Весной этого года в Олимпийском центре парусного спорта в Таллине собрались около ста мерителей крейсерско-гоночных яхт — представителей технических комиссий всех парусных регионов страны для работы на семинаре, организованном отделом гребного и парусного спорта Спорткомитета СССР.
На семинаре рассматривался широкий круг технических вопросов, связанных в основном с внедрением новой, четвертой по счету, редакции международных правил обмера крейсерско-гоночных яхт IOR. Эта редакция, оперативно внедренная Федерацией парусного спорта СССР, позволяет ограничить преимущества яхт, получивших неоправданно низкий гоночный балл, например, за счет малой начальной остойчивости, необычных кормовых образований, малого водоизмещения при большой ширине корпуса.
Некоторые трудности при внедрении правил новой редакции возникли из-за введения в них разделения яхт на четыре дивизиона по годам начала строительства серий. Каждый дивизион имеет свои поправки к баллу яхты, что отражает этапы развития строительства яхт.
Новые правила обмера требуют большего совершенства от яхт новой конструкции, создаваемых на наших верфях. Так, у новой яхты, если она сконструирована с размерениями, близкими к Л6, будет гоночный балл на 18% выше, чем у «шестерки», это потребует иметь на дистанции скорость на 7% больше, для того чтобы появились шансы на победу. Понятно, что только за счет высокого качества проектов, применения современных материалов и технологии, привлечения науки к разработке проектов и опытных гонщиков к их доводке и постоянному совершенствованию можно достигнуть такого роста скоростных качеств новых яхт.
Владельцы яхт при их перестройке и модернизации должны обращать серьезное внимание на ограничения в правилах для того, чтобы не потерять льготной поправки балла на дату постройки.
Рассмотрен на семинаре и вопрос о правильном использовании полученного согласно правилам IOR гоночного балла яхты — для исправления ее времени в гонке. В мировой практике для этой цели используются различные формулы в зависимости от состава флота соревнующихся яхт и гидрометеорологических условий гонок. В основе всех формул заложено предположение, что максимальная средняя скорость яхты пропорциональна квадратному корню из его гоночного балла. Таким образом, достаточно точно устанавливаются скоростные возможности яхт разных размеров на больших скоростях, близких к предельно достижимым, что соответствует условиям большинства океанских и морских гонок, проводимых на Западе.
Условия гонок на Балтике и Черном море, а тем более на внутренних водоемах, другие — они проходят при слабых ветрах иногда с усилениями, связанными с прохождением периодичных, но ослабленных циклонов. Так например, применяемая в Англии и у нас формула временной гандикап-ной поправки TMF дает точные значения поправок для яхт I группы при скорости в гонке около 8 уз. Средняя скорость в гонке на Кубок Балтики колебалась за последние пять лет от 3,5 до 8,1 уз. При малых скоростях влияние длины яхты по ватерлинии, представленной в исправленном виде гоночным баллом, сказывается на ее ходкости незначительно. Наибольшее влияние начинает оказывать энерговооруженность яхты — отношение площади парусности к смоченной поверхности корпуса.
Ленинградской федерацией парусного спорта предложена гандикапная формула, учитывающая оба фактора — гоночный балл яхты на больших скоростях и энерговооруженность на малых. Формула проверена по данным прошлых соревнований и показала значительное снижение ошибок в поправках времени на малых скоростях по сравнению с TMF. Семинар рекомендовал ее для внедрения на Всесоюзных соревнованиях для I группы — наиболее крупных яхт.
При обсуждении отчетов главных мерителей соревнований крейсерско-гоночных яхт было отмечено недостаточное внимание судейских коллегий к работе мерителей на ряде местных соревнований — таких как Кубок Большого Днепра и Соловецкая регата. Отмечены случаи допуска к соревнованиям судов с устаревшими мерительными свидетельствами или вообще не прошедших обмера. Семинаром уделено внимание и обеспечению безопасности проведения гонок открытого моря, для чего обсуждались вопросы, связанные с корректировкой правил постройки крейсерско-гоночных яхт.
Обсуждались возможности повышения массовости парусных соревнований за счет привлечения к ним «малого» парусного флота — минитонников, перестроенных гоночных яхт, судов типа «Ассоль» и т. п. Здесь требуется решить целый комплекс вопросов, связанных с организацией соревнований, обучением экипажей, техническим освидетельствованием флота. Был рассмотрен вопрос о создании упрощенных правил обмера малых яхт на базе применяемой в скандинавских странах системы обмера «Скандикап». Эта система резко снижает число необходимых замеров и сложных расчетов.
На семинаре были рассмотрены правила проведения уровневых гонок. В наших условиях они могут найти применение для гонок однотипных серийных яхт. В возможности исключить влияние неточности гандикапных формул на результаты — простота судейства, удобство для гонщиков, большая спортивная острота борьбы на дистанции.