Впервые подобный метод старта был использован в Англии на соревнованиях швертботов класса «Лазер». На этих гонках из-за большого количества участников постоянно происходили фальстарты, навалы друг на друга и на судейское судно, в течение целого дня лодки не могли пересечь стартовую линию в соответствии с правилами.
В настоящее время старт «Открытые ворота» нашел место в ФРГ при организации соревнований швертботов, где судов одного типа насчитывается по нескольку сотен в каждом классе. Как показала практика, наибольший эффект достигается при числе стартующих, превышающем 40 судов, когда полностью исключается массовый фальстарт и столкновения стартующих по причине отсутствия преимущества стартующего у наветренного знака.
Инструкция по проведению старта
1. Основные термины:
1.1. «Главное судно» («ГС») — главное судейское судно, стоящее на якоре в зоне старта (на рис. позиция «1»).
1.2. «Выбирающая курс» («ВК») — соревнующаяся яхта, которая следуя курсом гоночный бейдевинд, до старта определяет направление стартовой линии, а после старта включается в гонку (на рис. «3»).
1.3. «Стартовое судно» («СС») — судейское судно, которое, следуя за «ВК» яхтой, «открывает ворота» стартовой линии (на рис. «2»).
1.4. «Ограждающее судно» («ОС») — судейское судно, предназначенное для предотвращения столкновений стартующих яхт с «ВК» и «СС» (на рис. «4»).
«ГС», «СС» и «ОС» несут желтый флаг.
На пробную гонку яхта «ВК» назначается судейской коллегией. В зачетных гонках «ВК» назначается яхта, занявшая 9-е место в предыдущей гонке. Яхта, занявшая 10-е место, назначается резервной «ВК» и при первой необходимости по требованию судейской коллегии обязана выполнять функции «ВК».
Номера яхт «ВК» и резервной «ВК» должны быть доведены до сведения всех стартующих яхт заблаговременно вывешиванием на доске или объявлением через мегафон с судейского судна.
Если по каким-либо причинам яхты «ВК» и резервная не определились в процессе гонки, то за судейской коллегией остается право назначить их по собственному усмотрению.
2. Стартовая процедура:
2.1. К моменту подъема флага «Подготовительный» «СС» располагается справа от «ГС» приблизительно в 25 м от него под углом примерно 45° к направлению ветра (ориентировочное направление стартовой линии). Яхта «ВК» располагается по носу «СС» в непосредственной близости.
2.2. За 20 сек до сигнала «Старт открыт» «СС» дает продолжительный звуковой сигнал (свисток), по которому «ВК» яхта начинает движение курсом гоночный бейдевинд левого галса. «СС» движется за ней на расстоянии 3—4 корпуса.
2.3. Одновременно начинает движение в том же направлении «ОС», располагаясь по правому борту от «ВК» яхты и несколько впереди ее.
2.4. За 3 сек до сигнала «Старт открыт» с кормы «СС» опускается свободно дрейфующий красный буй — стартовый знак (на рис. «6»).
2.5. Стартовой линией является условная линия между буем — стартовым знаком и кормой «СС».
2.6. С момента подачи сигнала «Старт открыт» яхты, участвующие в гонке (на рис, — «5»), могут пересекать стартовую линию правым галсом в направлении знака № 1 гоночной дистанции. Яхты «ВК» и «СС» продолжают движение, как и до сигнала открытия стартовой линии.
2.7. Примерно через 2 мин 30 сек после сигнала «Старт открыт» яхта «ВК» включается в гонку правым галсом, совершив поворот фордевинд. В момент начала поворота «ВК» яхтой «СС» включает двигатель и, пройдя за яхту «ВК», ложится в дрейф, замыкая стартовую линию. Яхта «ВК» должна стартовать за кормой «СС».
2.8. «СС» находится в дрейфе около 1 мин, в течение которой старт считается открытым. По истечении этого срока на «ГС» опускается флаг стартующего класса, что сопровождается продолжительным сигналом; это означает закрытие старта для данного класса.
3. Требования к стартовой процедуре:
3.1. Стартовавшей считается яхта, пересекшая стартовую линию правым галсом в промежутке между сигналами, оговоренными в п. 2.6 и 2.8.
3.2. С момента сигнала «Подготовительный» ни одна яхта не имеет права:
- мешать продвижению «СС», яхте «ВК» и «ОС» при выполнении ими стартового задания;
- пересекать условные линии между мачтой «ГС» и кормой «СС», а также между форштевнями «СС» и «ОС»;
- находиться левее «СС» в момент открытия ворот.
Яхты, нарушившие данные пункты, дисквалифицируются.
Старт, как и вся гонка, должен проводиться в полном соответствии с правилами парусных соревнований.
Из опыта, полученного на V регате «Спинакер», следует отметить:
- перед стартом яхты должны пройти слева мимо «ГС» для записи номеров участников;
- время 2 мин 30 сек, указанное в п. 2.7, является весьма приблизительным и зависит от силы ветра. На регате это время составило 1 мин 50 сек при трех- и 1 мин при пятибалльном ветрах;
- то же самое касается и времени, в течение которого «ворота открыты» — иногда оно составляло 30 сек;
- дисквалификация — слишком строгое наказание, его можно заменить более «мягким», например, оборотом на 360° или 720° после подачи сигнала «Старт открыт».
В заключение остается добавить, что, как и любое начинание, старт по системе «Открытые ворота» не получится без неоднократной проверки на практике — тренировки.