Наглядный урок
В мельбурнском порту опытный таможенный инспектор проводил занятия с группой молодых сотрудников. Для наглядности урок закончили экскурсией на американский теплоход, накануне уже прошедший все таможенные формальности. Показывая места, где особенно часто прячут контрабанду, инспектор предложил новичкам осмотреть рефрижераторный отсек и... тут же наткнулся на тайник, в который были аккуратно уложены 400 портативных цветных телевизоров.
Капитан выразил по этому поводу протест, мотивируя его имеющимся у него на руках заключением того же инспектора о том, что «на борту судна предметов, подлежащих налоговому обложению, нет».
Снотворное для ... рыбы
Известно немало рецептов сохранения свежей рыбы. Но, пожалуй, самый оригинальный способ только что применили англичане. Пойманную гигантскую камбалу весом около 100 кг в течение нескольких часов без всякой воды везли в кузове грузовика, однако она не только не испортилась, но и осталась... живой! Оказывается, перед транспортировкой ее на четверть часа поместили в ванну с раствором снотворного, и рыба «спала всю дорогу». Есть проснувшуюся после такой перевозки рыбу можно без опаски: ученые утверждают, что снотворное полностью разлагается за десять часов нахождения в рыбьем желудке.
Старик и орден
Николаю 1 подсказали, что давно пора отметить заслуги командующего эскадрой старого адмирала Р. В. Кроуна. Царь пожаловал ему Звезду Александра Невского.
Как правило, столь высокие награды вручались во дворце и лично государем, однако в данном случае царь послал орден в Кронштадт. Дежурному флигель-адъютанту было велено сообщить награжденному, что, поскольку адмирал стар и ему, очевидно, было бы очень трудно приехать в Петербург, то «высочайший знак» посылается ему прямо на борт флагманского корабля...
Позеленевший от обиды старый моряк «возложил на себя орденскую ленту и знак, потом, при всеобщем молчании выстроенной во фронт команды быстро взошел на шканцы и так же быстро и легко полез по вантам вверх, а когда достиг грот-бом-салинга, снял шляпу и бодро закричал «Ура1», — подавая этим сигнал к началу салютования в честь ордена в 32 орудийных залпа, на которые сразу же ответили все корабли подчиненной ему эскадры».
Спустившись затем так же ловко и быстро вниз, адмирал отнюдь не выглядел очень усталым. Он поблагодарил флигель-адъютанта за доставленную награду и попросил передать государю, что «славный орден ни разу еще не был вознесен так высоко, как на этот раз».
Мстительный Николай I оценил «представление» по существу: адмирал был тут же «по состоянию здоровья» уволен от командования эскадрой...
Кто изобрел гвоздь?
В начале XIX в. развитие британского флота в какой-то степени тормозилось дефицитом... гвоздей. Ведь каждый гвоздь ковали вручную! В 1804 г. инженер С. Гуппи построил первую установку для механизированного изготовления гвоздей из проволоки. Установка работала великолепно, гвозди получались лучше кованых, но... тогда не было машин для выпуска проволоки. Установка Гуппи пылилась на одном из лондонских складов несколько десятков лет, пока пришла пора пустить ее в дело!
Роттердамский сувенир
В самом крупном порту мира обитает огромное количество самых крупных в мире крыс. Сообщая об этом, местные газеты иронизируют: может быть, пора переименовать город из Роттердама в «Раттердам» — столицу крыс? По самым скромным подсчетам, на территории порта и соседних кварталов «проживает» не менее 600 тысяч грызунов.
Капитанам приходящих сюда судов предложено принимать дополнительные меры предосторожности, если они не хотят прихватить с собой «роттердамский сувенир».
Новости венецианской ГАИ
На каналах Венеции установлены знаки, которые ничем не отличаются от обычных дорожных: указывают одностороннее движение, запрещают поворот и остановку, ограничивают скорость. Цель введения этого мероприятия — упорядочить все увеличивающееся движение на водных артериях Венеции.
Как построить буер?
Журнал «Яхта» (№ 39 за 1907 г.) считал самым важным для этого следующее:
Для постройки буера домашним способом необходимо, во-первых, чтобы строящий буер имел достаточное понятие при выборе леса, а во-вторых, — мог руководить постройкой. Серьезным пунктом является подыскание хорошего плотника, так как далеко не каждый плотник сумеет удовлетворительно построить буер. Около нашего яхт-клуба околачиваются два очень хороших мастера-шлюпочника, их можно было бы подрядить за недорогую плату, но, к сожалению, это страшные алкоголики. Если им дать денег на харчи не в обрез, непременно напьются и на утро не будут работать. Были примеры, что деньги, доверенные на покупку материала, пропивались, а потом у вас же эти «мастера» просили на опохмелье!
Океан не шутит!
В парусном спорте прошедший год ознаменовался повышенным желанием яхтсменов участвовать в гонках всех рангов, многочисленными трансокеанскими переходами и рекордами, поставленными на трассах традиционных круизов парусных яхт. Естественно, что в потоке людей, устремившихся в океан, свободный от границ и условностей, присущих бренной земле, не обошлось без потерь. Кто-то не рассчитал свои силы, кто-то доверил жизнь неприспособленному для плавания в океане судну, а иным (иногда и самым искушенным яхтсменам) пришлось уступить в споре с неуемной стихией.
Несколько репортажей, подготовленных нашим британским корреспондентом Джонатаном Эстландом, еще раз подтверждают старую истину — с океаном шутить нельзя!
Водяной детектив
Так называется специальная паста ярко-зеленого цвета, при помощи которой определяется наличие и уровень воды в топливных цистернах. Паста наносится тонким слоем на мерный шток достаточной длины, чтобы достать им до днища цистерны или бочки. Чистый бензин или дизельное топливо не изменяют цвет пасты, но если шток коснется воды, она немедленно окрашивается в темнокрасный цвет. При этом четко видна граница между топливом и водой. Таким образом, прежде чем набирать топливо из бочки, можно определить, до какого уровня это можно делать.
«Водяной детектив» выпускается фирмой «Чеыикэл Уорлд» (США).
Гибель Ли Тейлора
При попытке побить абсолютный рекорд скорости на воде 14 ноября I9S0 г- на озере Тахо (штат Невада) погиб известный американский спортсмен Ли Тейлор. Ему принадлежал установленный 13 лет назад на турбореактивном глиссере «Хаслер» рекорд (458,97 км/ч), побитый позже — в 1977 г.— австралийцем Кеном Ворби.
Чтобы превысить существующий рекорд (511,3 км/ч; см. сборник №71), Тейлор построил новый глиссер «US Discoveгу-II», оснащенный реактивным движителем, развивающим тягу 3600 кгс (эквивалентен 16 000 л. с.). Длина глиссера, состоящего из основного корпуса, напоминающего ракету, н двух коротких поплавков, размещенных в корме, составляла 12,19 м, полная масса — 1,8 т. Конструкция выполнена из высокопрочных алюминиевых сплавов и титана.
Закончив первый зачетный пробег на мерной километровой дистанции, глиссер внезапно опрокинулся и разлетелся на части, похоронив 45-летнего спортсмена в водах озера. Зарегистрированная скорость в этом пробеге составила 416 км/ч.
Подробности о конструкции глиссера и попытке Тейлора побить рекорд будут опубликованы в одном из ближайших номеров сборника.
Подвесной парус
Простой по конструкции, не требующий каких-либо переделок при установке на любой лодке парус является хорошим помощником каждого рыбака или туриста, путешествующего на гребной лодке. В разобранном виде парус удобен для переноски — размещается в рюкзаке; его масса всего 12,5 кг.
Парус выпускается Тюменским моторным заводом имени 50-летия СССР и поступает в магазины спорттоваров. Розничная пена — 130 руб.