В августе 1982 г. в венгерском городе Сегеде проходил очередной чемпионат мира на скутерах международного класса ОС-500, в котором участвовали пять советских спортсменов.
Это не первые выступления наших скутеристов на международной арене. Впервые они приняли в них участие в 1965 г. — тогда москвич И. Богданов выиграл приз «Бееау» в ГДР. Чемпионом мира 1972 г. в классе ОВ-350 был минчанин Е. Радько. В различные годы на международных соревнованиях в различных классах скутеров побеждали В. Спанченко, О. Гаврилов, И. Богданов, П. Богданов, Л. Ишутин, А. Головин и другие.
И вот — новый успех советских скутеристов: чемпионом мира стал мастер спорта международного класса из подмосковного города Ногинска А. А. Чермашенцев — средний из трех братьев, хорошо известных в нашем водно-моторном мире.
Недавно Анатолий приезжал в Ленинград — получал новый скутер, на котором намеревается защищать свой высокий титул на чемпионате мира 1983 г. в Швеции. Он побывал в редакции и ответил на заданные ему вопросы.
Беседу вел член редколлегии журнала редактор отдела спорта Г. М. Нова к.
ВОПРОС: С чего началась ваша спортивная биография?
ОТВЕТ: Водно-моторным спортом я стал заниматься уже после службы в армии, хотя любовь к лодкам и моторам появилась гораздо раньше — еще в детстве. Жили мы на берегу Клязьмы, дом наш стоял в пятнадцати метрах от воды. Отец вместе с нами — тремя сыновьями — построил моторную лодку, на которой мы возили дрова, сено, нередко отправлялись на прогулки. Это, пожалуй, была первая на Клязьме самодельная моторка! На ней я и познакомился с подвесными моторами. Иногда нам попадали в руки детали от разных двигателей, вплоть до тракторных «пускачей», из них порой удавалось собрать что-то работающее.
Уже после армии в 1965 г. я сдал экзамены на права судоводителя-любителя и стал заниматься в водно-моторной секции на заводе, где работал. Первым моим тренером был Борис Ильич Фокин. Он дал мне старую «Москву» и сказал: «Сделай из нее мотор, а потом — посмотрим». Взял я его в мешок, унес домой. Ремонтировал всю зиму. А весной выступил с ним па соревнованиях и занял первое место по городу Ногинску. После этого меня включили в состав сборной города, я получил уже хорошую материальную часть. В соревнованиях мне сопутствовал успех, через четыре года я уже входил в состав сборной РСФСР, в 1970 г. впервые стал членом сборной страны в младшем классе скутеров ОА-250. В сборную страны меня пригласил П. Ф. Богданов, мой теперешний тренер, шесть лет тому назад.
ВОПРОС: Когда же вы перешли из «младшего» в «старший» класс?
ОТВЕТ: До 1980 г. я выступал в классе ОА-250. В этом классе пять раз выигрывал чемпионаты СССР, дважды побеждал на Кубке СССР. Но на первенстве мира был лишь однажды — в 1975 г. в Италии. Я занял тогда лишь 11-е место среди 27 участников. На первенстве Европы выступать вообще пе приходилось...
В 1980 г. я вошел в состав сборной страны на скутерах ОС-500. Нас было пятеро: И. Дубинин и Б. Клюшников из Ленинграда, А. Головин и В. Харченко с Украины и я. Готовились мы в Тернополе под руководством Петра Филипповича Богданова, который еще недавно сам блистал победами на водных трассах.
ВОПРОС: Расскажите поподробнее о отошедшем чемпионате мира. Каким был состав участников?
ОТВЕТ: За победу боролись 34 гонщика из Франции, ФРГ, ГДР, Австрии, ЧССР, Польши, Болгарии, Финляндии, Швеции, Норвегии и СССР. Среди участников были и чемпион мира 1981 г. швед Кэнт Ром, и чемпион Европы 1982 г. Манфред Лот из ФРГ. Надо сказать, что перед выездом в Сегед мы не имели никакой информации о своих конкурентах и об их материальной части. Поэтому задача перед сборной была поставлена скромная — занять хотя бы 5-е место. На тренировках мы присмотрелись к соперникам и решили, что можем и будем бороться за более высокое — призовое место.
Дистанция, размеченная для чемпионата, несколько озадачила нас. Мы привыкли гоняться по прямой с левым поворотом у буев, на этой же дистанции был правый «доворот», который очень трудно выполняется на скутерах. Хорошо, что в Тернополе мы его отрабатывали.
ВОПРОС: Как же сложилась борьба на трассе?
ОТВЕТ: Чтобы обеспечить безопасность, судьи приняли решение разделить участников на две стартовые группы по 17 скутеров в каждой. При жеребьевке в первую группу вошли все наши гонщики и Манфред Лот, а я попал со вторую.
Планировалось провести четыре гонки с зачетом по трем лучшим. В первой гонке мы решили не рисковать — идти без срывов и сходов, другими словами — присматриваться.
Сразу после старта первой группы вперед вырвался Лот. Он уверенно лидировал почти до самого конца, но на последнем круге вдруг остановился: что-то произошло с двигателем. Гонку выиграл Анатолии Головин.
Я тоже выиграл первую гонку, а так как мое время оказалось лучше, чем у Головина, мне и присудили 400 очков.
Во второй гонке и лидировал и победил Манфред Лот. Хорошо шел и А. Головин, однако развить успех ему помешал инцидент, произошедший вскоре после старта. Первым стартовал В. Харченко. Стремясь оторваться от соперников, он на какой-то момент выпустил из внимания акваторию и его скутер, оторванный порывом ветра от воды, взлетел. Пролетев метров 15 в воздухе, при ударе о воду паш спортсмен получил травмы, а слетевший с его ноги спортивный туфель попал под винт А. Головину. Мне пришлось снова «догонять» победителя первой группы и удалось улучшить его время...
На второй день состоялись следующие две гонки. В третьей снова победил Манфред Лот, а я допустил тактическую оплошность и, к тому же, па последнем круге на моем двигателе сорвался со штуцера шланг подачи топлива, пришлось с дистанции сойти. Лидером чемпионата стал Манфред Лот.
Все должно было решиться в последней четвертой гонке. Я, пожалуй, был в лучшем положении, так как стартовал после Лота, зная его окончательный результат. В последнем заезде западногерманский гонщик, очевидно, не выдержал напряжения: оп шел на пределе, па одном из виражей его скутер закрутился так, что водой залило двигатель. Это упростило мою задачу: оставалось пройти чисто, не пропустив вперед соперников. Набрав 1200 очков, я стал победителем. На втором месте Манфред Лот — 800 очков, на 3-м А. Головин. Результаты других наших ребят: у И. Дубинина — 8-е, Б. Клюшникова — 9-е. у В. Харченко — 11-е место.
ВОПРОС: Что можно сказать о материальной части, на которой вы выступали?
ОТВЕТ: До 1980 г. наши гонщики использовали скутера фирмы «Даниш» (ГДР) и моторы «Кёниг» (ФРГ). На тех корпусах не удавалось достичь рекордных результатов, да и моторы нам продавали не последней модели — это знают все. Конечно, было трудно конкурировать с теми же западногерманскими спортсменами.
К чемпионату 1982 г. нам построили новые скутера в Центральном конструкторско-технологическом бюро ЦК ДОСААФ. Спасибо ленинградцам! Их корпуса были вне конкуренции. Большая заслуга в создании этих удачных корпусов принадлежит ленинградским спортсменам Валентину Исакову и Борису Клюшникову.
Моторы мы по-прежнему используем той же фирмы «Кёниг». На них, как известно, выступают все гонщики в этом классе. Это мощные моторы, развивающие около 115 л. с. С таким мотором скутер достигает скорости 165—170 км/ч.
ВОПРОС: Как бы вы сформулировали: в чем секрет вашего успеха?
ОТВЕТ: Секрета вообще никакого нет. Есть повседневная кропотливая работа круглый год: зимой — с моторами и корпусом, а с апреля по октябрь — тренировки на воде по 3—4 часа четыре дня в неделю. А если уж пытаться формулировать, то можно сказать, что чемпионский титул — это результат, сумма трех слагаемых: хорошо спланированной подготовки, высококачественной материальной части и накопленного личного опыта.
Тот же самый вопрос о секрете успеха А. Чермашенцева, мы задали старшему тренеру сборной страны Петру Филипповичу Богданову.
ОТВЕТ: Этого гонщика отличает исключительная смелость, способность к оправданному риску. Секрет в том, что он любит технику, самостоятельно выхаживает свои моторы. На минувшем чемпионате мира, например, у всех было по два мотора (один — запасной), а Чермашенцев приехал с одним, но зато безотказным, надежно отрегулированным мотором. Хочу заметить, что у нас в сборной нет специальных механиков, которые занимались бы доводкой и регулировкой моторов, ремонтом корпусов. А ведь даже самый новый мотор требует объемной работы по доводке и форсированию...
Спортсмен обладает большим опытом, умеет грамотно распределить свои силы по заездам. До сих пор он ни разу не «взлетал», не «вываливался», не знает, что такое травмы. Для гонщика с большим стажем — случай уникальный! Вот и все те секреты, которые позволили ему стать чемпионом мира. В августе в Швеции ожидается упорная борьба. Когда говорят, что титул чемпиона легче завоевать, чем отстоять, — это не просто красивая фраза!