Тельняшка
Начнем с «морской души» — тельняшки. Ведь это первое, что всегда отличает моряка! У нас она появилась во времена расцвета парусного флота, а точнее — в 1875 г. В ее покрое, выборе материала и расцветки ярко отразилась специфика нелегкой морской службы. Плотно облегая тело и руки, вязаная (трикотаж) тельняшка не стесняет движения; хорошо сохраняет тепло и в то же время летом в ней не очень жарко; она прочна, легко стирается. И «главное» — красива.
Не случайна привычная расцветка тельняшки. Начало ей положили «бостроги» — рабочие куртки, изготовляемые из полосатого бело-синего тика. Работа с парусами на высоте была делом сложным. Чтобы действовать согласованно, матросам нужно было хорошо различать друг друга, а с палубы — нужно было видеть всех работающих наверху. Это и облегчалось пестрой расцветкой. На фоне парусов бросался в глаза синий цвет, в сумерки — белый. Наконец, эти цвета символизируют родную сердцу моряка стихию, а если говорить о форме наших моряков, то и цвета советского Военно-Морского Флага.
Не раз нашим морякам приходилось покидать палубы своих кораблей и сражаться с врагами на суше. Но и под армейской гимнастеркой защитного цвета они носили флотскую тельняшку, напоминающую о славных традициях советских моряков.
Справка языковеда. Тельняшка — бытовое сокращение от «нательная рубашка».
Форменный воротник
Впервые в русском флоте воротник был введен в 1843 г., сначала только для гребцов на командирских катерах и шлюпках. Воротник был тогда гораздо более широким, чем сейчас, и закрывал плечи по всей их ширине, играя роль зонтика. Происхождение такого прямоугольного воротника связано с тем, что английские и французские моряки носили косу, смазывая волосы жиром, чаще всего тюленьим. Чтобы жирная коса не оставляла следов на одежде, и придумали кожаный воротник, свободно спадающий на спину. Его вскоре оценили по достоинству; он мог защищать не только спину от сальных пятен и дождя, но и шею и лицо От ветра и брызг. Моряки старых парусных кораблей, не раздевавшиеся на время отдыха, укладывались спать, положив под голову одну половину воротника и прикрываясь сверху другой.
Носили его исключительно с фланелевками, которые надевались лишь в холодную погоду: это объясняет его практическое назначение — предохранять плечи и спину гребца, не стесняя движений при гребле.
Широко распространено мнение о том, что три белые полоски на воротнике в русском флоте установлены в память о трех его выдающихся победах — при Гангуте, Чесме и Синопе. Однако это не подтверждается какими-либо документами.
Первая полоска (кант) появилась в 1850 г., когда для фланелевок корабельных команд пароходных дивизий ввели воротники разного цвета.
В 1882 г. синий воротник с тремя полосками получил весь флот. Почему именно с тремя? Только потому, что с тремя, конечно же, красивее, чем с одной.
Справка языковеда. Воротник — от «ворот», вертеть, оборачивать шею. Кстати сказать, в древнерусском языке «ворот» и означало «шея».
Форменка
Легкая белоснежная форменная рубаха всегда выглядит свежо и празднично. Она как часть выходной одежды введена в 60-х годах прошлого столетия. До нее матросы носили белые рубахи, полностью повторявшие национальную русскую рубашку с небольшим стояче-отложным воротником.
В 1856 г. вместе с клеенчатыми широкополыми шляпами и папашами появились белые форменки из плотного полотна. С самого начала шились они без застежек— с большим вырезом на груди, чтобы легче было их быстро надевать (чтобы закрыть грудь, пришлось тельняшку поднять «под шейку»), с полукруглым (а затем квадратным) синим воротником и синими обшлагами.
Справка языковеда. Форменка, понятно,— от «формы», а вот это слово оказывается латинским и ведет историю от древнегреческого «формос»; так называли корзину, в которую укладывали отжатую массу при «формовке» сыра. Римляне и сам сыр называли тем же словом «форма», а у французов и сейчас сыр — фромаж.
Эмблема — якорь
У каждого флота своя форма, но для всех флотов мира общей эмблемой является стилизованное изображение якоря. Почему именно якоря?
Это — символ надежды, спасения и благополучного окончания плавания. С древнейших времен считали, что якорь обладает магической силой. Корабль, бросивший якорь и удерживаемый им, можно было считать спасенным, как бы ни штормило в открытом море. Этот символ и стали наносить на ленты, погоны, бляхи и другие предметы, входящие в комплект формы одежды моряков военных и торговых флотов.
Справка языковеда. «Якорь», заимствованный из древнеисландского языка, — один из древнейших морских терминов («якори» упоминаются, например, в договоре Олега с греками в 907 г., т. е. задолго до Петра); на всех европ. языках это слово звучит примерно одинаково и восходит к греческому «агкира».
Бушлат
Предшественниками современного двубортного суконного полупальто — бушлата были просторные и удобные кафтаны — бостроги петровских времен (это была удлиненная куртка сначала серого цвета, а затем с синими и белыми полосами). Под названием «рабочее пальто» бушлат ввели в 1851 г. для матросов сначала только так называемых рабочих экипажей. Развитие техники, необходимость длительной работы на палубе при обслуживании механизмов обусловила распространение короткой, удобной и теплой верхней одежды, получившей вскоре новое название «бушлат» или «брушлат», хотя в ходу остались и другие названия; матросский мундир, матросское пальто и т. п. Черный цвет сукна избран не случайно: он лучше сохраняет тепло. Бушлат матросу — первый друг; в шторм не взмокнешь, в мороз — не замерзнешь.
Справка языковеда. Некоторые ученые считают, что «бушлат» — переоформление под влиянием привычного для нас слова «халат» (заимствованного из турецкого языка) немецкого «бушурунк» (матросская куртка).
Фуражка и бескозырка
Первым рабочим головным убором русского матроса была мягкая зеленая шляпа с полями — простая и удобная, почти не отличавшаяся от тех, которые носили крестьяне. Офицеры щеголяли в треуголках, они же служили и парадным головным убором матросов. Так или иначе шляпы продержались на флоте с петровских времен свыше 150 лет, хотя и претерпели целый ряд изменений.
Фуражка появилась сначала в армии — в последние годы XVIII века. По уставам тех времен все конные войсковые соединения выделяли солдат-фуражиров, на обязанности которых было снабжение фуражом. Перетаскивать мешки, имея на голове громоздкую каску, кивер и т. п., было крайне неудобно. Именно поэтому «изобрели» так называемые «фуражные шапки», представлявшие собой остроконечный суконный колпак, для уменьшения высоты перегнутый пополам. Отсюда недалеко и до еще более удобной плоской фуражки.
На флоте удобство головного убора было крайне важным показателем. Через пятнадцать лет после фуражиров — в 1811 г.— и на матросах появились первые фуражки-бескозырки из темно-зеленого сукна. В 1872 г. мягкая фуражка-бескозырка с лентой на околыше и кокардой, укреплявшейся на тулье над лентой, была введена как единый головной убор для всего рядового состава.
Белый кант на фуражке имеет историю, связанную с петровскими временами. Своим «возлюбленным чадам» — отличившимся в первых баталиях на море гвардейцам Преображенского и Семеновского полков Петр I пожаловал белый кант.
С 1840 г. на околыше стали писать номер экипажа или заглавные буквы названия части. Белый чехол появился на Каспии, затем его ввели для моряков Черноморского флота и гораздо позднее — для балтийцев.
На кораблях парусного флота матросам приходилось много работать наверху. Тогда-то и возникла мысль снабжать головные уборы завязками в виде лент. Прежде чем подниматься по вантам, матросы обвязывали эти ленты вокруг шеи.
Надпись на ленте ведет историю с 1806 г.: при осаде англичанами одной из французских крепостей ее непреклонные защитники повязали на свои шляпы ленточки с золотой надписью — «решительные». Со временем на лентах стали писать названия кораблей, что оказалось очень удобным во всех отношениях. Первоначально сами ленты были разноцветными. После гибели адмирала Нельсона английские офицеры в знак постоянного траура повязали на тульи шляп черные ленты, а у матросов появились черные шейные галстуки-платки. Строгие темные ленты на головном уборе прижились у моряков едва ли не всех стран.
Справка языковеда. Как уже ясно, «фуражка» — производное от прозаического и далекого от морской тематики французского слова «фураж». Бескозырка — от слов «без козырька», причем «козырек» когда-то ничего общего с головным убором не имел: «козырем» называли высокий стоячий воротник и это слово корнями связано со словами «коза», «кожа».
Брюки
В наш язык слово «брюки» попало из голландского языка во время петровских реформ, поэтому в русских словарях 1789, 1803 и даже 1834 гг. все еще приходилось объяснять, что брюки — это «матросские штаны».
Наличие спереди откидного клапана (лацбанта) позволяло свободно перемещаться по реям и узким проходам, не рискуя зацепиться за что-либо. Широкий, свободный покрой матросских брюк, как и фланелевок, также продиктован практическими соображениями. В море бывает дорога каждая секунда. Надо иметь такую форму, которую можно надеть практически мгновенно.
В эпоху парусного флота матросы чаще ходили босые, а деревянные палубы то и дело скатывали и мыли. Чтобы не замочить брюк, матросы подворачивали их до колен, а это можно было сделать только при достаточной их ширине. Очень важно, что широкие брюки легко снять в воде при падении за борт. Так или иначе, но современное стремление заузить их (опять-таки, как и фланелевку) противоречит настоящим морским традициям.
Еще довольно молода заглаживаемая на флотских брюках складка: эта «новинка» появилась лишь в начале XX века и сразу же придала морскому костюму удивительную законченность и элегантность.
Справка языковеда. Голландское слово «брюки», поначалу бывшее, как мог убедиться читатель, чисто морским термином, происходит от латинского, где употреблялось в том же значении. В современном морском языке есть еще и термин «брюканец» — мягкая зашивка для герметизации места прохода мачты через палубу и т. п.