Появилось гораздо больше парусников, зато новых образцов популярных ранее тяжелых мореходных глиссирующих лодок, рассчитанных на установку двух подвесных моторов, практически не оказалось. Ряд заводов обратился к разработке более экономичных в эксплуатации одномоторных мотолодок. Какие-либо новые модели моторов мощностью 30—50 л. с. отсутствовали; из новинок моторостроения демонстрировался только «Салют-2».
Одним из наиболее интересных туристских судов был изготовленный из алюминиевого сплава разборный гребно-парусный тримаран — новая концепция универсального туристского судна для плавания по крупным рекам и в прибрежной зоне водохранилищ. Благодаря тому, что легкий алюминиевый корпус тримарана собирается из четырех изолированных секций, лодку можно перевозить и на поезде, и на самолете. Основной шестиметровый корпус имеет ширину менее метра, однако благодаря боковым поплавкам, закрепленным на выдвижных поперечных балках, тримаран способен нести парус площадью 7,0 м2 при ветре до 10—12 м/с. В средней секции корпуса предусмотрены багажники для запасов походного снаряжения и провизии, носовая часть закрывается брезентом. Судно снабжено подъемным швертом, благодаря которому оно лавирует достаточно круто к ветру.
При переходе на весла поплавки сдвигают к бортам основного корпуса, а на настиле его секций монтируют скользящие роликовые сиденья, как на гоночных гребных лодках. Широко разнесенные уключины позволяют осуществить мощный гребок, а скользящие сиденья — эффективно использовать усилия ножных мышц и инерцию тела.
К разборному варианту мини-парусника обратились и создатели швертбота «Солярис», предназначенного для перевозки на крыше легкового автомобиля. На соревнованиях в Пярну были доставлены пока что натурные макеты швертбота, изготовленные из стеклопластика, но в дальнейшем предполагается организовать их массовый выпуск из алюминиевых сплавов (см. сборник №99). «Солярис» можно использовать и как прогулочно-туристское судно, и как гоночное, взамен более сложного в управлении «ОК-Динги».
О серийном выпуске тримарана и швертбота «Солярис» говорить пока рано, а вот металлическая лодка «Пеликан», оснащенная шпринтовым парусом, швертом и подъемным рулем, уже предлагается к реализации в торговой сети. Плоскодонный корпус лодки, достаточно вместительный и остойчивый, позволяет совершить прогулку по озеру или по закрытой бухте семье из 2—3 чел.
Среди новых опытных образцов мотолодок, представленных на соревнованиях, несколько было разработано в инициативном порядке работниками судостроительных заводов. Эти люди, для которых увлечение водно-моторным туризмом и спортом по счастью оказалось совмещенным с основной деятельностью, стремились воплотить в реальных изделиях свои идеи массовой моторной лодки, наиболее отвечающей требованиям дня, в частности, экономичной в освоении в серийном производстве и в повседневной эксплуатации.
Владимир Недорезов — работник Сосновского судостроительного завода, попытался создать туристскую мотолодку на основе обводов «Морского дротика», краткое описание и эскиз обводов которого были опубликованы в сборник №72. После всесторонних испытаний макет лодки, изготовленный из пенопласта, был доработан, а в начале этого года водномоторники завода при поддержке руководства сделали по нему два опытных образца стеклопластиковой «Вятки»; один из них был представлен в гонках мотолодок класса Т-500 в Пярну. Ее экипаж в составе С. Чернышева и В. Недорезова и в маршрутной, и в кольцевой гонках финишировал четвертым, развив соответственно скорости 47,5 и 46,6 км/ч. Результаты могли быть еще выше, как считают спортсмены, если бы гонки проходили на волне, когда появляется эффект «пенной подушки».
Корпус лодки имеет центральную гидролыжу шириной 240 мм, плоскую в кормовой части и килеватую в носу. В кормовой части корпуса расположены бортовые спонсоны, кили которых приподняты над основной частью на 40 мм. Сопряжения спонсонов с центральной гидролыжей образуют тоннели, в которых при плавании на волне создается водо-воздушная «подушка», демпфирующая удары корпуса о воду. При малой удельной нагрузке и кормовой центровке спонсоны выходят из воды и корпус глиссирует на одной гидролыже.
Для уменьшения смоченной поверхности днища на других режимах глиссирования на бортах предусмотрены продольные реданы с рабочей поверхностью шириной 100 мм.
Благодаря спонсонам «Вятка» имеет хорошую остойчивость на стоянке и на ходу, легко выходит на глиссирование без чрезмерного дифферента.
Разрабатывая свой проект, конструкторы решили использовать для формования секции палубы серийную оснастку, применяемую для постройки мотолодки «Нептун-3». «Вятку» предполагается комплектовать и деталями внутреннего оборудования от «Нелтуна-3», это обеспечит освоение новой модели при минимальных затратах на подготовку производства. Длина корпуса «Вятки» — 4,16 м; ширина — 1,57 м; высота борта — 0,69 м; масса — 160 кг.
Две новые алюминиевые экспериментальные мотолодки — «Кама-2» и «Кама-3» продемонстрировали в Пярну спортсмены Пермского судостроительного завода «Кама». Первая из них имеет обводы с центральной гидролыжей шириной в корме около 600 мм, в носу — около — 200 мм. Килеватость днища — 24е, на нем имеется стреловидный поперечный редан высотой около 30 мм. Длина корпуса лодки — 3,9 м; ширина —1,7 м; высота борта — 0,7 м; масса с оборудованием и снабжением — 170 кг.
При разработке обводов корпуса и конструировании кокпита особое внимание было уделено технологичности конструкций. Основные секции днища, бортов и переборок имеют прямолинейные кромки и линии сгибов — их можно изготавливать без применения крупногабаритных штампов на универсальней оснастке. Многие детали корпуса и оборудования унифицированы с применяемыми на лодках «Таймень» и «Крым-3», которые выпускаются этим же предприятием. Планировка «Камы-2» во многом напоминает «Крым-3»: кокпит оборудован бортовыми рундуками с мягкими сиденьями; слани между рундуками могут быть сняты и закреплены на уровне рундуков, образуя сплошное спальное место для 3 чел. Для защиты от непогоды служит съемный тент, унифицированный с тентом «Крыма-3».
В маршруткой и кольцевой гонках «Кама-2» развивала скорость 48 км/ч (под мотором «Вихрь-30»); с полной нагрузкой скорость снижалась до 37—38 км/ч. Замечено, что при ходе прямо против волны вследствие полных носовых обводов лодка заметно теряет скорость и забрызгивается, а на крутых поворотах — проскальзывает наружу циркуляции и получает сильный крен, направленный к центру вращения.
«Кама-3» — мотолодка с плоско-кнлеватыми обводами днища (угол килеватости днища на транце 24°) и острым наклонным форштевнем. По скоростным показателям эта модель уступает «Каме-2», однако отличается более высокими мореходными качествами, прежде всего мягким ходом на волне. Длина корпуса — 4,2 м; ширина — 1,76 м, высота борта — 0,7 м; масса с оборудованием и снабжением — 170 кг; пассажиро-вместимость — 4 чел. На испытаниях скорость лодки с полной нагрузкой составила 38 км/ч под 30-сильным мотором «Вихрь».
Корпус лодки имеет обшивку из алюминиево-магниевого сплава АМг-5 толщиной 1,5—2 мм и конструкцию, идентичную с «Камой-2».
Создатели этих лодок — работники завода «Кама» отец и сын Красноперовы также разработали конструкцию корпуса применительно к существующей технологии цеха. После испытаний ЛОДОК упрощенной конструкции на заводе были изготовлены их опытные образцы, которые к началу соревнований в Пярну успешно прошли испытание по типовой 100-часовой программе.
Опытный образец мотолодки «Обь-3» демонстрировала на соревнованиях команда Новосибирского авиазавода имени В. П. Чкалова. Новая модель спроектирована в содружестве с ЦНИИ имени акад. A. Н. Крылова. Ее корпус имеет трнмаранные обводы в носовой части и «крыло чайки» — в кормовой. Планировка кокпита выполнена традиционной для лодок типа «Обь», однако за счет тримаранных обводов кокпит стал просторнее, в носовой и кормовой багажники — более вместительными. Длина корпуса — 4,3 м; ширина — 1,56 м; высота борта на миделе — 0,68 м; масса с оборудованием и снабжением — 180 кг. В маршрутной гонке «Обь-3» развивала скорость 46,7 км/ч, в кольцевой — 44,2 км/ч. Чтобы более полно охарактеризовать ходовые качества этой модели, можно добавить, что «Обь-3» выходит на глиссирование даже под «Ветерком», а 30-сильный «Вихрь» без заметного дифферента «вытаскивал» ее на глиссирование с нагрузкой 7 чел.
Работники завода имени B. П. Чкалова заверили, что первые серийные партии «Оби-3» должны сойти с конвейера уже в 1983 г.
В качестве судна серийной постройки участвовал в наших соревнованиях водометный алюминиевый катер «Восток», созданный на базе хорошо известных «Амуров». Уже выпущено около 50 катеров «Восток», они постоянно совершенствуются работниками Комсомольского-на-Амуре авиазавода имени Ю. А. Гагарина, Так, двигатель модели «412» снабжается теперь новым выхлопным коллектором, благодаря этому его эксплуатационная мощность повысилась на 5 л. с. Найдены оптимальные характеристики водометного движителя (ротор его имеет диаметр 140 мм и шаг 200 мм).
Рыболовам и туристам, путешествующим по малым рекам, предназначаются новинки, которые в Пярну представляло объединение «Ярославрезинотехника». Одноместная надувная лодка «Зарянка» имеет традиционную О-образную форму. При размерениях 2,0X1,09X0,28 м собственная масса лодки составляет 12 кг; грузоподъемность — 150 кг; розничная цена — 95 руб.
Двухместная гребная лодочка (размерения 2,5X1,1X0,3 м; масса — 16 кг; грузоподъемность — 200 кг) с несколько необычной в плане прямоугольной формой удобна не только для рыбалки и охоты, но и для прогулок по небольшим озерам. Лодка имеет хорошую остойчивость, удобна для размещения экипажа, неплохо идет на невысокой волне. Ориентировочная цена 250 руб.
О трехместной туристской лодке, на которой можно сплавляться по рекам до III категории сложности, уже сообщалось в «Катерах и яхтах» (см. № 94). Эта лодка с большим запасом плавучести и жесткости имеет размерения 3,4Х1,25X0,38 м; массу — 30 кг, грузоподъемность — 450 кг и может с успехом использоваться как бортовая лодка-тузик на крупных яхтах и катерах, ее можно порекомендовать и автолюбителям.
Одноместная надувная байдарка «Ласточка-11» (размерения 3,0X0,75X0,28 м; масса — 12 кг; грузоподъемность — 120 кг) представляет собой портативное туристское судно, удобное для перевозки любым видом транспорта и даже в рюкзаке. Лодка уже прошла обширные испытания на реках.
В заключение хочется сказать еще несколько слов о технике, которую продемонстрировали в Пярну члены спортивной команды г. Калининграда. Кроме уже упоминавшегося гребно-парусного тримарана, новинок не было, однако конструкция серийного «Автобота», на котором эти спортсмены участвовали в гонках, заметно отличались от конструкции тех лодок, с которыми мы знакомили читателей раньше.
Практически полностью переработана носовая секция. Вместо двух флоров и двух переборок (под носовой банкой) появился мощный продольный днищевой набор из трех пар угольников. Сама носовая банка теперь сделана съемной. Это позволило носовую часть лодки сделать более обитаемой и просторной. Продленная до скупы широкая горизонтальная кница-палуба придает носовой части, испытывающей большие нагрузки при встрече с волной, дополнительную жесткость.
Появились также и дополнительные подкрепления подуключин.
По-прежнему «Автобот» выпускается лишь небольшими сериями, хотя в редакцию постоянно приходят письма читателей с просьбой помочь купить эту удобную для перевозки лодку. Очевидно, давая заказ на «Автобот», торговля по-прежнему «осторожничает».
Конструкция уже известной моторной лодки «Немвн-2» практически осталась без изменений. Однако уже подготовлена очередная модель этой полюбившейся мотолодки. Новый «Неман» будет более комфортабельным; появятся багажник в носу, мягкие диваны; увеличится высота борта «Неман-3» — так ориентировочно будет названа эта модель, планируют показать на следующей встрече на приз журнала.
Кроме серийных моделей, команда продемонстрировала экспериментальный «Олимпик-Старт». Это — опытное судно, которое продолжает направление, взятое при разработке «Олимпика-Шквал», уже знакомого по прошлогодним выступлениям. Совместная работа создателей этой мотолодки и ученых ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова ставит цепью поиск перспективных моделей для промышленного освоения в будущем. Мотолодка, оснащенная двумя «тридцатками», оказалась практически первой среди претендентов на «Золотой винт» в маршрутной и кольцевой гонках.
Очередная модификация популярного мотора «Салют» претерпела существенные изменения по сравнению с серийным. Золотниковое газораспределение заменено клапанным; установлен карбюратор от мотопилы «Урал». Питание осуществляется от отдельного бензобака, соответственно мотор оборудован бензонасосом. Надежность запуска и работы мотора значительно повысилась благодаря бесконтактной электронной системе зажигания. Подводная часть мотора станет более обтекаемой; «Салют-2» будет комплектоваться двумя сменными гребными винтами — грузовым и скоростным. Второй винт позволит развивать на легких глиссирующих лодках скорость свыше 20 км/ч — появится возможность использовать его для юношеских классов спортивных судов типа гидрокарта. Мотор имеет устройство, предотвращающее откидывание от транца при повороте его на 180°, что позволяет давать задний ход, развернув мотор за румпель.
Конструкторы — представители Московского машиностроительного завода «Салют», позаботились и о чистоте двигателя; он снабжается герметичным поддоном и системой питания, исключающей утечки горючего.
Испытания показывают, что после внедрения всех конструктивных изменений мощность мотора несколько повысится, а его масса станет даже меньше, чем у серийной модели — не превысит 10 кг. Розничную цену предполагается выдержать в пределах 170—190 руб.
Комментарий дизайнера
Лодка или катер должны не только хорошо выполнять свою непосредственную функцию, но и быть эстетически совершенными. Поэтому на традиционных соревнованиях, организуемых редакцией журнала, должны привлекать внимание не только спортивные результаты, технические и эксплуатационные характеристики лодок, но и эстетическое их совершенство, под которым подразумеваются эстетическая выразительность и художественная образность формы, ее композиционная целостность, совершенство производственного исполнения.
Имеются в виду соответствие конструкции и способа изготовления, соответствие формы лодки ее назначению, а также и сложившимся у определенного потребителя представлениям о «хорошей» лодке. Одновременно мы оцениваем зрительно воспринимаемую организованность формы, ее соразмерность человеку (масштабность), гармоничность пропорций, цветовых сочетаний, пластической и фактурной проработки.
С этих позиций и рассмотрим новые экспериментальные лодки, демонстрировавшиеся в Пярну на XVI Всесоюзных соревнованиях на приз «Катеров и яхт».
Швертботы «Солярис». Весь облик этих микро-яхточек отражает их предназначенность для активного отдыха на воде. Конструкция, материал, способ изготовления воспринимаются не отдельно сами по себе, а в единстве эстетически выразительной формы. Образно форма как бы представляет и человека — будущего владельца такой мини-яхты: не рыболова или охотника, не того, кто нуждается в лодке для хозяйственных целей, а именно отдыхающего человека, любящего природу и спорт. В композиционном отношении форма этих моделей также не вызывает каких-либо существенных возражений. Может быть, несколько немасштабны, ритмически не согласованны с объемом корпуса декоративные поперечные полосы на планшире одного из вариантов, а на запалубленной части другого излишне жестко «прорисованы» выступы, но эти огрехи не портят в целом хорошего впечатления. Кстати, новые они не только по времени своего появления, но и как тип судна, ранее не представлявшегося в ассортименте моделей, выпускаемых нашей промышленностью для массового пользования.
Остается только пожелать, чтобы выполненные из легкого сплава серийные «Солярисы» не утратили достоинств, присущих выставленным макетам. Говоря это, мы имеем в виду существенные различия пластических и конструкционных свойств стеклопластика и легкого сплава. Воспроизведение корпуса швертбота в металле, во множестве серийных «слепков», вряд ли обойдется без тех или иных отклонений, хотя бы самых незначительных, но в дизайне успех подчас и зависит от «мелочей», с точки зрения решения конструкторской задачи, однако в эстетическом отношении определяющих качество вещи.
Мотолодка «Вятка», которую продемонстрировали судостроители из Сосновки, унаследовала многие и, пожалуй, лучшие черты архитектурного решения снятого с производства «Нептуна-2». В то же время она лишена некоторых его недостатков. Так, новая модель выгодно отличается решением ветрового стекла (без металлических книц, огрубляющих форму). В этой новой модели удалось избежать другого очень существенного недостатка — тесноты кокпита, неудобства сидения, особенно на задних пассажирских местах; в эргономическом отношении «Вятка» превосходит «Нептун-2». Запоминается динамичный силуэт лодки, с которым хорошо согласуется пластическая проработка формы, ее основные пропорциональные членения. Эта лодка, отличающаяся высоким качеством изготовления, представляет собой именно прогулочное судно.
Правда, стилевое решение «Вятки», повторяющее мотивы престижных моделей зарубежного дизайна 60-х — начала 70-х гг., кажется уже несколько старомодным. Тот факт, что ее создатели использовали новые, современные обводы корпуса, лишь подтверждает известную и проверенную практикой истину: новейшие технические идеи подчас вполне могут «облекаться» в традиционные (если не сказать, устаревшие) формы. Без должной дизайнерской проработки сама по себе техническая новизна не может явиться гарантией новизны эстетической. Так получилось и у создателей «Вятки»: современные обводы послужили основой оригинальной дизайнерской идеи, а «нептуновская» оснастка палубы подчинила пластическую проработку обводов корпуса стилистике вчерашнего дня. При этом нельзя отрицать того, что лодка формально все-таки красивая, это во многом исправляет положение, так как в наших условиях стилистические эталоны стареют не так быстро, как за рубежом, где моральный износ престижных моделей во многом преднамеренно ускоряется искусственно создаваемой модой «на один сезон». Поэтому можно признать оправданным выпуск этой модели, если она хорошо зарекомендует себя и по другим потребительским показателям.
В отличие от рассмотренных моделей, «Обь-3» — универсальная мотолодка. Это определило ее более «деловой» вид, подчеркнутую функциональность, практичность, отсутствие каких-либо острохарактерных модных стилизаций. В форме лодки хорошо «работают» материал, конструкция и технология изготовления, образно выявлены универсальный характер назначения и «лицо» потребителя. Однако заметны и некоторые недостатки, которые во многом связаны с отступлениями от художественно-конструкторского проекта. Например, ветровое Стекло кажется высоким, его следовало бы сделать пониже и без средней стойки, которая зрительно еще больше увеличивает высоту стекла, придает ему массивность, нежелательную для маленькой лодки. Кроме того, ветровое стекло в ракурсе кажется как бы слегка расширяющимся кверху, Видимо, не учтено в должной мере зрительное искажение формы, поэтому все три стойки выполнены с одинаковым наклоном, тогда как боковые следовало наклонить чуть больше и не только назад, но и к диаметральной плоскости.
Несколько неудачна форма носовой части корпуса. Скула, переходя с боковой поверхности к форштевню, продолжает немного повышаться, «съедая» объем носовой части, что опять-таки невыгодно сказывается на соотношении массы корпуса и ветрового стекла. Можно также порекомендовать шире использовать различные цветовые варианты отделки, так как один белый цвет, как правило, придает лодке из легкого сплава несколько «макетный» вид; кроме того, белый цвет хорошо выявляет малейшие дефекты изготовления. Шрифт бортовой надписи невыразительный, очень статичный, графически неприемлемый в качестве бортовой надписи для быстроходной лодки. Все эти недостатки и недоделки, в том числе вызванные определенными технологическими причинами, несложно устранить совместными усилиями изготовителей, проектантов и дизайнеров в ходе отработки серийного образца.
Как результат конструкторской разработки ферма мотолодок «Ка-ма-2» и «Кама-3» Пермского судостроительного завода может быть и рациональна в эксплуатационном практическом смысле, но необходимого эстетического выражения эта рациональность не получила. Поэтому представление о данных лодках мы получаем скорее логическим путем, а не эмоционально. В их форме достаточно выявлены конструкция, технология изготовления и свойства материала, т. е. то, как они сделаны, а для какой цели, какому потребителю предназначены — это приходится додумывать. Нельзя сказать, что конструкторы не уделяли внимания эстетическому качеству своей разработки, но исходили они прежде всего из решения конструкторских и технологических задач. Например, изломанные жесткие формы носовой части «Камы-3» оправданы оригинальностью решения, но продиктованы они все-таки стремлением к упрощению технологии изготовления, рассчитанному на невысокую культуру производства. В результате такой «оригинальности» форма лодки лишилась целостности, приобрела неупорядоченный характер. Обедненными кажутся пластические свойства материала и возможности промышленного производства.
Форма «Камы-2» традиционна, но как-то обезличена, невыразительна. По отдельности приемлемые по форме элементы в целом не создают запоминающегося образа. Дробным, тяжелым из-за толщины окантовки кажется ветровое стекло на обеих «Камах». Тем не менее заложенные в конструкторском решении идеи, по-видимому, заслуживают, чтобы довести эти модели до требуемого уровня эстетического качества, и более того — создают необходимые предпосылки для интересного дизайнерского решения.
Последний пример показывает, что одного желания достичь эстетического совершенства мало, нужны еще соответствующие знания и навыки, необходим дизайнерский подход, ибо, как известно, инженерно-конструкторское и дизайнерское мышления различны.