Все перечисленные плавания проходили на 8-метровой яхте «Пассат» и послужили толчком к постройке нового, более совершенного судна. В 1973 г. была заложена армоцементная шхуна «Голден Корн» («Золотой Рог») по проекту канадской фирмы «Самсон мэрии дизайн». Приятно отметить, что строительство яхты, продолжавшееся 6 лет, завершено.
Основные характеристики яхты
Длина наибольшая (без бушприта), м | 15,5 |
Длина по КВЛ, м | 13,7 |
Ширина наибольшая, м | 4,05 |
Осадка, м | 1,7 |
Водоизмещение, т | 20,0 |
Площадь парусности, м2 | 80,0 |
Обшивка корпуса шхуны состоит из восьми слоев стеклосетки с установкой в середине пакета стальных стержней диаметром 6 мм и пропиткой цементной массой, представляющей собой смесь цемента марки «600», мелкозернистого песка, вулканического пепла и асбестового порошка.
По данным строителей, такая обшивка имеет предел прочности на изгиб 750 кг/см2. Это позволяет выдержать весовые характеристики судна в пределах, характерных для деревянных судов тех же размерений.
Шхуна оборудована бушпритом, на котором основываются кливер и стаксель. Фок — гафельный, грот — бермудский. На топе фок-мачты имеются краспицы, лонгасалинги и эзельгофт — устройства, позволяющие установить стеньгу, которая несет топсель.
«Золотой Рог» рассчитан на экипаж из восьми человек.
Весной 1980 г. яхта была подготовлена к испытательному рейсу и к отправке в первую экспедицию. Цель этой экспедиции была не совсем обычной: ЦК Добровольного общества содействия армии поручил экипажу «Золотого Рога» доставить в олимпийский Таллин монументальную скульптуру «Дерево олимпийской дружбы»— дар скульптора из Праги Зденека Немечека. Из-за травмы, полученной одним из братьев — Петером, от доставки скульптуры яхтой пришлось отказаться, тем не менее, в сопровождении Яна Паты «Дерево олимпийской дружбы» отправилось в путь в автофургоне. Таким образом, задание было выполнено — монументальная скульптура, собранная из старинных якорей речных судов, украсила олимпийский порт.
«Крещение» «Золотого Рога» задержалось до 9 августа 1980 г. При этом торжественном обряде, состоявшемся на Врановском водохранилище близ Зноймо, присутствовали тысячи людей — отдыхающих и почетных гостей. Те, кто не знал, из чего построено судно, не верили, что оно армоцементное. Даже самые упорные противники нового материала пришли к выводу, что судно удалось и что оно очень красиво. После полугодовой эксплуатации (правда, еще не в море) можно сказать, что благодаря классическому корпусу большого водоизмещения «Золотой Рог» имеет хорошие мореходные качества. Яхта очень остойчива (при ветре скоростью 20 м/с крен не превышает 15°). Судно устойчиво на курсе и имеет отличную маневренность. Двигатель «Зетор» мощностью 69 л. с. обеспечивает скорость 7 уз при расходе 6 л/ч дизельного топлива.
Экипаж проверил обитаемость на судне и зимой. Для этого было установлено воздушное отопление на дизельном топливе и печь, отапливаемая твердым топливом. Судно просторно, удобно, его внутреннее пространство разделено на 5 кают. На борту «Золотого Рога» имеется даже небольшая сауна.
Судно предназначено для дальнего плавания. В будущем братья Паты планируют проплыть из Черного моря Волго-Балтом в Москву, затем в Ленинград, а затем уже на Балтику и в Таллин. Переход намечается начать — как и при их плавании вокруг Западной Европы — в Братиславе, главном городе Словакии, а завершить его в Праге, столице ЧССР.
В последующие годы «в проекте» плавание на «Золотом Роге» через Суэцкий канал, Индийский и Тихий океаны до Находки и Владивостока. Ведь именно по названию бухты, на берегах которой раскинулся Владивосток, братья и окрестили свою яхту.
Это будет не только спортивное плавание. Так же, как и предыдущее, его назовут экспедицией «Дружба» и ее целью станет пропаганда дружбы между народами. Кроме того, экипаж будет иметь и научную программу. Научно-исследовательский институт минеральных ресурсов в Кутна-Горе рассчитывает проверить на палубе «Золотого Рога» аппараты для исследования морского дна в рамках программы СЭВ. Исследованием и развитием новых приборов будет заниматься и спортивная команда экспедиции.
Для нужд народного хозяйства коллектив под руководством братьев Паты построил железобетонный резервуар для хранения и смешивания жидких искусственных удобрений.