Ленинградский водно-моторный клуб «Нева» в этом году — юбиляр. 20 лет назад на голубых магистралях города впервые появились его суда. Нашему корреспонденту, приглашенному па торжество, удалось побеседовать со старейшими членами клуба, его руководителями.
А. Д. Лещенко, юрист, председатель правления клуба: «В настоящее время наш клуб является одним из самых больших на территории РСФСР. Он насчитывает около 900 вымпелов. Желающих стать членами клуба очень много, гораздо больше, чем можно принять на наших территории и акватории».
A. А. Гальнбек, преподаватель: «Мне хорошо видно, какой огромный путь проделала наша «Нева» за эти годы. Помню, в конце пятидесятых годов мы ходили на Ладогу, так в Подпорожье смотрели на нас, как на диво. А сейчас, где только ни встретишь своих одноклубников, и никого это уже не удивляет».
B. И. Агафонов, преподаватель: «А начиналось все это так.
В 1961 г. 34 экипажа катеров и моторных лодок, ранее базировавшихся в яхт-клубе «Водник», решили объединиться. Возглавил коллектив 10. М. Стадницкий — инженер, талантливый организатор.
Поначалу мы оформились в «Секцию водно-моторных туристов при Областном Совете по туризму и экскурсиям Ленинграда (ЛОСТ)».
Временно обосновались на Средней Невке. Место было незавидное, что-то вроде свалки. Пришлось много сил и времени потратить на приведение в порядок территории. Корчевали кустарники, строили боны.
Летом 1963 г. секция пополнилась большой группой водномоторников из Центрального яхт-клуба во главе с ее руководителем преподавателем ЛПИ им. Герцена Д. П. Королевым. В старой гавани стало тесно, мы перебрались в Безымянную бухту Гребного канала. Опыт устройства гавани уже был, работа пошла быстро. Электрофицировали стоянку, закупили металлические гаражи для судового имущества, построили служебные помещения.
Время шло, работы по благоустройству продолжались, и к 1971 г. на территории был наведен порядок; секция к этому времени объединяла более 500 судов. Пришла пора реорганизовать секцию в клуб. В марте 1971 г. на заседании Президиума ЛОСТ был утвержден устав и флаг ЛКВМТ (Ленинградский клуб водномоторных туристов).
Накоплен немалый опыт в подготовке судоводителей-любителей. Учебную часть возглавляет один из старейших членов правления инженер К. Н. Колоколов».
A. Д. Лещенко: «Большинство членов клуба — это рабочие ленинградских заводов. Есть среди нас и врачи, педагоги, ученые, артисты, художники, военные, студенты, пенсионеры. Можно сказать, что всех нас объединяет большое желание быть поближе к родной природе, помочь в ее охране. Водный туризм, мне кажется, одно из наиболее романтических средств общения с природой.
Многие из нас, приобщившись к водному туризму, освоили целый ряд незнакомых для себя специальностей, стали мастерами на все руки: конструкторами, плотниками, слесарями, механиками.
С наступлением теплых дней наш клуб становится похож на большой муравейник. Мы начинаем приводить свои суда в порядок, занимаясь различными поделками, переделками, реализуя накопившиеся за зиму планы. Каждый старается сделать свое суденышко лучшим, чем оно есть.
В клубе мы не только трудимся и отдыхаем, он сплачивает нас, развивает добрые товарищеские взаимоотношения, учит бескорыстно помогать товарищам».
B. И. Гребенюк, профессор-нейрохирург: «По мнению некоторых специалистов, активный отдых повышает производительность труда на 18%. Отдых на воде полностью снимает утомление и перенапряжение нервной системы, От которых страдают жители крупных городов».
Ю. Д. Марко в, старший архитектор: «Юбилей собрал всех капитанов. И мне подумалось: если сложить водоизмещение всех судов нашего клуба, то получится целый морской лайнер — флагман ленинградского туризма любителей отдыха на воде. Его команда — люди, объединенные мечтой о море и любовью к нему. Готовы разделить с нами все заботы и трудности наши пассажиры — родственники, друзья-единомышленники».
В. И. Яркин, художник: «Мне хотелось бы сказать о парусной секции. Основной задачей ее является пропаганда парусного вида спортивного туристского плавания. Всего в нашей секции около 100 человек. Мы проводим консультации, обмениваемся опытом по морской практике, такелажному делу. Ходим в коллективные однодневные походы в Финский залив и организуем многодневные путешествия».
А. М. Полонский, ст. научн. сотрудник: «Я состою в секции глиссирующих судов и мне хотелось бы рассказать о ней. Глиссирующие суда — скорость, стремительность, возможность «долететь» до наших излюбленных мест — фортов Кронштадта, Кировска на Неве, Приладожских каналов! Правда, теоретики пишут, что в дальних походах, с затратами времени на устройство ночлега, на заправку и прочее средняя скорость все равно снижается до скорости водоизмещающего баркаса, но мы предпочитаем стремительное, как бы крылатое судно с ревущими за спиной моторами.
В навигацию 1981 г. наши суда побывали на Онежском и Ладожском озерах, на Свири, Волхове.
В этом году наша секция должна решить чрезвычайно важные для всех нас вопросы. Среди них: организация стояночных мест для глиссирующих судов, выработка рекомендаций по экономии бензина в дальних походах.
Кроме того, мы проводим анкетирование владельцев подвесных моторов с последующим представлением обобщенных рекомендаций заводам — изготовителям нашей техники».
Члены клуба «Нева» не только пользуются дарами природы, но регулярно проводят чистку берегов, сажают деревья, охраняют водоплавающих птиц.
Борьба с нарушениями на воде — сложная, но и почетная задач членов клуба. Они участвуют в патрулировании водоемов города и области по заданию ОСВОДа (в навигацию 1981 г. было проведено около 300 рейдов и задержано около 20 нарушителей), принимают участие в водных спортивных праздниках.