В прошлом году молодой австрийский яхтсмен Йозеф Брозович сконструировал по идее Антона Флеттнера оригинальный роторный движитель для яхты. Напомним, что еще в 20-е годы в Германии проводились довольно успешные эксперименты по замене громоздкого и требующего большого экипажа парусного вооружения транспортных судов на роторный движитель.
На судне «Барбара» — втором из построенных судов с роторами А. Флеттнера — были установлены три вертикальных барабань высотой 17 м при диаметре 4 м, приводимых во вращение небольшим дизельным двигателем. При обтекании ротора потоком воздуха образуется разность давлений на двух противоположных сторонах вращающегося цилиндра. Эта разность давлений и составляет подъемную силу.
В подписи к фотографии, воспроизводимой нами из журнала «Boote» (ФРГ), не содержится сведений о мощности приводного двигателя на яхте Й. Брозовича, однако известно, что эффективность ротора эквивалентна площади паруса 15 м2. Диаметр ротора, изготовленного из тонколистового дюралюминия и пластика, 1,2 м.
С некоторых пор внимание жителей Марселя привлекает открытый гоночный катамаран «Хобби-кэт 16» (длиной 5,11 ми шириной 2,41 м), имеющий на борту название «Эолиен». Вместо парусов он имеет ветродвигатель, закрепленный на мачте высотой 4,25 м, который через систему валиков и конических шестерен приводит во вращение гребной винт.
По данным Анри Альбы — создателя этого необычного судна, при силе ветра 10 м/с скорость хода на курсе прямо против ветра составляет 5 уз. С попутным ветром той же силы катамаран развивает скорость 13 уз. Курс лодки может быть выбран любым — независимо от направления ветра.
Двухлопастной воздушный винт, изготовленный из пластика, имеет массу 3 кг и диаметр 5 м. Он всегда вращается в плоскости перпендикулярной направлению ветра.
Ветровой движитель на яхте — не открытие. Еще в начале века проводились эксперименты с подобными системами. В 1934 г. полковником британской авиации Муром Брабазоном был сконструирован ветродвигатель (сборник №21).
Анри Альба и его помощники разработали несколько вариантов модели и испытывали их в течение четырех лет. Однако до сих пор их работы не привлекали особого внимания; лишь после демонстрации «Хобби-кэт 16» с приводом от воздушного винта ситуация несколько изменилась. Хотя катамаран, оборудованный ветродвигателем, не достиг скорости «Хобби», оснащенного стандартным парусом, изобретатель получил запросы промышленности, владельцев яхт и изготовителей игрушек.
Расчеты показали, что при 10-узловой скорости ветра, воздушный винт развивает мощность 4 л. с. Максимальная частота его вращения 5 об/сек. Передаточное число трансмиссии от воздушного винта к водяному гребному винту — 1:4. Применен ВРШ с устройством для переключения на задний ход.
В Англии в прошлогодних заездах на побитие рекордов скорости участвовало два катамарана, оснащенных вместо парусов воздушными змеями. На одном из них — «Джекоб Лэддере» (корпуса «Торнадо») змей выглядел в виде этажерки, которая в зависимости от силы ветра набиралась из 5—15 полотнищ. При помощи пары длинных тросов экипаж мог регулировать угол атаки полотнищ в зависимости от курса относительно ветра. Катамаран показал довольно приличную скорость — 35 км/ч.
На втором судне применили нечто среднее между надувным шаром и воздушным змеем, однако даже при силе ветра до 40 м/с эта лодка не шла быстрее 18 км/ч.
Словом, желающим провести новые эксперименты по использованию энергии ветра есть над чем поработать!