О недостаточном развитии водномоторного спорта говорил в своем выступлении Председатель ЦК ДОСААФ СССР, Герой Советского Союза Г. М. Егоров, который сказал: «Популярный водно-моторный спорт... за последние годы не приобрел достаточного развития. Видимо, организациям ДОСААФ необходимо повысить уровень этого вида спорта».
Учитывая, что зональные соревнования минувшего года на СНП дали дополнительный опыт проведения подобных спортивных встреч, редакция обращается к спортсменам-участникам и к организаторам соревнований с просьбой высказать свои предложения и рекомендации по затронутым вопросам. Полученные материалы будут использованы Федерацией водно-моторного спорта СССР при подготовке изменений «Временных правил» и Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) в части, касающейся гонок на судах народного потребления (СНП).
Редакция выражает надежду, что публикуемые статьи положат начало конструктивной дискуссии с целью дальнейшего развития водно-моторного спорта на СНП.
Соревнования на СНП
С выходом в свет новой ЕВСК 1981—1984 гг. и «Временных правил организации и проведения соревнований в маршрутных кольцевых и крейсерских гонках на судах народного потребления» ДСП уступили свои позиции новым формам соревнований — маршрутно-кольцевым гонкам на дистанциях 30, 50 и 100 км и крейсерским гонкам на дистанции до 300 км. Гонки на СНП преимущественно серийной постройки с серийными подвесными моторами классов 350, 500, 700 и 1000 см3, доступных широкому кругу судоводителей-любителей, постепенно завоевывают популярность. В Москве за два года с момента введения гонок на СНП количество организаций и клубов, культивирующих их, возросло с 8 до 16. За это время было проведено 8 соревнований различного ранга, в которых приняло участие 380 экипажей. В 1981 г. восемь московских экипажей участвовали во всесоюзных соревнованиях по маршрутно-кольцевой и крейсерской гонкам в г. Тарту. В 1982 г. 27 наших экипажей приняли участие в состязаниях Московской зоны в г. Конаково. В результате этих отборочных гонок три команды Москвы (12 экипажей) попали в финал Всесоюзного первенства 1983 г.
И тем более досадным является отсутствие заинтересованности и доброжелательного отношения к этому виду спорта некоторых районных комитетов ДОСААФ, спортивных тренеров и инструкторов, которые до сих пор не поняли, что развитие гонок на СНП тоже их дело и что нужна их помощь в решении организационных, спортивных и финансовых вопросов. Беда еще и в том, что по существующей системе учета спортивной работы и подсчета результатов социалистического соревнования комитетам ДОСААФ не засчитываются показатели (очки) по водно-моторному спорту на СНП. Соревнования на СНП не включаются в календарный план спортивных мероприятий по техническим и военно-прикладным, видам спорта; финансирование их за счет комитетов ДОСААФ не предусматривается. Руководители областных комитетов ДОСААФ, ссылаясь на отсутствие соревнований на СНП в разделах Всесоюзного и Всероссийского календарного плана по видам спорта, отказывают районным комитетам ДОСААФ, водно-моторным секциям и клубам в материальной и организационной помощи.
За два года выявилось некоторое несовершенство существующих требований ЕВСК, что невольно сказывается ка популярности гонок на СНП. Существует ли еще такой вид спорта, в котором призеры первенства Москвы — соревнования республиканского масштаба, обошедшие около 30 соперников с высокими разрядами и званиями, были бы лишены права подтвердить или выполнить впервые даже второй спортивный разряд? Здесь явно недостает той гибкости, которая есть у норм ЕВСК для гонок на спортивных и гоночных судах, более старого, давно сформировавшегося вида спорта.
Еще одной проблемой является недостаток судей и тренеров для обеспечения подготовки и проведения гонок на СНП. Успешному решению этого вопроса мешает пассивность отдельных судей. Многие судьи высшей категории, инструкторы и тренеры по водно-моторному спорту недооценивают гонки на СНП и их роль в популяризации спорта вообще. Определенную положительную роль мог бы сыграть Центральный морской клуб ДОСААФ СССР, проведя сборы инструкторов и тренеров по вопросам организации, проведения и культивирования соревнований на СНП. Не секрет, что во многих комитетах ДОСААФ на местах даже не знают о существовании такого вида спорта, как гонки на СНП. Видимо, целесообразно рекомендовать ЦМК ДОСААФ СССР в дополнение к ЕВСК 1981—1984 гг. издать методичку, объясняющую, как организовать и проводить соревнования на СНП местного масштаба, и разослать ее областным комитетам ДОСААФ.
Таковы основные проблемы, выявившиеся за короткий срок действия новой ЕВСК. Водномоторникам Москвы пришлось преодолеть немалые трудности, чтобы продолжать развивать соревнования на СНП, участвовать в гонках, проводимых в других городах и республиках. Отсутствие специально оборудованных спортивных баз мы компенсировали использованием спортивно-оздоровительных лагерей и баз отдыха различных предприятий на берегу Волги в районе г. Конаково. В этом большую помощь спортивной общественности оказали райисполкомы, администрация, партийные и профсоюзные организации предприятий и ведомств, на базах которых проводились соревнования. Так, благодаря постоянному вниманию и большой помощи ректора 2-го Московского медицинского института, академика АМН СССР Ю. М. Лопухина и местного комитета этого института, спортсмены на протяжении ряда лет использовали базу отдыха на Волге для тренировок и проведения соревнований. Первенство Москвы 1982 г. по гонкам на СНП проходило на Волге на базе яхт-клуба «Созвездие».
Средства на размещение спортсменов, на приобретение ГСМ, -ка доставку техники к месту проведения состязаний выделялись на долевых началах комитетами ДОСААФ, профкомами и администрацией предприятий. Для всех участников устанавливался стартовый взнос, поступивший в распоряжение Оргкомитета. Сумма стартового взноса определялась путем согласования со всеми организациями-участницами, в зависимости от расходов, определенных по смете. Работы по оборудованию места соревнований (места стоянки судов, места заправки ГСМ) — все, вплоть до изготовления и установки стартовых часов, створ-визира, сигнальной мачты и навесов на главном судейском пункте производилось за счет сил и средств организаций, проводивших их.
Как правило, соревнования проводились в период, когда происходила смена заездов на базах и в лагерях отдыха. Это позволило размещать и питать спортсменов в жилфонде и на пищеблоках этих баз. Частичная оплата обслуживающего персонала баз и лагерей и штата столовых включалась в общую смету соревнований.
Недостаток в судьях мы восполняли благодаря проведению занятий и семинаров с членами тех секций, на базе которых они проводились. Молодым кадрам спортивных судей многое дало и участие в проведении соревнований на спортивных и гоночных судах. Недостаток тренеров и инструкторов был частично восполнен за счет подготовки их из числа лучших спортсменов.
Благодаря активному участию общественности в решении экономических и транспортных проблем, водномоторный спорт на СНП в Москве и области продолжает успешно развиваться. Ежегодно за звание лучших спортсменов Москвы в классах СНП борются 50—60 экипажей. Растет мастерство спортсменов, подтверждением чему служит ежегодное присвоение победителям спортивных разрядов и званий.
Совершенствовать разрядные требования
В нашей петрозаводской водно-моторной секции регулярно проводятся соревнования на СНП — маршрутно-кольцевые и крейсерские гонки. Уже два года подряд проходят открытые лично-командные соревнования на приз городского и областного комитетов ДОСААФ. В 1981 г. в этих встречах участвовало 23, а в прошлом 1982 г. — 53 экипажа, представлявших 14 спортивных коллективов предприятий Карелии.
Большую помощь в организации спортивных мероприятий нам оказывают работники Ленинградского СТК ДОСААФ и ФВМС Ленинграда: Д. Б. Островский, К. Е. Клямкин и Е. В. Крашенников. Хорошо помогают нам работники административных и партийных органов города, руководство крупных предприятий. Так, например, ПО «Петроза-водскмаш» им. В. И. Ленина предоставило помещения для ремонта судов и лодочных моторов членов сборной команды КАССР. Но, к сожалению, нередко организаторы соревнований встречают довольно холодный прием в местных комитетах ДОССАФ. Это, видимо, объясняется тем, что гонки на СНП не дают зачетных очков в социалистическом соревновании между комитетами.
Действующие «Временные правила организации и проведения соревнований на СНП» далеко не совершенны. В частности мы считаем, что совместный зачет для серийных судов и лодок, построенных любителями самостоятельно, лишает судоводителей возможности вести борьбу на равных. Например, в гонках в г. Тарту в классе СНП-350 москвич Г. Скробот выступал на самодельной лодке, вес которой не превышал 80 кг, тогда как самая легкая из лодок промышленного выпуска («Афалина») весила вдвое больше. Таким образом, еще до старта Г. Скробот (как и А. Раудва, также выступавший на лодке, построенной своими руками) получил ощутимое преимущество. Предлагаем, чтобы уравнять шансы, суда самостоятельной постройки выделять в отдельный класс, а при числе таких судов менее пяти переводить их в следующий — старший класс. Важно, чтобы гонки были соревнованиями в мастерстве судовождения, а не соперничеством между заводами и судостроителями-любителями. В этом один из путей достижения массовости соревнований на СНП.
Необходимо, на наш взгляд, совершенствовать и требования существующей ЕВСК. Даже при участии в соревнованиях высокого ранга (таких, как гонки на приз «Белые ночи-82», в которых участвовали спортсмены из трех союзных республик) спортсменам довольно трудно выполнить нормативы высоких разрядов. Проведя широкое обсуждение Спортивной классификации в секциях водно-моторного спорта и клубах республики, Федерация водных видов спорта КАССР считает, что в новых ЕВСК 1985—1988 гг. необходимо пересмотреть разрядные требования к спортсменам на СНП, придав им ту гибкость, которая присуща классификационным требованиям в гонках на спортивных и гоночных судах.
Мы считаем совершенно необходимым вновь включить в ЕВСК нормативы по дальним спортивным плаваниям хотя бы для 3-го и 2-го разрядов, потому что ДСП играют существенную роль в формировании штурманских навыков у судоводителей-любителей, способствуют развитию выносливости и общих судоводительских навыков.