «СТ-29». Во втором представлен на рассмотрение новый проект яхты — «СТ-31», который принципиально отличается от предыдущих: это вариант с длинным низкобортным стеклопластиковым корпусом и развитым парусным вооружением типа шлюп 3/4.
С сообщением «Опыт постройки и эксплуатация яхт полутонного класса, изготовленных из сплава АМг по проекту НКИ-10» выступил инженер завода «Океан» А. С. Немов. Он рассказал о двух построенных на этом предприятии яхтах с «граненым» корпусом; применение легкого сплава позволило получить корпус меньшего веса, чем при использовании традиционных «яхтенных» материалов.
Ленинградец М. О. Гохман доложил о разработанном в СКВ ЛКИ проекте стеклопластикового спортивно-туристского парусника для продажи населению. Предлагаемая разработчиками секционная сборка безнаборного корпуса должна максимально упростить технологию постройки; предусмотренная схема килевого устройства («тяжелый» шверт) обеспечит широкий диапазон использования яхты.
Представитель Черноморского судостроительного завода А. Я. Бороздин сообщил о результатах опытной эксплуатации яхты «Дельфин», изготовленной из алюминиевого сплава и предлагаемой для серийного выпуска.
Инженер того же завода М. В. Сагайдаков посвятил свой доклад результатам пятнадцатилетней эксплуатации яхт и яхтенного оборудования из сплавов типа АМг.
При обсуждении этих докладов участники конференции единодушно охарактеризовали полутонный класс как один из наиболее перспективных типов яхт.
Яхтсмены из г. Николаева Л. В. 3абурдаев, С. В. Байнов, В. Н. Шаповалов выступили с сообщением «Модернизация и опыт эксплуатации четвертьтонников таллинской постройки». В содружестве с кафедрой теории корабля НКИ они сумели повысить гоночные качества упомянутых судов, в результате чего эти четвертьтонники смогли конкурировать с яхтами типа «Конрад-24».
На обсуждение были также представлены результаты проведенных за прошедший год в СКВ ЛКИ «Океан» и СКБС НКИ «Яхта» работ по созданию «Правил классификации и постройки парусных судов». Уже закончен и вышел в свет небольшим тиражом раздел «Временные правила постройки армоцементных яхт», разработанный Киевским отделением НТО имени академика А. Н. Крылова. А. С. Стружилин и Е. Б. Xромченко (г. Николаев) предложили проекты следующих разделов правил: деревянные суда; судовые устройства и системы; электроборудование яхт, снабжение.
Отмечено, что спортивно-технической комиссией ФПС СССР до сих пор не решен вопрос о порядке утверждения и согласования проектов яхт, готовящихся к постройке общественными коллективами. В связи с этим конференция постановила повторно ходатайствовать перед СТК федерации о создании на базе ЛКИ и НКИ отделений Спортсудорегистра СССР, возложив на них функции технического контроля проектов парусных судов.
Очередную конференцию по проблемам постройки и эксплуатации парусных яхт решено провести в Николаеве в сентябре 1984 г. Отмечена необходимость привлечения к обсуждению этих проблем большего количества заинтересованных организаций.