Достоинства мотолодок и катеров со сложными обводами типов «морские сани», тримаран и «сани Фокса» уже не раз подробно рассматривались на страницах «Катеров и яхт». Отмечались, в частности, такие их качества, как повышенная остойчивость на стоянке и на ходу, хорошая устойчивость на курсе, малые ударные перегрузки при плавании на волнении, большая полезная площадь кокпита и прямоугольной в плане палубы. Эти обводы уже давно и широко применяют при создании мореходных и комфортабельных судов, используемых любителями морского рыболовного спорта и туризма. В последние же годы они все чаще привлекают внимание конструкторов различного рода служебных катеров — спасательных, рабочих, грузовых и т. п.
Для таких судов особенно важное значение имеет почти прямоугольная форма ватерлинии, обеспечивающая значительную грузоподъемность при умеренной осадке. При подходе носом к необорудованному отмелому берегу тримараны и сани «въезжают» своими широко расставленными килями-полозьями на грунт; при погрузо-разгрузочных операциях катер сохраняет устойчивое положение без крена. Это расширяет возможности использования катеров, так как во многих случаях можно обойтись без сооружения специальных причалов. Упрощаются хранение и перевозка судов, поскольку отпадает необходимость в кильблоках — катер устойчиво стоит на своих килях на платформе или трейлере.
Познакомимся с несколькими зарубежными проектами, в которых нашли применение обводы упомянутых типов. Мы надеемся, что это знакомство будет не только иметь чисто познавательный интерес, но и в какой-то мере поможет нашим конструкторам, разрабатывающим проекты новых катеров для народного хозяйства страны. Применение наиболее прогрессивных конструктивных решений позволит повысить эффективность использования малого флота, которому предстоит играть с каждым годом все более важную роль и в освоении малонаселенных районов Сибири, Крайнего Севера или Дальнего Востока, и в решении задач, поставленных Продовольственной программой.
Примером удачного решения проблемы универсального — многоцелевого малого судна, пригодного для перевозки грузов и пассажиров, гидрологических исследований, прокладки кабелей и т. п., могут служить катера, выпускаемые финской фирмой «Лохи» в Тампере.
Катера обеих моделей — «Лохи-101» и «Лохи-130» (длиной соответственно 10,1 и 13 м) имеют одинаковые обводы типа «морских саней» и одинаковую конструкцию корпусов, формуемых из стеклопластика. Это мелкосидящие плашкоуты с подрезом килей в носовой части; в корме днище плоское.
Общее расположение катеров рассчитано на использование самого современного способа горизонтальной погрузки-разгрузки стандартных контейнеров на 8 т {«Лохи-101»), 12 или 16 т («Лохи-130»). Большую часть корпуса занимает открытый грузовой трюм. Носовой транец имеет аппарель, которая при помощи гидравлических цилиндров откидывается под нужным углом на берег. Чтобы при погрузке или выгрузке катер не раскачивался, по бортам выдвигаются опоры в виде гидравлических домкратов. На носовой кромке грузовой палубы установлен вращающийся ролик; это облегчает перемещение грузов.
Погрузо-разгрузочные операции еще более упрощаются, если используется метод сменной платформы, получивший широкое распространение в Финляндии и других странах Европы. Суть его состоит в том, что перевозимый груз (будь то цистерна, кузов, клетка со скотом и т. п.) заранее закрепляется на платформе — прочной раме-основании, имеющей стандартные размеры. Соответственно этим размерам спроектированы грузовые устройства — разного рода направляющие для перемещения грузов с автомобиля на катер и с катера на автомобиль без помощи каких-либо береговых подъемных механизмов. Словом, достигается непрерывность транспортировки, удается ускорить и полностью механизировать погрузо-разгрузочные работы даже при выполнении их на необорудованном берегу.
Катера «Лохи», в частности, снабжаются направляющими рельсами раздвижной (телескопической) конструкции и гидравлической лебедкой, при помощи которой груз на сменной платформе можно перемещать по рельсам. При подходе к берегу под погрузку откидывается аппарель, выдвигаются носовые упоры, а рельсы поднимаются гидравликой на один уровень с открытой носовой частью. Затем при помощи тросовой системы звено рельсов выдвигается вперед так, чтобы конец их был уложен на берег. Спустив сменную платформу с грузом с автомобильного трейлера на рельсы и заложив за нее трос грузовой лебедки, ее затаскивают на катер. Поворот крана-манипулятора — и цилиндры плавно опускают рельсы с платформой и грузом на настил трюма.
Кроме лебедки, имеется небольшой подъемный кран — также с гидроприводом. Гидравлика используется и для подъема рубки — кабины водителя; это может потребоваться для улучшения обзора по курсу при перевозке высоких контейнеров или для опускания рубки вниз — на корму— при проходе под низкими пролетами мостов. При помощи грузовой лебедки катер можно вытащить на пологий берег, подложив под кили катки (бревна) и закрепив конец троса за дерево или уложенный на берегу якорь. Вся гидравлика управляется из кабины водителя.
Двигатели установлены в кормовом звукоизолированном отсеке. Угловые поворотно-откидные колонки защищены от повреждений при швартовках кормовой площадкой-кринолином, который оказывается полезным при различных буксировочных и лесосплавных отерациях. При подходе к отмелому берегу колонки поднимаются при помощи гидравлического привода, управляемого с поста водителя.
Под кабиной водителя расположен кубрик; здесь установлены диван, стол, газовая плитка, имеются гальюн и раковина.
Корпус «Лохи» сделан надежным и прочным. Днищевой набор между обшивкой и настилом трюма составляют мощные пенопластовые флоры и три продольные балки — стрингера. По бортам пространство между наружной обшивкой и зашивкой трюма заполнено пенополиуретаном (около 5 м3), обеспечивающим непотопляемость катера в случае получения пробоины и затопления трюма. Снаружи корпус защищен мощными привальными и отбойными брусьями; на килях закреплены стальные угольники, предохраняющие стеклопластик от износа.
Через цилиндрическую шахту, отформованную в районе между рубкой и трюмом, можно опустить под воду приборы (например, для взятия проб грунта), осветители, оборудование для подъема затонувших предметов, кабель при подводной прокладке и т. п. Катера могут быть приспособлены и для перевозки людей: «Лохи-101» с 30 пассажирами развивает скорость до 50 км/ч; максимальная же его скорость — до 64 км/ч.
Катера другой финской фирмы «Вико Боут», выпускаемые с маркой «Финнспид», имеют обычные три-маранные обводы корпуса. Три киля и глубокие тоннели на днище придают пластмассовому корпусу большую прочность и жесткость при сохранении примерно того же веса и тех же эксплуатационных качеств, что и у катеров «Лохи». Снаружи кили защищены стальной полосой 50X8, борта — деревянным привальным брусом сечением (на больших моделях) 120X50.
Фирма выпускает несколько базовых моделей корпусов длиной 4,5; 6,5; 7,6; 10,4; 13,1 и 17 м. Каждая из них может быть использована для выпуска катеров нескольких модификаций— с различными вариантами надстройки и оборудования. Например, модель «Финнспид-1040» выпускается как в основном грузовом варианте — с открытым трюмом и небольшой рубкой, так и с каютой — в виде лоцманского катера, патрульного судна и т. п. В каждом конкретном случае подбирается наиболее подходящая силовая установка. Модели длиной 6,5 и 7,6 м могут быть приспособлены для установки подвесного мотора или иметь стационарный двигатель с водометом; более крупные катера снабжаются спаренной установкой с дизелями или бензиновыми моторами с угловыми колонками (либо даже с прямыми реверс-редукторами, если позволяет общее расположение, а заказчик согласен на увеличение габаритной осадки).
17-метровые катера «Финнспид» выпускаются и в пассажирских вариантах с оборудованием либо продольными скамьями, либо мягкими сиденьями автобусного типа, благодаря малой осадке (0,5—33 м) и выходу через открывающуюся аппарель в носовой части эти катера очень удобны для сообщения между многочисленными островами в шхерах Финского и Ботнического заливов, на крупных озерах внутри страны. Выход пассажиров на берег возможен практически в любом месте побережья.
Этот же принцип остойчивой мелкосидящей плавучей платформы, снабженной мощным двигателем, положен в основу проекта катеров «HS-21» и «HS-25», выпускаемых английской фирмой «Копланд Боутс». Применены обводы типа «сани Фокса», обеспечивающие высокие мореходные и скоростные качества катеров этого типа. Отмечается, что при равной нагрузке и мощности двигателя эти «сани Фокса» развивают несколько более высокую скорость, чем катера с традиционными обводами.
Катера «HS» выпускаются в пяти вариантах на каждом базовом корпусе: с открытым кокпитом и постом управления, расположенным по ДП или смещенным к одному из бортов; с кабиной водителя, расположенной в носу или в корме; с увеличенной рубкой и постом управления в ее передней части. Трудно перечислить все «специальности» «HS»: они используются как водолазные боты, катера портнадзора и таможенной службы, бортовые катера для крупных судов, рыболовные суда и т. п.
Катера фирмы «Копланд Боутс» снабжаются одним двигателем «Вольво-Пента Акваматик» (дизелем мощностью 60—90 л. с. или карбюраторным 125—160 л. с.) с поворотнооткидной угловой колонкой или приспосабливаются для установки двух подвесных моторов «ОМС» по 55—135 л. с. Отмечается, что вариант с двумя подвесными моторами по 135 л. с. оказывается наименее экономичным: катер развивает при этом максимальную скорость 55 км/ч (с полной нагрузкой — 39 км/ч) при затратах 73 л/ч высокооктанового бензина; с 80-сильным дизелем скорость существенно ниже (39 и 22 км/ч соответственно), но зато и расход топлива всего 18 л/ч.
Рассмотренными примерами далеко не ограничивается ряд катеров, в проектах которых удачно реализуются преимущества сложных обводов корпуса с прямоугольной в плане формой. На первый взгляд неуклюжие, суда с непривычным «тупым» носом постепенно завоевывают признание среди эксплуатационников.