Экипаж яхты начал подготовку к новым гонкам.
Напомним (см. сборник №77), что «Рица» — деревянная (с обшивкой из кедра) серийная яхта с деревянной мачтой и лавсановыми парусами была построена в 1976 г. на Ленинградской экспериментальной верфи ВЦСПС по проекту В. В. Чайкина. Ее данные по проекту: длина наибольшая — 12,2 м, ширина наибольшая — 3 м; водоизмещение — 6,9 т; вес чугунного фальшкиля — 3,2 т; обмерная площадь парусности — 63 м2; двигатель— «СМ-557Л» 13,5 л. с. Яхта имеет гоночный балл II стартовой группы IOR.
Информация об изображении
«Рица» в яхт-клубе Балтийского морского пароходства по возвращении с Операции Парус-80
Если перед выходом на XIII Операцию Парус все было неизвестно, то теперь, имея богатый опыт 4000-мильного похода и гонок, экипаж хорошо знал, что делать, готовясь к новым стартам. Следовало прежде всего укрепить корпус, сделать более надежным плавник руля и заменить такелаж.
«Рица» в яхт-клубе Балтийского морского пароходства по возвращении с Операции Парус-80
Верфь не смогла взять яхту на ремонт из-за отсутствия ремонтной базы, поэтому все пришлось делать силами экипажа.
Водотечность в районе киля устранили усилением корпуса семью стальными флорами с вварными кницами из 8-миллиметровой стали.
Сделали и надежно закрепили новый прочный скег, вместо поврежденного ударом волны в Северном море в 1978 г. Устранили течь по комингсу рубки, комингсам люков и ватервейсу, заклеив широкие (местами — в палец) щели стеклотканью. Укрепили релинг, обварив стаканы.
По требованию СТА вместо обычного закладного щита (брандерщита), который при переворачивании яхты может выпасть, открыв доступ воде, сделали двустворчатую дверь на петлях, открывающуюся наружу. (Кстати сказать, на всех яхтах, участвовавших в Операции Парус-80, были такие же двустворчатые щиты, удерживаемые в закрытом положении пружинами или резиновыми стропками.)
Кокпит удлинили и сделали несколько уже; поставили дополнительный усиленный бимс для крепления гика-шкота. Чтобы облегчить носовую часть и улучшить всхожесть на волну, в носу убрали койки (спать здесь можно прямо на парусах).
Новую металлическую мачту для «Рицы» изготовили слишком поздно, поэтому пришлось укреплять старую деревянную. На лобовую часть мачты наклеили слой дерева толщиной 25 мм; сечение ее стало эллипсовидным. Мачту плотно расклинили в пяртнерсе. Как показывает опыт, удары корпусом на высокой и короткой волне делают жесткое крепление мачты в пяртнерсе совершенно необходимым.
Гик и два спинакер-гика сделали металлическими.
Заменили весь стоячий такелаж, вырубив его из более толстого троса, и весь бегучий такелаж. Изготовили и установили целый ряд различных приспособлений как для регулировки парусов и рангоута и повышения удобства работы с ними, так и для безопасности плавания. Например, поставили четвертый вант-путенс для рационального крепления вант, чтобы разгрузить мачту. Увеличили длину рельсов на фальшбортах. Ходовые огни с рубки перенесли на носовой релинг; согласно требованиям СТА, на топе мачты поставили трехцветный запасной огонь.
Тем временем судоверфь выделила необходимое количество дакрона, а парусный мастер Центрального яхт-клуба ЛОСПС В. Прохоров (известный гонщик в классе яхт типа Л6) пошил прекрасные новые паруса.
Работы было столько, что пробного выхода сделать не удалось, яхта пошла прямо в море. Остается добавить, что все переделки и усовершенствования на яхте осуществлялись по чертежам Бориса Васильевича Богомолова. И что подготовка яхты была выполнена столь тщательно, что за все время длительного и сложного многомильного плавания и при форсировании парусами в штормовой гонке на «Рице» не было ни одной даже самой незначительной поломки или повреждения такелажа.
Подготовка яхты к плаванию — это еще и подбор команды. И здесь тренер экипажа старший преподаватель училища Б. В. Богомолов не ошибся: на яхте было три практически равноценных по своей спортивной подготовке рулевых, что давало возможность все время вести яхту с максимальной скоростью. Смена вахт не отражалась на скорости «Рицы». В то же время, по наблюдениям наших яхтсменов, по ходу некоторых яхт можно было безошибочно определить время заступления на вахту нового рулевого.
Высокий результат, показанный в регате, говорит о высоких достоинствах всего экипажа «Рицы».
Обязательным условием участия в соревнованиях была длина яхт по ватерлинии не менее 9,14 м. Яхта «Рица» в обмерном состоянии имеет длину по ватерлинии — 9,22 м. Таким образом, «Рица» была самой маленькой яхтой из всех участников. Каждая яхта до гонок представляет в СТА анкету, мерительное свидетельство, теоретические чертежи корпуса и схему парусности. По 'данным этих документов яхте и назначается гоночный балл, который выводится по формуле, которую знают лишь сами организаторы гонок. Контрольного обмера до начала соревнования и проверок в период между гонками и после них нет. Все построено на полном доверии.