Оформление и рассмотрение протестов по этому правилу нередко вызывает затруднения у гонщиков, их тренеров и судей. Поэтому ниже даются некоторые методические указания по применению правила 60 в последней редакции1.
Правило 60.1. ППС-81 предписывает, что: «Яхта для своего продвижения должна пользоваться только естественным действием ветра на паруса и рангоут и воды на корпус и подводную поверхность». «Разрешается регулировка парусов. Экипаж яхты может передвигаться для того, чтобы изменить крен или дифферент яхты, или для того, чтобы облегчить управление яхтой. Однако запрещены любые действия, которые способствуют более быстрому движению яхты, чем то, которое возможно в данных условиях при наилучшей постановке парусов и положении корпуса яхты и ее подводной поверхности».
Рассмотрим некоторые конкретно запрещаемые правилом 60 действия.
При слабом ветре и штиле экипаж яхты, особенно легкого швертбота, может дать ход судну, совершив подряд несколько поворотов оверштаг или фордевинд (шкоты при этом не травят и не выбирают через блоки). Такие действия запрещены правилом 60.1(в).
Правило 60.2(в) запрещает «постоянное или быстро повторяющееся подбирание или потравливание любого паруса (пампинг). Пампинг или «взмахивание» парусом без изменения истинного или вымпельного ветра запрещается, так как при этом парус работает как машущее крыло (эффект аналогичен получаемому при поворотах оверштаг или фордевинд). В то же время правило 60.3 разрешает «не более чем трехкратное подбирание или потравливание любого паруса с целью ускорения движения яхты вниз с гребня волны или как ответ на усиление ветра, когда существуют условия для глиссирования». Часто можно слышать от гонщика или его тренера, что, если, например, проходит 15 волн в минуту, то цитируемое правило разрешает подбирать и потравливать паруса 45 раз в минуту. Однако в правиле 60.3 речь идет о таких волнах, с гребня которых яхта может скользить («сидеть на волне»). Поэтому наличие мелкой волны высотой 20—30 см не дает повода для трехкратного подбирания и потравливания парусов на каждой из них.
Правило 60.2(е) запрещает «передвижение экипажа или регулировку парусов или шверта, ведущие к постоянному раскачиванию яхты из стороны в сторону (рокинг). Обычно гонщики объясняют постоянное раскачивание яхты из стороны в сторону либо наличием волн, либо своеобразной техникой управления швертботом на попутных курсах, когда мачта швертбота наклонена на ветер и парус по отношению к поверхности воды принимает «V-образное» положение. Как же различать в этих случаях запрещенные действия?
Наблюдая за группой приближающихся на попутном курсе яхт, одна из которых применяет рокинг, вы можете заметить, что она значительно чаще и сильнее раскачивается с борта на борт, чем соседние. С близкого расстояния движения, совершаемые членами экипажа и вызывающие постоянное раскачивание яхты, легко распознаются, если они производятся открыто. Труднее определить умело «замаскированные» раскачивания. В таких случаях истина познается в сравнении. Если яхта не раскачивается экипажем, то период ее качки обусловлен ритмом волн. В противном случае — при рокинге — яхта раскачивается чаще, чем соседние, идущие параллельным курсом. Наблюдение за «подозреваемой» яхтой необходимо вести на значительном участке дистанции (например, на половине участка между знаками).
Протест, подаваемый на яхту по правилу 60, должен содержать конкретные указания на то, где, когда и какие именно неправильные действия совершала эта яхта. Приведем текст одного из протестов, поданного во время чемпионата СССР 1981 г.: «Во время гонки № 1 в классе «Финн» при прохождении курсом бакштаг от знака № 2 к знаку № 3, рулевой яхты № 16 неоднократно, на значительном отрезке дистанции раскачивал яхту, работая корпусом. Колебание мачты его яхты существенно отличалось от колебания мачт соседних яхт и не было согласовано с волнением моря. Нарушено правило 60.2(е)».
В другом протесте было указано (та же гонка и на том же отрезке дистанции): «Рулевой яхты № 117 постоянно совершал движения туловищем вперед и назад, сидя в задней части кокпита. Нарушено правило 60.2(c)». Речь в этом протесте идет об «учинге» или «толкании» яхты.
В гонке № 2 на рулевого яхты класса «Финн» № 16 был подан протест: «При прохождении участка дистанции от знака № 1 до знака № 2 рулевой на всем протяжении этого участка работал парусом (травил и подбирал шкоты). Эти действия не были вызваны изменением направления и силы ветра и не использовались для вывода швертбота на глиссирование».
Все три протеста были удовлетворены.
В заключение доведем до сведения всех участников парусных соревнований, что в соответствии с решением Постоянного Комитета Международного союза парусного спорта (ИЯРУ) отменяется правило 60.4.
Примечания
1. По Правилам парусных соревнований (ППС-81). утвержденным приказом № 724 Спорткомитета СССР от 17.VI 1981 г.