Человек все больше и больше вовлекает водные ресурсы планеты в хозяйственный оборот: растет потребление воды промышленностью, сельским хозяйством, самим населением, интенсивнее используются водные пути как транспортные системы. Эта тенденция сохранится и впредь,— так диктуют законы экономического и социального развития общества. Однако человек уже имел немало возможностей убедиться, что водные ресурсы Земли остаются невосполнимой, наиболее важной и легко ранимой ее частью. Поэтому борьба за чистоту Мирового океана в целом и всех конкретных водоемов становится для обитателей нашей планеты вопросом номер один. И тут недостаточно единичных мер разрозненного характера, уже нельзя ограничиваться лишь разъяснениями и призывами к благоразумию в отношениях «вода — хозяйство — человек». Для сохранения вод Земли чистыми вся хозяйственная деятельность людей, все стороны их жизни и быта, соприкасающиеся с водой, должны быть включены в многогранную и бескомпромиссную, строго контролируемую и регулируемую систему. Прочные основы этому заложены в нашей стране.
В Конституции СССР указывается: «В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды».
Воды у нас являются исключительно государственной собственностью, общим достоянием всего советского народа, поэтому основные принципы многоцелевого, планового использования, а значит, и охрана водных ресурсов закреплены законодательно.
Начиная с 1975 г. мероприятия по охране природы планируются, как говорят хозяйственники, отдельной строкой. Это значит, что государственным планированием на каждое пятилетие, на каждый год предусматриваются совершенно определенные конкретные меры и по охране водных ресурсов: целевым назначением выделяются денежные средства, фонды на материалы, оборудование и техника, планируется строительство необходимых сооружений.
Надо сказать, что водопользование само по себе — широкое, многогранное дело. Снабжение населения питьевой водой, забор воды предприятиями для технологических целей, сельским хозяйством для орошения земель, накопление воды в водохранилищах и ее сброс через плотины для получения электроэнергии, регулирования стока рек, использование подземных вод, рыболовство и рыбоводство, речной и морской транспорт,— все это сплетается в один тугой узел из многих взаимосвязанных проблем, каждая из которых важна и актуальна. Тут нет «мелочей», нет непричастных министерств и ведомств. Решение огромной задачи — сохранение чистоты наших вод — дело общее, возможное лишь при научно обоснованной общегосударственной системе водопользования и водоохраны.
Эта система действует и уже принесла хорошие результаты в нашей стране. Назову ее главные, основные элементы. Министерство здравоохранения, например, контролирует качество воды, используемой населением. Министерство энергетики и электрификации изучает и обосновывает возможности энергетического использования водоемов. Геологи — отвечают за разведку, определение запасов и использование подземных вод, бурение скважин. Министерство рыбного хозяйства регулирует лов рыбы и воспроизводство ее запасов и т. д. Функции же головного, межведомственного органа управления И контроля за использованием и охраной вод возложены на наше Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР. Оно и следит за выполнением всей намеченной программы в целом.
За последнее десятилетие приняты конкретные меры по охране вод важнейших бассейнов страны — Волги, Урала, Азовского и Черного морей, Балтики, Байкала, Арктического и ряда других районов. В эксплуатацию введены 20 000 только крупных комплексных очистных сооружений. На промпредприятиях внедряются замкнутые системы водоснабжения без сброса сточных вод. И это лишь начало широкого наступления на основное зло — сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод промышленностью, сельским хозяйством, коммунальным хозяйством городов. Важно и другое: ежегодно уменьшается (в среднем на 2,6%) общий объем этих сбрасываемых сточных вод. В результате во многих реках и водоемах страны уже улучшилось качество воды, а в целом можно говорить о стабилизации ее состояния, несмотря на продолжающийся рост городов и развитие индустрии. Замечу, что сброс неочищенных сточных вод в основные водные бассейны должен быть полностью прекращен в 1985 г. Таким образом, главная опасность загрязнения рек, озер, Черного, Азовского, Балтийского морей окажется устраненной, можно будет вплотную приступить к очистке русла ряда рек от наносов, затонувшей древесины и к решению других, очередных проблем.
Все сказанное выше имеет одну цель — хотя бы в общих чертах ввести читателя в курс дела, показать огромность стоящих перед нашим государством в целом проблем. Наша природа, образно говоря, — наш дом. И каждый гражданин обязан всячески оберегать и хранить природу и уж, конечно, во всех случаях не наносить ей вреда. В полной мере это относится и к тем, кто проводит свой отпуск и часы досуга у воды и на воде, кто занимается водными видами спорта и туризма.
— Позвольте, — предвижу я возражения некоторых читателей журнала. — Только что вы главными виновниками загрязнения рек и озер называли промышленность, сельское и коммунальное хозяйство, лесосплав. Почему же причисляете теперь к ним владельцев маломерных судов? Обоснованно ли это? Ведь, например, крупнотоннажный речной флот, включающий грузовые и пассажирские суда, наносит водоемам куда больший ущерб, нежели катера и мотолодки?
Верно, наносит. Особенно речные пассажирские суда, работающие на туристских маршрутах. На большинстве из них нет емкостей для сбора н устройств для очистки фекальных вод и других жидких и твердых отходов. Министерство речного флота РСФСР не выполняет требования по переоборудованию судов, речники нарушают установленные правила. В прошлом году, например, в районе Верхней Волги 36 речных судов, сбросило грязные воды; за это на их капитанов наложено 38 штрафных санкций.
Не все речные и морские порты имеют специальные причалы для передачи сточных вод с судов в городские очистные сооружения. За прямой сброс загрязненных вод на акваториях ленинградского и калининградского портов штрафам подверглось 66 должностных лиц. На участке Волгоград — Астрахань тоже нет специальных причалов: уже не один год Минречфлот и астраханские областные организации никак не могут договориться — кто и сколько должен вложить средств в строительство таких причалов в поселке Никольское.
Я привел на выборку лишь несколько примеров, чтобы показать: да, недостатки у речников есть, мы знаем о них и, могу заверить читателей, не успокоимся до тех пор, пока речные суда не станут безвредными для рек.
Что же касается маломерного флота, то он, к сожалению, тоже вносил и вносит сваю «лепту» в загрязнение вод. Взять хотя бы московские водохранилища, которые не только являются судоходными путями, но и имеют немаловажное значение для снабжения Москвы питьевой водой. С их акваторий выведено более 8500 мотолодок и катеров, ликвидировано 120 водных гаражей и эллингов, закрыто 15 массовых стоянок и водно-моторных баз. В подавляющем большинстве владельцы этих 8500 судов использовали на них подвесные моторы и зачастую даже не по одному, а по два мотора. Не секрет, что при заправке, подкачке топлива в карбюратор, прочистке системы питания, при ремонте мотора на плаву в воду неизбежно попадает какое-то количество топлива и масел.
В Московско-Окском бассейне за последние два года 31 руководитель турбаз и водных клубов был оштрафован за систематическое загрязнение акваторий. На Верхней Волге в Костромской области вынесены четыре постановления о закрытии массовых стоянок маломерных судов; в Горьковской области за несоблюдение режима чистоты оштрафованы шесть начальников водных баз.
В ряде районов местные советы вынуждены либо вводить жесткие ограничения, либо вовсе запрещать пользование маломерными моторными судами.
— Почему единственными виновниками загрязнения рек и озер при эксплуатации маломерного флота, — опять-таки могут возразить мне приверженцы водно-моторного спорта и туризма, — вы называете нас, судоводителей-любителей? Ведь лодки и моторы мы приобретали в магазинах, в системе государственной торговли. И если промышленность выпускала, а торговля продавала моторы, при эксплуатации которых попадание топлива в воду не было исключено, то почему теперь оказались виноваты потребители, а не производители?
Действительно, конструкции отечественных подвесных моторов оставляют желать лучшего. К этому не добавить, не убавить. Равно как и к тому, что, пока в районе некоторых городов дело не дошло до чрезмерного насыщения водоемов маломерными судами, продажу их вели абсолютно бесконтрольно, не сообразуясь с тем, какую «нагрузку» может выдержать конкретная река либо озеро. Промышленности до насыщения того или иного водоема вообще дела нет, для нее выгодно крупносерийное производство продукции, которая имеет сбыт; остальное ее не интересует. В результате в отдельных районах скапливались тысячи мотолодок. Их шум и сброс нефтепродуктов в воду стали отравлять отдых находящимся на пляжах людям, отравлять в самом прямом смысле природу. Да при том еще местные власти, к сожалению, мало беспокоились об устройстве заправочных станций, ремонтных мастерских, хорошо оборудованных стоянок. В удобных заводях и заливчиках стали вырастать целые «Шанхай» из сараев и сараюшек, примитивные причалы. Акватории в районе таких «полудиких» и «диких» стоянок по выходным дням буквально были покрыты пленкой нефтепродуктов.
Я не разделяю того мнения, что маломерный флот и малое судостроение вообще и повсеместно вредны, что их надо сокращать и запрещать. Для жителей многих сельских районов катер и мотолодка служат незаменимым грузо-пассажирским транспортным средством, для части горожан — излюбленным видом отдыха и туризма. Отмахнуться от этого нельзя. Нельзя и огульно перекладывать всю вину за наносимый природе вред только на владельцев маломерных судов. Они, на мой взгляд, нуждаются в серьезной организационной помощи и поддержке. Сейчас есть к тому и объективные предпосылки.
Известно, что специальным правительственным постановлением1 недавно были созданы общесоюзные, республиканские, областные и городские комиссии по маломерному флоту. Думается, они-то и должны стать той организующей силой, которая поможет местным властям определить допустимое с точки зрения охраны природы количество эксплуатируемых в данном районе «мотррок», выработать жесткие требования к оборудованию стоянок. Должны появиться и типовые проекты стоянок, включающие решение проблем заправки и ремонта. И уж, конечно, инспектора комиссий по маломерному флоту должны будут освидетельствовать суда не только на техническую пригодность к плаванию, но и на экологическую их «безопасность».
Туризм и, в частности, водный туризм стал нынче массовой формой отдыха. Он должен и будет развиваться. А что мы можем сегодня предложить туристу-водномоторнику? Для него не издаются туристские карты либо схемы водных путей, не разрабатываются маршруты. Это — явное упущение.
Не такая уж, видимо, непреодолимая сложность — наметить хорошие, интересные маршруты плаваний; по поданным заранее заявкам так распределить путевки, чтобы не было скопления судов в одних местах и не пустовали другие; чтобы судоводитель в определенном месте и в определенное время мог получить топливо и продукты, имел бы возможность произвести текущий ремонт своего судна. Система таких основных и промежуточных баз, скажем, на Верхней Волге, Каме, на Дону, Днепре и других магистральных водных маршрутах помогла бы ввести дело в организованное русло.
Конечно, и промышленности следует проявить заботу о туристах-водниках. Время стремительных мотолодок, повального увлечения скоростью на воде, видимо, прошло. И неслучайно сейчас на многих озерах и водохранилищах все чаще встречаются паруса. Может, надо, наконец, подумать о создании для отдыха на воде парусно-моторных судов одного-двух типов? Оснастить их маломощными и экономичными стационарными двигателями, чтобы люди могли в полной мере наслаждаться неторопливым, полным очарования отдыхом на воде. Такое сочетание паруса и мотора будет вполне отвечать и требованиям охраны природы.
Как видно, даже поверхностная попытка поговорить об охране чистоты наших водоемов и о нуждах, стремлениях водных туристов, сразу выдвигает на первый план несколько самых разных проблем, требует от целого ряда ведомств и от местных властей принятия хорошо продуманных, обоснованных и согласованных решений. Охрана вод, организация пользования ими населением без ущерба для природы — дело тонкое, многогранное. Но, как показывает практика, задача эта вполне разрешима.
Нет сомнений, что сегодняшнее явно ненормальное положение с маломерным флотом, его организацией может быть и наверняка будет исправлено, если все причастные к делу ведомства и инстанции проявят соответствующую заботу и понимание.
Примечания
1. Имеется в виду постановление СМ СССР от 16. VII 1982 г. «О мерах по упорядочению пользования маломерными судами», полностью приведенное в «Собрании постановлений правительства СССР» № 21, 1982 г.