Встреча на дне
Необычное спортивное состязание было проведено в Сиднее. Собственно, не в самом Сиднее, а на дне Сиднейской бухты. В шахматном блиц-турнире принимали участие 16 аквалангистов, включая четырех женщин. Стальные столы стояли на грунте, освещенные прожекторами; фигуры были магнитными.
Партии протекали в быстром темпе, поскольку запас кислорода в баллонах был рассчитан на один час.
Победитель Уоррен Льюис, вынырнув на поверхность заявил: «На дне я обыграл бы и самого Карпова! Думается легко, никаких разговоров, никто не курит, судьи бесшумно парят над столами. Есть смысл проводить под водой и деловые встречи...»
Еще один рекорд
Патриция Майорка — дочь знаменитого итальянского ныряльщика Энцо Майорки установила мировой рекорд глубоководного ныряния без акваланга для женщин. Она достигла глубины 50 м — информирует японская газета «Джапан таймс».
Штурман-акселерат
Питер Родин — самый молодой штурман Швеции. Когда он поступал в стокгольмскую мореходную школу, приемная комиссия, взглянув на его метрики (до паспорта было еще далеко), ему отказала. Но 12-летний Питер продолжал стоять на своем, напирая на то, что аттестат зрелости у него есть, а «минимальный» возраст правилами приема не оговорен. «Этот мальчик далеко пойдет!» — так заявил старейший из преподавателей мореходки.
Прививка от морской болезни
Английских адмиралов издавна заботило то досадное обстоятельство, что часть призванных молодых матросов неизменно оказывается не пригодной для службы из-за подверженности морской болезни.
В 1891 г. лондонский журнал «Энжинир» предложил любопытный выход: наладить серийный выпуск своеобразных тренажеров — устанавливаемых на суше «кораблеобразных сооружений», раскачиваемых машиной. Полагали, что будет достаточно нескольких часов, чтобы приучить любого сухопутного человека к морской качке. Такую же «прививку» от морской болезни могли бы, по идее изобретателей, за известную плату получать и частные лица, которым предстоит плавание на пароходе.
О практическом использовании этой идеи сведений нет.
Фольга на парусе
С каждым годом растет число столкновений из-за того, что на экранах судовых локаторов не видны яхты и мелкие суда, на которых нет больших металлических частей, отражающих сигнал. Английские морские власти настойчиво рекомендуют яхтсменам-любителям пришивать к парусам специальную эластичную алюминиевую фольгу. 2 м2 фольги достаточно, чтобы яхта надежно фиксировалась на экране.
На рубках катеров предлагается монтировать параболические зеркала-отражатели диаметром 25 см. Усовершенствованы и простейшие уголковые пассивные отражатели, поднимаемые на мачтах.
Любитель должен иметь диплом
В Сен-Флоране (Франция) открылась, наверное, единственная в мире Школа рыбаков-любите-лей. Здесь «курсантов» всех возрастов за определенную (и немалую) плату обучают тонкостям обращения с удочками и спиннингами премудростям выбора места и времени лова, а главное — терпению и скромности при описании своих трофеев.
Диплом школы гарантирует успех на любом водоеме, лишь бы в нем водилась рыба.
Смазка для катеров и лодок
Согласно рекламному проспекту американской фирмы «Лабрибонд Плэйн Эйд», можно сэкономить до 20% горючего, если покрыть подводную часть корпуса катера или моторной лодки патентованной смазкой, поставляемой с прошлого года на международный рынок.
В состав покрытия входит молибден и другие водооталкивающие добавки, благодаря которым уменьшаются силы поверхностного трения и смачиваемость поверхности. Смазка обладает хорошей адгезией к дереву, пластмассе, металлу, а также к ранее нанесенному лакокрасочному покрытию. Первоначально она применялась как покрытие ракет и реактивных двигателей. В спортивном судостроении ее начали использовать в качестве покрытия рабочих поверхностей водных лыж, благодаря чему удавалось улучшить маневренные качества и глиссирование спортсмена.
Смазка рекомендуется также для повышения скорости гребных лодок и парусных яхт. Наносится она кистью или пульверизатором.
Быстрый запуск дизелей
В Англии разработана новая конструкция свечей накаливания, которые используются на судовых дизелях малой мощности для облегчения запуска в холодную погоду. При обычных свечах требуется определенное время, прежде чем температура свечи достигнет 800°С, при которой происходит воспламенение топлива. Например, при температуре воздуха —20° стартер дизеля можно включать лишь спустя 50—60 с.
Благодаря уменьшению массы материала, расположенного у наконечника свечи — вокруг одного из ее электродов, удалось снизить тепловую инерцию свечи. При температуре наружного воздуха —20° свеча нагревается всего за 3 с, так что нажимать кнопку стартера и включать свечи можно практически одновременно.
Дополнительным достоинством свечей новой конструкции, названных «Микронова», является экономичность: при их нагреве тока потребляется всего 10 А вместо 40.
В схеме подогрева имеется термоэлемент, исключающий перегрев свечи сверх требуемой температуры, а также специальный контроллер, который выдерживает подачу питания свечи спустя несколько секунд после того, как отпущена кнопка стартера.