В 1972 г., когда была создана Федерация водно-моторного спорта Якутии1, несколько владельцев моторок Алексеевска объединились в небольшую, но довольно активную водно-моторную секцию, основным направлением деятельности которой стали дальние спортивные плавания, а позднее — и соревнования на судах народного потребления.
Первое из наших ДСП было совершено в июне того же 1972 года. Это был 3600-километровый, посвященный 50-летию СССР агитационно-спортивный пробег Томмот — Якутск — Томмот. Желающих участвовать в плавании оказалось так много, что пришлось устраивать конкурс, чтобы отобрать 13 самых опытных и умелых. Командором пошел Г. И. Бердышев, комиссаром — Л. Л. Бурков. Наши спортсмены прочитали в отдаленных поселках семь лекций о международном положении; общественные инспекторы проверили более 50 встретившихся лодок местных охотников.
Летом следующего года три члена секции — В. А. Лихачев, Л. Л, Бурков и А, Н. Голиков совершили на двух «Казанках» более длительное и сложное плавание по 7000-километровому маршруту. Спустившись по Алдану до красавицы-Лены, они поднялись по ней до самого Киренска — старинного города в устье Киренги. За этот поход все три капитана получили звания мастеров спорта; стоит отметить, что это были первые водно-моторники — мастера в нашей автономной республике!
С 197В г. федерация ВМС Якутии начала регулярно проводить различные общереспубликанские спортивные встречи и наша команда с успехом защищала на них честь Алданского района.
В соревнованиях на первенство ЯАССР уже по традиции разыгрываются два главных переходящих командных приза: Кубок «Якутия» — за победу в многодневной гонке на трассе не менее 1500 км и Кубок «Лена» — за победу в многочасовой кольцевой гонке на двухбуйной трассе длиной 2 км.
Трижды разыгрывался Кубок «Якутия» — и трижды его увозила в Алексеевск наша команда. Соревнования эти проводятся по правилам, близким к правилам «звездных» походов, которые хорошо знакомы водномоторникам. Результат подсчитывается по специальной формуле с учетом затраченного командой времени и длины трассы. Каждая команда выбирает свой маршрут ДСП и строит его график так, чтобы финишировать точно в установленное положением время в Якутске — центре «звезды». И мчатся сюда моторки с верховьев Лены и, наоборот, вверх по течению, с Вилюя, Алдана и Амги.
Для нас — это путь вниз по Алдану и от устья его вверх по Лене общей протяженностью 1В00 км. В прошлом году нам удалось на трех мотолодках «Обь» дойти до Якутска за 49 ходовых часов (всего было затрачено 77 ч); на сегодня это — рекорд трассы!
Регулярно организуются и районные соревнования — у нас в Алексеевске; они пользуются популярностью и всегда собирают много зрителей. Обычно участвует по 10—12 экипажей, лодки используются в основном типа «Обь» и «Казанка-М». Положениями о местных соревнованиях допускается повышение степени сжатия двигателя и использование любых топливных смесей, поэтому скорости победителей на прямой достигают 57—5В км/ч.
Стали традиционными лично-командные гонки на Приз открытия сезона, которые проводятся сразу после ледохода в конце мая — начале июня. Это трехчасовой марафон на судах класса Т-500 по замкнутой фигурной трассе длиной около 4 км. Четыре буя трассы расставляются так, что на каждом круге приходится делать четыре поворота на 180°, чередуя участки движения против бурного течения и вниз по реке. Требуется немалое мастерство, чтобы «нанизывать» эти повороты один за другим целых три часа, лавируя среди мусора, который несет «большая вода». В прошлом году, например, не обошлось без опрокидывания одной лодки, однако экипаж ее заслужил специальный приз за волю к победе: спортсмены смогли за полчаса ликвидировать все последствия аварии и снова вышли на трассу! Главный приз, который оспаривали четыре команды местных предприятий, завоевали гонщики Томмотской электростанции. Впервые разыгрываемый в личном зачете Приз им. В. А. Лихачева (одного из основателей секции, скончавшегося в 1980 г.) был вручен неоднократному победителю наших гонок к.м.с. В. М. Павленко — председателю медсанчасти.
В конце августа обычно дается старт традиционных двухнедельных соревнований, проводимых в рамках нашей ежегодной спартакиады под девизом «Бодрость и здоровье». В их программе 300-километровая крейсерская гонка по Алдану, а на второй день — 3-часовая кольцевая гонка.' В 19В1 г. крейсерская гонка проводилась по маршруту Томмот — о. Песчаный — Томмот — р. Сумнагин — Томмот. К сожалению, установившаяся накануне очень холодная погода отпугнула многих желавших принять участие, но шесть самых стойких экипажей с первых же километров развернули исключительно острую борьбу. На финише после 6 часов гонки второй экипаж отставал от победителей В. М. Павленко и И. В. Тюрина всего на 14 сек. Однако на финише следующей гонки эти экипажи «поменялись местами»: марафон с отрывом более 3 кругов выиграли А. А. Гречишников и А. В. Сафронов. По сумме двух результатов они стали победителями соревнований.
Чтобы закончить обзор нашего «типичного» спортивного сезона (о дальних плаваниях я не говорю только из-за недостатка места), скажу несколько слов об участии команды алексеевцев в 3-часовом марафоне по кольцевой двухбуйной трассе в Якутске — в День ВМФ 26 июля. На старт вышли 14 экипажей— представители пяти команд, среди которых были наши постоянные соперники: команды СТК «Искатель» и Якутской навигационно-технической инспекции. На этот раз нам не повезло в том смысле, что два алексеевских экипажа, уверенно возглавлявших гонку, умудрились намотать невесть откуда взявшуюся проволоку на винты.
А. В. Сафронов и после этого сумел отыграть потерянные 1,5 круга и снова вырваться в лидеры, но... отпаялся контакт прерывателя. Победу в личном зачете мы упустили, но благодаря тому, что наши перворазрядники В. Тарасов — А. Кирш и М. Антохин — А. Мурзабаев заняли 2-е и 3-е места, а А. Сафронов, несмотря ни на что, пришел 5-м, командный приз достался все-таки нам.
В 1979 г. водно-моторная секция влилась в созданный в поселке СТК ДОСААФ «Поиск», который возглавил м. с. Е. А. Угольников. Теперь мы имеем хорошее большое помещение, где можем спокойно готовить моторы и суда к соревнованиям. Наш флот составляют 6 мотолодок «Обь» с моторами «Вихрь-30» (это сочетание мы считаем самым удачным) и две стеклопластиковые спортивные мотолодки класса SC выпуска Ленинградского производственного объединения «Патриот». Остается добавить, что за время существования секции выполнили нормативы к. м. с. и I разряда 32 алексеевских водно-моторника.
Начавшийся новый спортивный сезон — десятый водно-моторный сезон в Якутии — мы хотим ознаменовать «Трансякутским марафоном» — 7000-километровым ДСП по маршруту Томмот — Якутск — Тикси и обратно.
Примечания
1. О создании этой федерации и организации водно-моторной секции в Мохсоголлохе при СТК объединения «Якутпром-стройматериалы» рассказывалось в заметке Ф. И. Сычева «Под флагом «Искателя» в сборнике №80.