Парусным спортом в Днепропетровске занимаются давно. Более того, в предвоенные годы этот город был центром парусного спорта на Украине. Этому способствовало искусственное море, появившееся, когда плотина Днепрогэса перекрыла русло Днепра. Тогда же в Днепропетровске была проведена первая на Украине спартакиада по водным видам спорта, в программу которой была включена и парусная регата на судах классов «Р», «М-20» и швертботах самостоятельной постройки.
В 1973 г. инициативная группа яхтсменов — любителей дальних плаваний объединилась в добровольную общественную организацию — Днепропетровский крейсерский яхт-клуб. Решением исполкома городского Совета народных депутатов от 14 ноября 1974 г. за № 773 новый яхт-клуб получил путевку в жизнь. Был утвержден Устав, выбран первый состав Совета клуба, деятельностью которого отныне стал руководить Комитет по физической культуре и спорту при Горисполкоме.
Яхт-клуб не имеет ни одной оплачиваемой штатной должности — все делается на общественных началах. Даже дежурство по клубу, контроль за выходом судов в плавание осуществляются капитанами и экипажами яхт по очереди. Бюджет яхт-клуба образуют поступления от членских и целевых взносов. Суммы их невелики. Например, вступительный взнос для владельца яхты установлен в размере 15 руб.
В члены клуба принимаются яхтсмены, достигшие 16-летнего возраста, проживающие в г. Днепропетровске и имеющие рекомендации двух членов со ста>кем не менее двух лет. В настоящее время в яхт-клубе насчитывается около сотни человек и более тридцати яхт. Дальнейшее расширение уже связано с проблемой размещения яхт как на воде, так и на зимней стоянке.
Членами самодеятельного яхт-клуба являются энтузиасты парусного спорта, построившие яхты своими руками и посвящающие парусам почти все свое свободное время. Среди них рабочие, доктора наук, инженеры — всех их объединяет любовь к парусу и морю, большинство имеют яхтенную квалификацию. Здесь 13 яхтенных капитанов, 16 рулевых I класса и 25 рулевых II класса. Семь капитанов выполнили нормативы мастера спорта СССР, девять — кандидаты в мастера.
Суда в клубе — самые различные как по материалу, так и по конструкции, В основном это переделанные вельботы, спасательные шлюпки, яхты класса «Р5,5», но немало и построенных по проектам самостоятельной разработки или взятых из «КиЯ». Материал: дерево, сталь, стеклопластик, армоцемент.
Каждый спортивный сезон начинается крейсерской гонкой на «Приз открытия», которая по традиции проводится 15—20 мая. В этой гонке участвуют яхты всех водных станций Днепропетровска. Ее маршрут Днепропетровск — Запорожье — Днепропетровск, дистанция — 100 миль. Традиционной стала и гонка на приз газеты «Днепр Вечерний». Кроме того, яхтсмены крейсерского клуба участвуют в 300-мильной областной гонке по маршруту Днепропетровск — Запорожье — Каховка — Никополь — Запорожье — Днепропетровск, в соревнованиях на Кубок Большого Днепра (в 1981 г. этот кубок завоевал экипаж днепропетровской яхты «Горизонт») и на Малый Кубок Черного моря (в 1981 г. в гонке на этот Кубок член клуба яхтенный капитан Ю. Д. Шептун на яхте «Юность» занял второе место).
Особым интересом среди яхтсменов города пользуется гонка капитанов-одиночек. Ее дистанция невелика — всего 25 миль, но гонка, проводимая, как правило, в конце сентября, привлекает много участников. Организатором ее является Днепропетровский крейсерский яхт-клуб. Соревнования отличает острая и упорная борьба с первых метров дистанции до самого финиша. В прошлом году после семи часов напряженной гонки первым в классе вельботов финишировал «Скиф» (капитан И. Токарев), а в классе самых больших яхт отличную скорость показала «Журавушка» (капитан мастер спорта А. Чайка).
Но не только гонками увлекаются члены крейсерского клуба. Ежегодно несколько яхт отправляются в дальние спортивные плавания по Днепру и водохранилищам, выходят в Азовское и Черное моря. Запомнились походы яхты «Журавушка» с комсомольским экипажем по местам боевой славы в Новороссийск, Севастополь и Одессу. Капитан — бывший партизан — Н. 3. Тымко, провел свой экипаж по местам, памятным ему по годам войны. В Черкассах и Каневе произошли незабываемые встречи с бывшими боевыми товарищами капитана, которые посетили яхту и многое рассказали молодежи.
Члены клуба активно участвуют в общественной жизни города. Они являются неизменными участниками праздников «Алые паруса», который проводится в день выпуска десятиклассников, и Дня металлурга.
Жизнь в яхт-клубе не прекращается и с наступлением зимы. Совет клуба проводит собрания, вечера капитанов, где подводятся итоги спортивной работы за сезон, экипажи обмениваются опытом плавания, демонстрируют сделанные ими кинофильмы, фотоальбомы. На вечера приглашаются гости — спортивная общественность города, представители спорткомитета, ветераны парусного спорта. Сюда приходят с семьями. Живут здесь дружно.
Есть у днепропетровских яхтсменов и свои нерешенные проблемы. До сих пор клуб не имеет собственного помещения. В районе парка имени Т. Г. Шевченко под клуб отведена 130-метровая полоса набережной, но отведена она без права застройки. Негде приобрести материал для постройки и ремонта яхт, паруса, такелаж, дельные вещи. Плохо обстоит дело с приобретением компасов, карт и других навигационных пособий.
Днепропетровский самодеятельный яхт-клуб — один из немногих, где создана школа яхтенных рулевых и капитанов. Занятия в школе проводятся опытными яхтсменами и тренерами Днепропетровска, а экзамены принимает комиссия, созданная городской Федерацией парусного спорта. Любой житель города, приобретя, например, яхту «Ассоль» в магазине «Нептун», может пройти обучение в школе и через год получить удостоверение рулевого II класса.