Считаю полезным поделиться с читателями журнала опытом организации парусной туристской секции в небольшом городке Щелково Московской области. Идея объединения в секцию возникла у нескольких человек, имеющих разборные парусные суда: все мечтали об интересных плаваниях, а в одиночку ведь никуда не пойдешь! С этой инициативой обратились в местный совет по туризму и экскурсиям и, к удивлению, нашли там полную поддержку. Более того, для нужд секции совет сразу же выделил помещение в туристском клубе и две новые байдарки.
В ноябре 1980 г. провели организационное собрание. Планом работы на год определили две главные задачи: во-первых, дать членам секции — а их насчитывалось 27 человек — минимальную подготовку; во-вторых, совершить одно-два путешествия под парусом на уровне I категории сложности по туристской классификации.
В то время наш флот состоял из двух польских разборных швертботов типа «Мева» и одного тримарана на базе байдарки «Салют»; еще один байдарочный тримаран был в стадии постройки.
В результате энергичных поисков удалось приобрести еще три подержанных «Мевы» и один некомплектный швертбот. Таким образом, к началу мая на воду могли выйти одновременно 18 человек.
Практический опыт у нас был самый различный — кто-то путешествовал на байдарках по небольшим речкам, а кто-то под парусом в прибрежной морской зоне. Решено было провести обучение всех членов секции в рамках школы руководителей водных парусных путешествий. Преподавателями и инструкторами школы работали ведущие туристы-парусники г. Москвы — В. Кузнецов, Ю. Иванов, В. Белоозеров, В. Перегудов, В. Канюков.
Так как в черте города крупных водоемов нет, практические занятия на воде проводились с апреля на р. Клязьме, на спасательной станции ОСВОДа. А в конце июня состоялся 8-дкев-ный поход по системе Вуоксы с выходом в шхерную часть Ладожского озера. Это дало возможность новичкам попробовать свои силы в самых различных условиях. Участники похода были разбиты на две группы по 5 экипажей в каждой.
Для приобретения опыта плавания наша секция принимала участие во многих соревнованиях, проводившихся Московским клубом туристов. На этих соревнованиях члены секции оттачивали технику и знакомились с многочисленными моделями туристских парусных судов. К осени наша секция добилась определенных успехов. Так, в традиционном матче городов, проводившемся на Московском море параллельно с соревнованиями на призы сборника, наша команда заняла 4-е место.
Планы на будущее у нашей секции самые оптимистические — сложные и интересные путешествия.
Некоторые выводы из нашего небольшого опыта, вероятно, могут быть полезными туристам-парусникам, особенно начинающим.
Основа успешного развития секции — четкая организация буквально с первого дня работы. Благодаря этому легче решались и вопросы, связанные, например, с советом по туризму или ОСВОДом, и проблемы ремонта и подготовки судов и приобретения необходимых материалов и инструментов.
Вне секции мы не смогли бы и организовать учебу начинающих туристов-парусников. В нашем случае финансирование учебной работы взял на себя туристский клуб.
Особое внимание нужно уделить формированию флота. Для нас вопрос о типе судов стоял однозначно, т. е. это должны быть разборные парусные суда, пригодные для перевозки в разобранном виде любым средством транспорта. Взяв курс на приобретение швертботов «Мева», даже не в самом лучшем техническом состоянии, мы эффективно решили проблему флота на ближайшие три-пять лет. В журнале систематически печатаются описания конструкций различных разборных парусных судов, но где достать материалы для их постройки? С каждым годом все беднее становится ассортимент в магазинах для юных техников; хлопчатобумажные ткани, годные для парусов, также стали большой редкостью. Отсюда старый-престарый вопрос: когда же начнут выпускать тот же самый «Альбатрос» или вспомогательное парусное вооружение для серийной байдарки?