1. Общее
1.1. Свободный класс (Св. Кл.) парусных досок вводится для того, чтобы предоставить возможность спортсменам, выступающим на судах различных конструкций, совместно соревноваться на основе примерного равенства.
1.2. Форма, размеры и конструкция судна и его элементов могут быть произвольными за исключением тех случаев, где ограничения специально оговорены в данных правилах. Ограничения, введенные настоящими правилами, соответствуют международному I Дивизиону парусных досок IYRU.
1.2.1. Парусные доски международного класса «Виндгляйдер», отечественного класса «Монотип» и «Монотип польский» автоматически входят в Св. Кл. как удовлетворяющие его ограничениям.
1.3. При обнаружении какого-либо отклонения от духа правил или от задуманной сущности конструкции судно может быть признано неклассным, даже если конкретные требования правил выполнены.
1.4. Обмерные чертежи и форма бланка сертификата являются составной частью правил класса.
1.5. Русский текст правил является основным. Разъяснения и толкование правил должны даваться Федерацией парусного спорта СССР.
1.6. Спорткомитет СССР и ФПС СССР не принимают на себя никакой юридической ответственности, которая могла бы вытекать из настоящих Правил или их нарушения.
2. Изготовители
2.1. Изготовителями парусных досок Св. Кл. могут быть как промышленные предприятия, так и самодеятельные коллективы и индивидуальные лица.
2.2. Технические условия на промышленный выпуск парусных досок Св. Кл. должны быть согласованы со Спорткомитетом СССР.
2.3. Самодеятельные изготовители должны перед началом изготовления паруса или корпуса доски обратиться в свою республиканскую Федерацию парусного спорта за получением номера на парус или регистрационного номера доски.
3. Отличительные знаки, регистрация, сертификаты
3.1. Эмблемой класса является фигура, форма и размеры которой изображены на чертеже. Эмблема должна быть накрашена, наклеена или нашита с обеих сторон паруса в его верхней трети параллельно задней шкаторине. Цвет эмблемы должен быть контрастным к цвету паруса. Эмблемы, нанесенные на противоположные стороны паруса, должны быть совмещены.
3.1.1. Парусные доски Св. Кл., выпускаемые промышленностью серийно по согласованным ТУ, могут нести любую другую эмблему, но она должна быть согласована со Спорткомитетом СССР.
3.2. Каждый парус, выпущенный любым изготовителем, должен нести номер. Никакие два паруса не должны иметь совпадающие номера.
3.2.1. Номера на паруса самодеятельного изготовления должны выдаваться республиканскими ФПС. Номер должен состоять из цифры, обозначающей данную ФПС, и порядкового номера, выданного данной ФПС в единой последовательности для всех классов парусных досок. Цифра, обозначающая ФПС, и порядковый номер должны быть разделены черточкой (например, 1—47).
3.2.2. Цифры, обозначающие ФПС, распределены следующим образом: 1 — г. Москва; 2 — г. Ленинград: 3 — РСФСР; 4 — ЭССР; 5 — ЛатвССР; 6 — ЛитССР; 7 — БССР; 8 — УССР; 9 — МССР; 10 — ГССР; 11 — АрмССР; 12 — АзССР; 14 — КазССР; 15 — ТССР; 16 — УзССР; 17 — ТаджССР; 18 — КиргССР.
Цифры, обозначающие федерацию, выдавшую номер, не обязательно должны соответствовать республиканской принадлежности спортсмена на соревнованиях.
3.2.3. Номера на парусах промышленного изготовления должны состоять из буквы, присвоенной данному предприятию Спорткомитетом СССР, и заводского порядкового номера данного паруса. Буква и номер должны быть разделены черточкой (дефисом). Если порядковый номер состоит из четырех или более цифр, то после черточки должны быть помещены последние три цифры номера, а первые цифры номера должны быть помещены непосредственно после буквы (например, А2-005).
3.2.4. Номер должен быть накрашен, наклеен или нашит ниже эмблемы класса над парусным окном вдоль линии, перпендикулярной к задней шкаторине, причем на правой стороне паруса выше, чем на левой.
3.2.5. Минимальные размеры знаков номера на парусе следующие: высота — 250 мм; ширина — 165 мм; толщина линий — 35 мм; длина черточки — 60 мм; расстояние между знаками по горизонтали и вертикали — 60 мм.
3.2.6. Все знаки номера должны быть одного цвета, контрастного к цвету паруса,
3.2.7. На парус может быть нанесен товарный знак изготовителя, удовлетворяющий требованиям правила 26 ППС.
3.3. Каждая доска должна нести регистрационный номер. Никакие две доски не должны иметь совпадающие номера. Регистр, номер должен быть дополнен двузначным числом, обозначающим год выпуска.
3.3.1. Регистр, номера на доски самодеятельных изготовителей должны выдаваться республиканскими ФПС. Регистр, номер должен состоять из цифры, обозначающей данную ФПС, и порядкового номера, выданного данной ФПС в единой последовательности для всех классов парусных досок. Цифра, обозначающая ФПС, и порядковый номер должны быть разделены черточкой (например, 1-49 82.).
3.3.2. Цифры, обозначающие ФПС, выдавшую номер, распределены в соответствии с правилом 3.2.2.
3.3.3. Регистр, номера на досках промышленного изготовления должны состоять из буквы, присвоенной данному предприятию Спорткомитетом СССР, и заводского порядкового номера данной доски. Буква и порядковый номер должны быть разделены черточкой (например, А-1245 82).
3.3.4. Регистр, номер доски должен быть отформован на левой наружной стороне транца знаками высотой не менее 15 мм. Глубина штриха должна быть не менее 1 мм.
3.3.5. Регистр, номер доски не обязательно должен совпадать с номером на парусе.
3.3.6. На доску может быть нанесен товарный знак изготовителя, удовлетворяющий требованиям правила 26 Правил парусных соревнований.
3.4. К участию в официальных соревнованиях могут быть допущены только доски, имеющие сертификат установленной формы. Форма бланка сертификата приведена в Приложении 1.
3.4.1. Сертификат должен содержать регистр, номер доски, имя (наименование) владельца, адрес владельца и подпись индивидуального владельца или печать организации-владельца.
3.4.2. Сертификаты на доски промышленного изготовления должны быть заверены печатью ОТК.
3.4.3. Сертификаты на доски самодеятельных изготовителей должны быть подписаны уполномоченным представителем технической комиссии яхт-клуба или местной ФПС; его подпись должна быть заверена печатью яхт-клуба или соответствующего спорткомитета.
3.4.4. Для получения подписи самодеятельный изготовитель должен на подходящей стадии строительства (но до его окончания) пригласить уполномоченного представителя технической комиссии и продемонстрировать ему, что в конструкцию корпуса доски включено не менее чем 60 дм3 пенопласта с закрытыми порами, и предъявить отформованный на корпусе регистр, номер. В присутствии того же представителя после окончания строительства должно быть проведено испытание на соответствие корпуса требованиям правила 6.2.
3.4.5. Выдача сертификатов по данному правилу, касающемуся обеспечения непотопляемости, прекращена 1.11.82 г.
3.4.6. Республиканские ФПС должны вести учет выданных сертификатов. Сведения о числе выданных за год сертификатов должны направляться в Спортсудорегистр к 1.01 ежегодно. Промышленные предприятия должны направлять в Спорткомитет СССР к тому же сроку сведения о числе досок, отгруженных потребителям за год.
4. Обмер
4.1. Любая доска, парус, рангоут, оборудование судна и одежда гонщика могут быть осмотрены, обмерены или взвешены уполномоченным членом судейской коллегии как до, так и после любой гонки соревнования.
4.2. Обмер должен производиться в соответствии с Руководством IYRU по обмеру за исключением тех случаев, когда в данных правилах оговорены иные методы.
4.3. На соревнованиях республиканского и выше масштаба обязательно наличие на парусе штампа официального мерителя ФПС СССР.
4.4. Владелец обязан следить за тем, чтобы доска, ее вооружение и оборудование в любое время и во всех отношениях соответствовали действующим в данный момент правилам класса, однако эта обязанность не лишает владельца права предъявить рекламации изготовителю в установленном порядке.
5. Материалы
Углепластик, органические высокомодульные волокна и титановые сплавы как материалы конструкции любого элемента судна запрещены.
6. Корпус
6.1. Корпус должен быть изготовлен из фанеры, древесины, пластика или стеклопластика, и в его конструкцию должно быть включено не менее чем 60 дм3 пенопласта с закрытыми порами.
6.2. Корпус должен иметь прочность, обеспечивающую при испытании на плаву отсутствие общей и местных остаточных деформаций и разрушений под нагрузкой 160 кг, равномерно распределенной в пределах ±300 мм от гнезда мачты.
6.3. Максимальная длина корпуса доски не должна превышать 3900 мм. Если приспособление для крепления буксирного конца выполнено в виде отдельной оковки, облегающей носовую оконечность, то длина корпуса не должна превышать 3920 мм.
6.4. Слова «обмерная линия палубы» в настоящих правилах обозначают линию, проведенную вдоль корпуса через наивысшие точки поперечных сечений без учета местных неровностей. Обмерная линия палубы не обязательно лежит в диаметральной плоскости.
6.5. Слова «обмерная линия днища» в настоящих правилах обозначают линию, проведенную вдоль корпуса через наинизшие точки поперечных сечений без учета местных неровностей. Обмерная линия днища не обязательно лежит в диаметральной плоскости.
6.6. Обмерная ширина доски, измеряемая в месте наибольшей фактической ширины на уровне, равном половине высоты между обмерными линиями днища и палубы, должна быть не менее 630 мм. Если фактическая наибольшая ширина доски находится ниже указанного уровня, то за обмерную ширину должна быть принята фактическая ширина.
6.7. На протяжении отрезка длиной 1300 мм ширина доски, измеренная по методу п. 6.6, должна быть не менее 590 мм.
6.8. В любом месте доски расстояние по вертикали между обмерными линиями днища и палубы должно быть не более 165 мм.
6.9. Когда корпус находится на плаву на ровном киле со всем гоночным снаряжением на борту, но без экипажа, под днищем не должно наблюдаться продольного воздушного канала, идущего вдоль всей длины доски.
6.10. На протяжении отрезка длиной 2000 мм, передний конец которого находится не менее чем на 350 мм впереди от гнезда крепления мачты, ширина доски, измеренная на высоте 22 мм от обмерной линии днища, должна быть не менее 450 мм. Если на корпусе имеется несколько гнезд крепления мачты, то размер 350 мм должен быть отложен от самого переднего гнезда.
6.11. На корпусе не далее чем в 200 мм от носа должно иметься приспособление для крепления буксирного конца.
6.12. Установка ножных ремней запрещена.
6.13. Окраска корпуса должна способствовать его наилучшей различимости на поверхности воды.
6.14. Любая доска, на верхней поверхности которой имеются выступы с радиусом кривизны, меньшим чем 15 мм, может быть не допущена к соревнованиям по соображениям травмоопасности.
6.15. Вес корпуса в сухом и чистом состоянии, включая плавник (и), но без шверта, шарнира мачты и другого оборудования, должен быть не менее 18 кг.
7. Шверт
7.1. Шверт должен вставляться в корпус сверху и иметь ограничители, предотвращающие выступание шверта вниз за пределы, указанные в п. 7.2.
7.2. Шверт не должен выступать ниже обмерной линии днища более чем на 700 мм. Измерение должно производиться по нормали к обмерной линии днища.
7.3. Управление швертом на расстоянии при помощи линей или других средств запрещено.
7.4. Шверт должен быть плавучим.
8. Плавник (И)
8.1. Может быть установлено не более чем два плавника.
8.2. Глубина плавников не должна превышать 300 мм по нормали к обмерной линии днища.
8.3. Если установлено два плавника, то они должны располагаться на равных расстояниях от транца и не далее чем на 700 мм от него.
8.4. Управление плавником на расстоянии посредством линей или других средств запрещено. Плавник не должен выступать над палубой.
9. Мачта
9.1. Длина мачты не должна превышать 4700 мм. Измерение должно производиться от верхней поверхности доски, исключая местные возвышения, дающие эффект увеличения длины.
9.2. В любом поперечном сечении мачта должна быть по существу круглой. Толщина стенок вдоль периметра сечения должна быть постоянной. Изгибные характеристики должны быть одинаковы в любой продольной плоскости. Допускается сужение мачты. Постоянно изогнутые мачты запрещены.
9.3. Конструкция оковки для оттяжки передней шкаторины и соединительного шарнира произвольные, но шарнир должен допускать отклонение мачты от вертикали в любом направлении на угол, не меньший чем 90°, если только этому не препятствуют выступы палубы. На шарнире не должно иметься никаких острых выступов.
9.3.1. Шарнир должен допускать разобщение мачты и корпуса под воздействием резкого рывка вверх.
9.4. Оконечности мачты должны быть закрыты пробками, предотвращающими поступление воды внутрь.
10. Гик
Размеры, конструкция и способ крепления гика произвольные.
11. Дельные вещи
11.1. Любые дельные вещи, служащие для управления вооружением, такие, как стопора или блоки, должны быть прикреплены только непосредственно к мачте или к гику.
11.2. Расположение, количество и типы дельных вещей — произвольные, за исключением ограничений по п. 11.1.
11.3. Для регулировки изгиба мачты не должно применяться никаких линей или дельных вещей, за исключением оттяжки шкотового угла, оттяжки гнка н линя для подъема мачты.
11.4. Если в гоночной инструкции не указано иное, к гику может быть прикреплен пояс трапеции; крепление может быть регулируемым.
12. Парус
12.1. Парус должен быть изготовлен и обмерен в соответствии с Руководством IYRU по обмеру, если только в настоящих правилах не предписаны иные методы.
12.2. Парус должен быть треугольным и крепиться к мачте посредством рукава. Рукав должен простираться, по меньшей мере, от фалового угла до галсового.
12.3. Парус, за исключением окон, должен быть изготовлен из тканого материала. Использование в какой-либо форме материалов типа май-лара или аналогичных запрещено.
12.4. Фаловым углом паруса является проекция точки пересечения задней шкаторины с задней кромкой рукава для мачты на переднюю кромку рукава. В сомнительных случаях фаловым углом следует считать точку на передней кромке рукава, на высоте которой парус имеет ширину 150 мм (см. обмерный чертеж).
12.5. Галсовым углом паруса является проекция точки пересечения нижней шкаторины или ее продолжения с задней кромкой рукава для мачты на переднюю кромку рукава (см. обмерный чертеж).
12.6. Шкотовым углом паруса является точка пересечения нижней и задней шкаторин продолженных, если необходимо (см. обмерный чертеж).
12.7. Усиления (боуты), увеличивающие жесткость паруса, разрешаются только в пределах 400 мм от углов паруса. Любые два или более слоя материала, размер которых больше обычного шва, должны считаться боутом. Боуты должны допускать складывание их руками.
12.7.1. Фаловые и шкотовые дощечки запрещены.
12.8. Максимально допустимые размеры паруса следующие (см. обмерный чертеж): длина передней шкаторины АЕ — 4400 мм; длина задней шкаторины AG — 4300 мм; длина нижней шкаторины EG — 2580 мм; длина медианы AF — 4300 мм; ширина паруса на 3/4 высоты ВК — 940 мм; ширина на 1/2 высоты CI — 1680 мм; ширина на 1/4 высоты HD — 2270 мм; ширина рукава для мачты — 150 мм.
12.9. Обмерные точки, расположенные посередине задней, передней и нижней шкаторин, должны быть найдены путем наложения фалового угла на шкотовый, фалового угла на галсовый и шкотового угла на галсовый соответственно. Точки, расположенные на 1/4 и 3/4 длин шкаторин, должны быть найдены наложением соответствующих углов паруса на средние точки шкаторин.
12.10. Латкарманы могут быть расположены только на задней шкаторине. Максимальное число латкарманов три:
- а) при наличии трех латкарманов они должны быть расположены так, чтобы их оси находились не далее чем на 100 мм от обмерных точек задней шкаторины;
- в) при наличии двух латкарманов верхний должен быть расположен не выше 3/4 высоты паруса, а нижний — не выше 1/2 высоты паруса;
- с) при наличии только одного лат-кармана он должен быть расположен не выше 3/4 высоты паруса.
12.10.1. Ширина любого латкармана не должна превышать 400 мм. Длина латкарманов не должна превышать:
- в случае трех латкарманов: верхнего — 375 мм; среднего — 725 мм; нижнего — 525 мм;
- в случае двух латкарманов: верхнего — 375 мм; нижнего — 725 мм.
- в случае одного латкармана — 375 мм.
12.11. Парус должен иметь одно или несколько окон общей площадью не менее 0,4 м2 и не более 0,8 м2. Окна должны быть расположены не ближе 150 мм от любой кромки паруса.
12.12. Булини в задней и (или) нижней шкаторинах запрещены, однако, если на задней шкаторине не имеется ни одного латкармана, то в ней допускается наличие нерегулируемого булиня в качестве усиления.
12.13. На парус разрешается установить только по одному люверсу в галсовом и шкотовом углах. Для рифления паруса разрешается установить добавочный люверс на задней шкаторине на расстоянии не менее 300 мм от люверса в шкотовом углу. Один люверс может быть установлен в фаловом углу. Никакие иные люверсы на нижней или задней шкаторинах не разрешены.
13. Разное
13.1. Установка ножных ремней запрещена.
13.2. К мачте и к корпусу должен быть прикреплен страховочный линь, предотвращающий утерю мачты в случае ее разобщения от корпуса. Линь должен выдерживать нагрузку не меньшую чем 50 кг.
13.3. Гоночная инструкция или положение о соревновании может предусматривать общий зачет независимо от веса гонщика или деление участников на две или на три весовые группы.
В случае деления на две группы вес гонщиков в группе А должен быть не более 77 кг, в группе В — не менее 74 кг.
В случае деления на три группы вес гонщиков должен быть: в группе С — не более 71 кг; в группе D — не менее 69 кг, но не более 81 кг; в группе Е — не менее 79 кг.
13.4. Гонщик обязан поддерживать свой вес в пределах той весовой группы, на участие в которой он подал заявку. Вес гонщика может быть проверен в любое время. При взвешивании гонщик должен быть одет только в купальный костюм.
13.5. В течение серии гонок каждый гонщик должен использовать только один парус. Замена паруса может быть произведена лишь по письменному разрешению судейской коллегии. Гоночная инструкция может разрешать применение большего количества парусов.
13.6. К участию в соревнованиях могут быть допущены лишь спортсмены, имеющие удостоверение на право управления яхтой или парусной доской.
13.7. С момента выхода на воду и до возвращения на берег на спортсмене должен быть надет исправный спасательный жилет промышленного производства в таком состоянии, которое необходимо для поддержания тела человека на плаву.
14. Экипаж
Во время гонки на борту должен находиться только один человек.