На вопросы нашего корреспондента С. В. Бухарина отвечает ведущий инженер Министерства авиационной промышленности Александр Сергеевич Шеламов.
Вопрос: Среди многих других товаров народного потребления ваша отрасль выпускает прогулочно-туристские суда, а также подвесные моторы к ним. Расскажите, пожалуйста, какие модели сохранятся в производстве в нынешней пятилетке и что нового смогут предложить заводы торговой сети, покупателям?
— Действительно, по количеству и номенклатуре выпускаемых в стране мотолодок, катеров и подвесных моторов Минавиапром является их основным поставщиком. Наша продукция хорошо известна всюду, где есть реки, моря и озера. Широкую популярность у потребителей завоевали разборные охотничьи лодки и байдарки «Таймень», гребные лодки «Романтика», мотолодки типа «Казанка», «Обь» и «Воронеж», катера «Амур» с поворотно-откидной колонкой, подвесные моторы «Салют», «Вихрь» и «Нептун». Часть этих моделей сохраняется в планах наших предприятий на годы нынешней пятилетки.
Это вовсе не означает, что производство «застыло» на одних и тех же образцах продукции. Напротив, конструкторы заводов постоянно работают над совершенствованием и модернизацией серийных моделей и созданием новых. Взять хотя бы мотолодку «Обь-3» (см. сборник №93), выпуск которой планируется начать со следующего года. От старой, хорошо известной «Оби» практически останутся лишь название да главные размерения. Во всем остальном это будет совершенно иная мотолодка с тримаранными обводами, которые придадут ей большую остойчивость, более мягкий ход на волне и, конечно, большую комфортабельность.
Другие наши новинки — катер «Восток» с водометным движителем и гребно-парусно-моторная лодка «Миус» (их краткое описание было приведено в сборнике №93). Напомним, что «Восток» по размерениям и обводам близок к серийному «Амуру», но отличается большей проходимостью, возможностью подхода к любому необорудованному берегу, а также комфортабельностью, удобством обслуживания двигателя. «Миус» создавался как универсальная во всех отношениях модель. С использованием весел, паруса и мотора эта лодка пригодна как для охоты и рыбалки, так и для отдыха и туризма. Масса около 50 кг позволяет перевозить «Миус» на верхнем багажнике любого автомобиля. Добавлю, что обе новинки успешно прошли испытания, получили одобрение специалистов, а также хорошо зарекомендовали себя во время проведения всесоюзных гонок в Пярну на приз «КиЯ».
Вопрос: В некоторых районах страны наложены известные ограничения на эксплуатацию мотолодок и катеров на реках и озерах. В связи с этим можно предположить, что рынок сбыта претерпит изменения. В какой мере это учитывается предприятиями-изготовителями?
— Министерством разработан комплексный план производства товаров народного потребления, включающий производство мотолодок и лодочных моторов. Однако и общий пятилетний, и годовые планы изменяются в зависимости от спроса, заявок торгующих организаций. Например, каши предприятия могут увеличить производство и тех же катеров «Восток», и подвесных моторов, но сделать это без соответствующих заявок-заказов торговли нельзя — не будет обеспечен сбыт. Иными словами, в вопросах освоения и серийного выпуска старых и новых моделей того или иного вида продукции существует полная зависимость от торгующих организаций. Поэтому очень важно, как они определяют спрос покупателей и обосновывают свои заявки.
Тем не менее, мы знаем, что конструкции подвесных моторов еще далеки от совершенства. Нередко они вызывали нарекания из-за своей шумности, не была исключена и вероятность попадания топлива в воду. Этим и мотивировались в основном ограничения на эксплуатацию лодок и катеров, особенно в центральных районах страны. Именно здесь и упал спрос на нашу продукцию. Даже по сравнению с прошлым годом, заводы министерства вынуждены сократить поставку мотолодок и подвесных лодочных моторов.
Вопрос: Раз мы коснулись вопроса охраны природы, то расскажите, пожалуйста, какие меры принимаются конструкторами и изготовителями двигателей для уменьшения их шумности, предотвращения выбросов в воду топлива, масел, выхлопных газов?
— Над совершенствованием конструкций наших двигателей, над тем, чтобы они соответствовали всем современным требованиям, в отрасли работают давно. У нас создано отраслевое базовое СКВ, которое для всех заводов разрабатывает обязательные к внедрению технические мероприятия.
В настоящее время завершены работы по внедрению на двигателях системы электронного зажигания. Теперь моторы «Вихрь-25» и «-30» оснащены такими системами. С 1983 г. с электронным зажиганием будут выпускаться модернизированные подвесные моторы типа «Салют» и «Нептун». Это значительно улучшает синхронизацию рабочих процессов, обеспечивает наиболее полное сгорание топлива. Кроме того, электронное зажигание, стабилизируя режим сгорания, уменьшает расход топлива. После проведения обширных экспериментов, стендовых и ходовых натурных испытаний удалось добиться, чтобы уровень шума всех выпускаемых моторов снизился на 2 дБ, что отвечает новым повышенным требованиям ГОСТа.
Полностью исключается и другой недостаток наших моторов — вытекание топлива из карбюратора при запуске, откидывании моторов во время стоянки мотолодок. Для этого конструкторами разработана и в обязательном порядке внедряется в производство на всех заводах герметизированная система «бак—карбюратор». Три названных усовершенствования намного повышают качество подвесных моторов, делают их экологически более «чистыми».
Вопрос: Экономия топлива — важнейшая народнохозяйственная проблема. Что делается конструкторами и предприятиями для повышения экономичности моторов! Разрабатываются ли их новые, например, четырехтактные модели!
— Да, мы постоянно работаем над вопросами экономичности подвесных моторов. К этому нас побуждают необходимость всемерной экономии топливно-энергетических ресурсов и запросы потребителей. Ведь владельцам мотолодок и катеров при возросших розничных ценах на бензин и смазочные масла далеко не безразлично, сколько горючего потребляет тот или иной мотор. От этого зависит и выбор покупателем двигателя, и наш сбыт.
Упомянутое выше отраслевое СКВ совместно с научно-исследовательским институтом Министерства нефтеперерабатывающей промышленности много потрудились над созданием новых сортов смазочного масла и рекомендовали использовать в подвесных моторах две его марки — М-12Т и М-12ТБЗ. Теперь при использовании этих сортов масел горючую смесь для двигателей надо будет составлять в пропорции не 1:20, а 1:50. Такая смесь полнее сгорает, резко уменьшает дымность выхлопа и выброс в воду вредных фракций, в 2,5 раза уменьшает расход масла. Мне могут возразить, что при эксплуатации подвесных моторов главные затраты приходятся не на масло, а на бензин. Мы учитываем в техническом совершенствовании моторов и эту сторону.
Конструкторы отраслевого СКВ сейчас заняты разработкой принципиально новой агрегатно-топливной системы для подвесных моторов. Она отличается некоторыми преимуществами по сравнению с нынешней топливной системой, а самое главное — позволит сократить расход бензина на единицу мощности примерно на 6—8%. Это большой выигрыш.
В текущей пятилетке основным направлением в области разработки и выпуска подвесных лодочных моторов будет всемерное совершенствование зарекомендовавших себя моделей. Выше я говорил, какие усовершенствования уже внедрены и будут внедряться при их производстве. Электронное зажигание, герметизированная система «бак — карбюратор», новые сорта масел и агрегатно-топливная система обеспечат потребителям качественно обновленный подвесной мотор, отвечающий последним требованиям.
В этой пятилетке будет создан подвесной лодочный мотор мощностью 30 л. с. с уменьшенной массой и сокращенным на 10—15% расходом бензина. Переход же на выпуск четырехтактного двигателя не планируется.
Вопрос: Из многочисленных писем читателей, их реакции на опубликованные в «Катерах и яхтах» материалы ясно: у любителей водного спорта, туризма и отдыха растет интерес к использованию на малых судах паруса. Его устанавливают не только на специально построенных корпусах, но и на байдарках, гребных и моторных лодках, на катерах. В какой-то мере в этом нашло отражение и увеличение цен на бензин, и ужесточение требований по охране природы. Интересует ли ваши предприятия производство небольших туристско-прогулочных судов, пригодных для использования на них паруса, весел и подвесного мотора малой мощности?
— Интерес к парусу как средству занятия спортом, отдыха и туризма, действительно, проявляется все шире и настойчивее. Это побуждает нас разрабатывать и предлагать потребителям новые образцы малых судов. Хотя виндсерфер и нельзя назвать судном, но «парусные доски» мы относим к наиболее массовым, доступным и дешевым спортивным снарядам. На одном из заводов отрасли освоили производство виндсерферов, но выпускается их пока явно недостаточно. Производство виндсерферов мы могли бы увеличить вдвое и даже втрое, если бы получали достаточное количество парусной ткани.
Я уже говорил о подготовке выпуска универсальной лодки «Миус». Эта модель явилась, безусловно, ответом промышленности на запросы покупателей. Лодка получила хорошую оценку во время соревнований на приз журнала в Пярну, надеемся, что она понравится любителям-водномоторникам и найдет сбыт. Кстати, на наш взгляд, проведение «Катерами и яхтами» таких ежегодных смотров промышленных новинок очень полезно: специалисты разных отраслей и предприятий, выпускающих малые суда и моторы, могут на деле оценить их конструктивные и ходовые, эксплуатационные качества, многое почерпнуть для будущих разработок. Да и потребители получают объективную, своевременную информацию о перспективах производства нашей продукции.
Спрос, говорят, рождает предложение. Но и предложение, в свою очередь, порождает спрос. Не будь разработана специалистами нашей отрасли конструкция и построены опытные образцы парусных надувных катамаранов, покупатели не могли бы проявить к ним интерес, думать об их приобретении. Возможно, «Альбатрос» (подробное описание было приведено в сборнике №94) со временем станет популярным прогулочно-туристским судном. Этот «чистый» парусник, кстати, позволяет использовать на нем подвесной мотор мощностью до 5 л. с.
Конечно, во многом определяющими положениями при новых разработках стали для нас постановления партии и правительства о развитии и совершенствовании туризма, о дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорте. Поэтому конструкторы стремятся создавать суде наиболее универсальные, отвечающие нескольким цепям. Примером может служить опытный образец швертбота класса «320», уже прошедший первые испытания.
Его корпус из легкого сплава имеет длину 3,2 м и ширину 1,5 м, довольно острые носовые обводы, запалубленную носовую часть (напоминающую сверху, как говорят конструкторы, «мини-авианосец»). В просторном кокпите имеются две банки по бортам; если пространство между ними заложить спанью, получатся три спальных места. Для хранения припасов, снаряжения и подвесного мотора «Спутник» есть место в носовой части. Швертбот оснащен парусом типа «кэт» площадью 5 м2, на нем можно использовать весла и подвесной мотор мощностью 2 л. с. По замыслу конструкторов, «320» должен быть достаточно безопасным в эксплуатации, легко управляться и 10-12-летним ребенком, и взрослым человеком без длительной специальной подготовки. Именно поэтому яхта выполнена широкой, с хорошей остойчивостью и блоками непотопляемости по бортам. Швертбот «320» можно перевозить на крыше любого легкового автомобиля, для его хранения не требуется много места.
На «320» экипаж из двух-трех человек может совершать туристские плавания по рекам, водохранилищам, прибрежным зонам озер и морей. Во время непогоды кокпит закрывается съемным тентом, им же можно воспользоваться при устройстве на ночлег. Опытный образец швертбота испытывался в олимпийском парусном центре в Таллине. Яхтсмены, сделавшие на нем пробные выходы в залив, высоко оценили удобство управления и комфортность.
Новый швертбот получил название «Солярис».
Итак, в скором будущем мы сможем предложить любителям туризма и отдыха под парусами три упомянутые выше модели — «Миус», «Альбатрос» и «Солярис». Они «перекрывают» требования самого широкого круга потребителей, отвечают разнообразным вкусам и стремлениям.
Вопрос: Как влияют на планы ваших предприятий, их загрузку, разработку перспективных моделей продукции торгующие организации! Существует ли обратная связь «магазин — завод» и как она осуществляется на практике?
— Выявление истинного спроса на наши моторы, мотолодки и катера, равно как и на новые виды этих товаров, отношения с торговыми организациями для нас самый больной и насущный вопрос. Ведь предприятия готовят мощности и объемы производства сообразно с заявками торговой сети, договорами, заключенными на то или иное изделие на оптово-промышленной ярмарке. И тут не обходится без недоразумений. Вспомним хотя бы судьбу 5-сильного моторе «Прибой». Завод вынужден был свернуть его производство, демонтировать поточные линии, потому что ярмарки не подтверждали спроса на него. А между тем мы до сих пор получаем письма, авторы которых интересуются, где можно приобрести такой мотор и почему прекращен его выпуск! Запросы идут из центральных областей России, Украины, Прибалтики, Приморья. Нет сомнений в том, что моторы типа «Прибой» нужны людям для установки на рыбацких, охотничьих, хозяйственных лодках, на яхтах.
Особый раздел потребления составляют надувные лодки, для которых «Прибой» — идеальный вариант. По нашим сведениям, некоторые модели надувных лодок снимают с производства только потому, что для них нет подходящего мотора. О чем это говорит! Не о том пи, что торгующие организации не сумели определить истинную потребность в двигателе!
Далее. Мотолодка «Воронеж» пришла на смену первой модели известных «Казанок». Это хорошая хозяйственная лодка, которую (судя опять же по письмам) хотели бы приобрести многие жители Сибири, южных и центральных районов страны. Но в магазинах лодки «Воронеж» нет, хотя мы могли бы полностью обеспечить спрос на нее. Трудно предположить, что подвесной парус, пригодный для установки на гребных и моторных лодках многих типов, вовсе не находит сбыта. Однако заявками торгующих организаций производство не подтверждено. В чем тут депо!
На наш взгляд, любая техническая новинка должна прежде всего хорошо рекламироваться, доводиться до потребителя. Покупатель может видеть лодки и катера, так сказать, в полном наборе лишь на выставках и ярмарках в крупных городах и промышленных центрах. А вот специализированных магазинов, павильонов, не говоря уж о передвижных выставках, либо вовсе нет, либо очень мало. В результате потребитель слабо знает нашу продукцию, а потому и спрос на нее ограничивается. Да и каким образом он определяется! Ведь устные обращения за тем или иным товаром в спортивных магазинах не фиксируются, системы почтовых заказов либо какой-то другой формы предварительных заказов покупателями тоже, за малым исключением, нет.
Вот и получается, что сведения о потребности в товарах доходят до нас искаженными и всегда в сторону уменьшения. И мы вынуждены корректировать планы производства именно по таким сведениям. Надеемся, что торгующие организации все-таки сумеют лучше, полнее определять спрос и на старые, известные многим образцы ледок, катеров и моторов, и на новые, предлагаемые нами модели парусников.