Сложившаяся ситуация, когда моторы выпускаются одним министерством, а дистанционные управления — другим, не может способствовать производству высококачественной связи «мотор — дистанция». В итоге многотысячной армии любителей-водномоторников, эксплуатирующих подвесные моторы, приходится управлять ими буквально при помощи «палочки и веревочки», поскольку ДУ быстро выходят из строя.
В нашей практике существует несколько систем ДУ, выпускаемых промышленностью. Наиболее распространенными из них являются: ДУ (ДУЛМ), выпускавшееся Калужским турбинным заводом (КТЗ) для мотора «Вихрь» (аналогичное ДУ выпускалось с мотолодкой «Прогресс»); ДУ «Крым» также для «Вихря»; ДУ «Москва» для одноименного мотора Ржевского з-да АТЭ-3, которое достаточно легко можно приспособить и к «Нептуну».
Все они имеют недостатки. Например, ДУЛМ крайне несовершенно по конструкции, ненадежно в работе, а также имеет непривлекательный внешний вид. Имеются и другие существенные недостатки; отсутствуют гибкие приводы от механизма ДУЛМа до мотора, такое ДУ не является универсальным (подходит лишь к мотору «Вихрь»), устанавливается только на левый борт и т. д.
Что же касается ДУ «Крым» и «Москва», то хотя они и имеют гибкие приводы, но последние как правило оказываются низкого качества, так как в них силовой элемент движется в стальной оболочке; это увеличивает трение и со временем приводит к заклиниванию из-за коррозии внутри оболочки гибкого привода. К тому же ДУ «Крым» довольно сложно подсоединять к мотору и, соответственно, отсоединять.
У всех перечисленных ДУ имеются две рукоятки управления, в отличие от большинства зарубежных образцов, где управление газом и реверсом осуществляется при помощи одной рукоятки.
В настоящее время КТЗ освоил выпуск ДУ «газом» и «реверсом» с одной рукояткой управления по типу зарубежных образцов. Новое ДУ получило индекс МДУ и выпускается по ТУ5.16-381—76.
Каковы требования, которые предъявляются к современному ДУ?
Дистанционное управление должно:
- быть надежным и безотказным в работе;
- быть универсальным, т. е. подходить ко всем выпускаемым в стране моторам или хотя бы к большинству из них, без доработки или с минимальной доработкой последних;
- иметь блокировку, т. е. возможность включать реверс только при малой частоте вращения мотора; при этом должно быть устройство, отключающее реверс для возможности прогрева или заводки двигателя;
- достаточно просто устанавливаться на мотолодке, а главное — легко и быстро подсоединяться и отсоединяться от мотора (из отечественных образцов этому требованию отвечает лишь ДУ «Москва»);
- иметь одну рукоятку управления (это в большой степени упрощает управление, одновременно осуществляется необходимая синхронизация);
- иметь простои и надежный привод от места водителя до мотора;
- быть технологичным в изготовлении;
- отвечать современным требованиям технической эстетики;
- обладать простотой обслуживания;
- иметь малый вес и габариты.
Всем этим требованиям по уровню разработки в той или иной степени отвечает дистанционное управление типа МДУ производства КТЗ.
Хотелось бы коротко сказать о проблемах, возникших перед конструкторами и производственниками в момент разработки и освоения производства МДУ.
В настоящее время, когда известен целый ряд конструкций, разработать однорукояточное ДУ не представляло особого труда. Поэтому при выборе конструкции механизма пришлось главным образом исходить из технологических возможностей предполагаемого завода-изготовителя, не забывая о техническом совершенстве выбранной конструкции.
Наиболее сложным оказалась проблема создания силового гибкого привода для передачи усилий от механизма управления с места водителя к органам управления мотором.
В нашей стране единственным изготовителем оболочки гибкого привода является Автоагрегатный заводим. 50-тилетия СССР в г. Димитровграде, который изготовляет эту оболочку для привода ручного тормоза автомашины «Жигули». Производимая оболочка имеет большие размеры. Например, для МДУ внутренний диаметр оболочки должен быть порядка 2,2 мм, а производимой — 5 мм. Соответственно завышенным оказывается и наружный диаметр. В результате для использования в системе ДУ такая оболочка жестковата. К тому же не удалось добиться ее поставки предприятиям-изготовителям ДУ.
Чем же комплектуется МДУ в настоящее время? Когда разрабатывалось оборудование для гибких приводов, КТЗ предложил изготовлять гибкую оболочку целиком из полиамида, т. е. оболочка представала собой трубку из полиамида с внутренним диаметром 2,2 мм и наружным — 8 мм. Испытания показали пригодность таких приводов, правда, их эксплуатационные качества оказались невысокими. Например, жесткость приводов из полиамида меняется от температуры окружающей среды, к тому же под воздействием солнечных лучей происходит старение материала оболочки. Таким образом, срок службы механизма управления и гибких приводов далеко не равный, да и материал, из которого изготовляют трубку, дефицитный.
Осталось рассмотреть последнее, не менее важное звено, — узлы подсоединения к моторам. Эта проблема существует вне зависимости от выбора конструкции дистанционного привода.
Например, МДУ может подсоединяться только к моторам «Вихрь» или «Нептун». На концах оболочки гибкого привода имеются металлические наконечники, при помощи которых оболочка крепится одним концом к пульту управления, а другим — к присоединительным деталям на моторе.
Отечественные подвесные моторы не имеют унификации узлов управления, хотя три основных мотора — «Вихрь», «Нептун» и «Привет-22» — выпускаются предприятиями одного министерства. Подсоединить ДУ качественно без какой-либо переделки моторов практически невозможно. Предложить же доработку мотора любмтелю-водномоторнику нельзя, так как не каждый любитель в состоянии качественно доработать мотор, а, главное, теряется право на гарантийный ремонт мотора.
В настоящее время КТЗ разработал и выпускает узлы подсоединения ДУ к различным моторам, но они требуют еще доводки. Со временем любители-водномоторники, видимо, предложат свои варианты подсоединения. С их конструкциями мы сможем познакомиться на страницах сборника.
Следует учесть, что проще найти оптимальное, решение для одного мотора или хотя бы для одного типа моторов и гораздо труднее разработать максимально унифицированные узлы для того и другого типа моторов (имеются в виду «Вихри» и «Нептуны»), Поэтому, если кто-либо из любителей водномоторников захочет предложить для промышленного освоения свой вариант более качественного подключения МДУ к моторам, он должен учесть и возможно большую унификацию деталей, и технологичность их изготовления.
Так или иначе, но сегодня КТЗ освоил и выпускает механизмы ДУ газом и реверсом подвесных лодочных моторов с гибкими приводами из полиамида.
Кажется, проблема решена, но дело обстоит далеко не так. Эксплуатация серийных МДУ выявила низкое качество изготовления дистанционных управлений. Вызывает большое удивление тот факт, что наиболее сложные детали выполнены на достаточно высоком техническом и технологическом уровне, а простые вопросы решаются подчас медленно, несмотря на неоднократные проверки, наличие различных протоколов и актов. Видимо, КТЗ во избежание существенной потери спроса и появления рекламаций следует резко повысить технологический контроль выпускаемых МДУ.
И последнее. Как уже отмечалось выше, из-за отсутствия оборудования для производства гибких приводов необходимой конструкции и качества пришлось пойти на использование гибких оболочек из полиамида, заведомо зная о их несовершенстве. В настоящее время оборудование разработано и ждет своего изготовления.
Хотелось бы надеяться, что КТЗ как можно скорее изготовит указанное оборудование и наладит производство необходимых гибких приводов с тем, чтобы выпускаемое ДУ могло соответствовать всем предъявляемым требованиям.
Крайне неудачна и комплектация поставляемых в магазин ДУ. Несмотря на наличие раздельных технических условий на МДУ и РДУ (рулевое дистанционное управление), завод в основном поставляет обе дистанции вместе в одной коробке, при этом стоимость, естественно, суммируется. Поскольку в последние годы доля самостоятельно построенных мотолодок и катеров резко упала, а все выпускаемые промышленностью мотолодки комплектуются рулевым управлением, владельцу последней необходимо приобретать только МДУ стоимостью 30 руб, он же вынужден брать ДУ с ненужным ему рулевым управлением стоимостью 60 руб. Поэтому поставку и продажу МДУ и РДУ следует осуществлять отдельно.