В соответствии с этими правилами любое одиночное моторное судно длиной свыше 7 м (а при плавании по внутренним путям — с двигателем мощностью свыше 25 л. с.) должно нести на ходу:
- правый отличительный бортовой огонь — зеленого цвета с сектором освещения по правому борту 112,5° (от ДП судна по носу и заходя на 22,5° за траверз);
- левый отличительный бортовой огонь — красного цвета с теми же показателями, что и правый, но с сектором освещения по левому борту. (Отличительные огни должны устанавливаться на уровне мостика или планширя с таким расчетом, чтобы свет огня не был виден с противоположного борта, т. е. огонь не пересекал линию ДП по носу судна.);
- топовый огонь — белый с сектором освещения 225° (по 112,5° на каждый борт) с носовой части судна. (Суда длиной менее 20 м топовый огонь несут на высоте 2,74 м над планширем, но не менее чем на 1,0 м выше отличительных бортовых огней; для судов длиной менее 12 м должно сохраняться второе из этих требований);
- гаковый огонь — белый с сектором освещения 135° в корму (по 67,5° на каждый борт).
В морских условиях эти же огни должны нести на ходу и все малые — имеющие длину до 7 м — суда с механическим двигателем, скорость которых более 7 уз (13 км/ч); см. рис. 4. Отметим, что согласно правилам судно считается на ходу, если оно не стоит на якоре или на мели и не ошвартовано у берега.
На стоянке судно должно нести клотиковый (стояночный) огонь — белый с круговым сектором освещения.
Для судов длиной менее 12 м видимость вышеперечисленных огней установлена: топового, кормового и клотикового — 2 мили, бортовых отличительных — 1 миля.
На вкладке изображены некоторые типы судов с установленными для них ходовыми и отличительными огнями.
Парусное судно должно нести на ходу бортовые отличительные и гаковый огни. Размещение огней на парусных яхтах представляет известные трудности. Высота рубок на них невелика, и огни временами закрываются волной. При размещении на вантах огни закрываются парусами. Лучшим местом для отличительных бортовых огней оказывается носовой релинг. Здесь может быть установлен совмещенный красно-зеленый огонь в ДП. Такое расположение огней и показано на рис. 1.
Для парусников, имеющих выход в открытое море, кроме бортовых отличительных и гакового огней, МППСС-72 рекомендует на топе мачты устанавливать два имеющих круговое освещение огня: красный, а под ним зеленый (рис. 1, а). Благодаря этому парусник легче обнаружить, так как расположенные у самой воды бортовые огни становятся видны только в непосредственной близости.
На рис. 2 показан разрешенный вариант установки огней для парусных яхт длиной от 7 до 12 м, при котором отличительные и гаковый огни совмещены и установлены на топе мачты.
Парусные яхты длиной до 7 м и все гребные суда независимо от их размера имеют право обходиться одним белым огнем кругового освещения, который светит по всему горизонту. Этот постоянный круговой огонь может быть заменен переносным фонарем, который должен быть всегда наготове и заблаговременно выставляться со стороны опасности.
На малых судах с механическим двигателем, так же как и на яхтах, отличительные бортовые огни могут располагаться в ДП на носу судна (рис. 3, буксирующее судно). Гаковый огонь может быть расположен не на транце, а на кормовой стенке рубки.
В морских условиях для катеров и мотолодок длиной до 7 м, имеющих скорость менее 7 уз (13 км/ч), при отсутствии возможности несения отличительных огней допускается несение одного белого кругового огня (рис. 5). Для плавания по внутренним водным путям несение одного белого кругового огня допускается для судов с мощностью двигателя до 25 л. с.
При буксировке одного судна другим, как показано на рис. 3, буксировщик кроме топового огня должен нести еще один огонь — ниже первого на 1,0 м с теми же характеристиками. Для судов длиной менее 12 м это расстояние может быть 0,5 м. Гаковый огонь может быть перенесен на кормовую стенку рубки для облегчения управления буксируемым судном. Буксируемое судно должно нести только отличительные бортовые и гаковый огни.
Суда, лишенные возможности управляться, должны выставлять два красных круговых огня, расположенных по вертикали (один под другим) на наиболее видном месте. При этом, если судно имеет ход относительно воды, то дополнительно оно должно нести и все ходовые огни.