Парусные доски на Олимпиаде-84
Международный парусный союз принял решение о проведении во время Олимпиады в Лос-Анджелесе, наряду с официальными соревнованиями на «Виндгляйдерах», демонстрационных выступлений на парусных досках класса «Виндсерфер». В программе этих выступлений соревнования по фигурному катанию и по слалому, а также марафонская гонка (так называемый триатлон). Участниками триатлона станут 32 виндсерфиста — 16 мужчин и 16 женщин. Претенденты, представленные странами — членами Международного парусного союза, разыграют эти 32 «путевки» на отборочных соревнованиях, проведеннных в трех регионах мира. Как и на всех других демонстрационных выступлениях, не включенных в олимпийскую программу, победители и призеры будут отмечены не Олимпийскими медалями, а специальными наградами.
Официальные гонки на «Виндгляйдерах» будут проводиться на дистанции, представляющей собой равносторонний треугольник. Расстояние между поворотными буями утверждено равным 0,8 мили (1482 м).
Международный парусный союз принял некоторые меры против быстро прогрессирующего профессионализма. В частности, ограничено число и размеры символов фирм-покровителей, которые допускается наносить на корпусе и парусе снаряда, а также на одежде спортсмена. На корпусе, например, можно нанести символы высотой не более 20 см и не более чем в двух местах.
Под парусом в... торговом центре
Зима— мертвый сезон для европейских любителей виндсерфинга. Кроме тех, кто занимается в группе швейцарского тренера Петера Брюггера. Он арендовал декоративный бассейн, построенный в свое время в вестибюле местного торгового центра для привлечения покупателей. Мощный вентилятор обеспечивает ровный ветер достаточной силы, близость «берегов» и ограниченная глубина придают смелость нерешительным. С наступлением весны, — утверждает тренер, — его новички совершенно уверенно выходят на «большую воду», так как уроки проходят очень эффективно.
3000 километров на парусной доске
Небезызвестный в парусном мире Арно де Росне в январе — феврале этого года совершил 2295-километровую «прогулку» по островам Карибского моря на парусной доске. 21 января он в сопровождении обеспечивающего катера покинул о-в Барбадос и, следуя от острова к острову, проходил в среднем по 100 км за сутки. В середине февраля де Росне благополучно достиг Майами, сделав по пути 22 остановки.
«SOS» для виндсерфиста
Виндсерфисту, попавшему в беду, нелегко призвать помощь с берега. Особенно, если сломается мачта или ветер сорвет парус с доски: фигурка сидящего на доске человека теряется среди волн.
В Англии спортсменам, отправляющимся на тренировку в море, предлагается специальный оранжевый флаг, закрепленный на легком, но прочном («неломающемся») штоке. В свернутом виде флаг можно вставить в латкармаи самой длинной латы или же в специальный карманчик на парусе, пришитый вдоль мачты.
Сигналы, подаваемые ярким полотнищем, привлекают внимание береговых спасательных служб и проходящих мимо судов гораздо эффективнее, чем взмахи руками и призывы о помощи голосом.
Как буксировать доску
Буксировать парусную доску за мотолодкой — нелегко, если на доске нет специального рыма на носу. В этих случаях рекомендуется крепить буксирный конец таким способом: пропустить его сверху сквозь швертовый колодец и завязать на его конце «восьмерку». Затем на расстоянии примерно 1 м от носовой оконечности трос обносится вокруг доски в виде полуштыка.
Трос выпускается за корму мотолодки на такую длину, чтобы доска шла в невозмущенной воде точно в кильватере лодки.
Парусная доска и автомобиль
На дорогах все чаще можно видеть автомобили и даже мотоциклы, везущие парусные доски. Неудивительно, что инженеры автомобильной фирмы «Мерседес Бенц» занялись исследованием аэродинамики легковых автомобилей с досками на верхнем багажнике. Оказалось, что при неправильной погрузке, когда конец доски намного нависает над капотом двигателя, на высокой скорости движения появляется довольно значительная по величине подъемная сила, обусловленная действием встречного потока воздуха, стремящегося оторвать доску. Из-за этого соответственно уменьшается нагрузка на передние колеса автомобиля, ухудшается сцепление колес с дорожным покрытием. Автомобиль может потерять устойчивость движения, а главное — плохо реагирует на резкие повороты руля. В сырую погоду возрастает опасность появления эффекта глиссирования передних колес по слою воды.
Исследования, проведенные в аэродинамической трубе, дали основания выработать следующие рекомендации для любителей виндсерфинга, отправляющихся на соревнования или тренировки на легковых автомобилях:
- 1. При перевозке двух досок их следует грузить одну на другую. Доски, уложенные на багажник рядом, создают более чем в три раза большую подъемную силу.
- 2. Укладывайте доски таким образом, чтобы спереди над капотом нависала возможно меньшая часть их длины. В этом случае подъемная сила будет меньше, меньше и сопротивление встречного потока воздуха движению автомобиля и, следовательно, расход горючего на пройденный километр.
- 3. Учитывайте действие подъемной силы при выборе багажника для перевозки серфера, проверяйте его прочность и крепление к крыше на отрыв вверх.
Ветроуказатель для парусной доски
Приспособления, облегчающие спортсмену оптимальную настройку парусов в зависимости от курса относительно ветра, проникли даже на такое простое плавучее средство, как парусная доска. Американская фирма «Дэвис инстраментс» запатентовала и освоила в серийном производстве ветроуказатели для виндсерферов.
Такой «Виндекс сюрф» представляет собой легкий нейлоновый флюгер длиной 203 мм, имеющий наклонную ось вращения и прикрепляемый к карману для мачты, который пришит по передней кромке паруса. Ось флюгера вращается в сапфировых подшипниках, прибор хорошо сбалансирован и реагирует на легкое дуновение ветерка.
Принцип работы «Виндекса» показан на рисунке. Если парус поставлен правильно и обтекается плавным потоком воздуха, то флюгер ориентируется по оси мачты. В случае, если парус недобран — угол атаки его к вымпельному ветру слишком мал — на наветренной стороне паруса образуются завихрения, «Виндекс» отклоняется в эту сторону. Если же парус перебран, происходит срыв потока на подветренной стороне паруса, флюгер отклоняется под ветер.
Масса «Виндекса» всего 28 г, его закрепляют немного выше места присоединения гика к мачте, так чтобы флюгер был всегда перед глазами.