На бланке Таллинской эспериментальной верфи спортивного судостроения красным шрифтом набрано — «Официальный поставщик Олимпиады-80», а рядом с номерным обозначением телекса стоит термин «Финн». Да, именно корпуса швертботов-одиночек «Финн», построенные в Таллине, предстоит разыграть по жребию участникам Олимпийской регаты перед началом состязаний в этом классе.
Решение сделать страну — организатора Олимпиады-80 поставщиком судов этого класса было одобрено 79-й сессией МОК и встретило поддержку Международного парусного союза. Это решение — не только большая честь: оно возложило на наш национальный оргкомитет большую ответственность. Поэтому в программе подготовки Таллина к Олимпийской регате строительству новой экспериментальной спортсудоверфи и постройке на ней олимпийской партии «Финнов» сразу же отвели важное место.
В течение тридцати лет, а история ТЭВСС ведется от 1946 г. (см. сборник №31), эта верфь, ставшая крупнейшим в нашей стране центром «парусного» судостроения, находилась в Пирите — рядом с яхт-клубом ДСО «Калев». Подходящих условий для дальнейшего роста предприятия здесь не было. К тому же, планом сооружения Олимпийского парусного центра территорию верфи предусматривалось отвести под основную стройку. Поэтому было принято решение: старые здания в Пирите снести, а саму верфь перевести на полуостров Пальясааре (Пальяссар), расположенный на другом конце города — в западной части Таллина. Это означало не что иное, как строительство нового и далеко не простого объекта, имеющего прямое отношение к «Олимпиаде-80» и поэтому возводимого в те же довольно жесткие «олимпийские» сроки.
Работы на Пальясааре велись быстрыми темпами, но поэтапно, поскольку прерывать производство было нельзя. Новостройка осуществлялась по проекту ЦНИИ технологии судостроения. Уже в чертежах и макетах просматривалось мощное современное специализированное предприятие, рассчитанное на массовый поточно-позиционный метод выпуска малых парусных судов из стеклопластика. К концу 1979 г. строительные и монтажные работы фактически были завершены. Вступили в строй основные участки и цехи, действовали вспомогательные службы.
Зарубежные специалисты считают, что таллинская верфь оснащена па последнему слову техники и является одним из крупнейших предприятий спортсудостроения в мире и, во всяком случае, самым крупным в Европе. Ее новое оборудование {как отечественное, так и импортное! отвечает самым жестким требованиям охраны труда, что создает благоприятные условия для работы.
Проектная мощность верфи — 1500 швертботов и 150 килевых яхт в год. Это примерно втрое больше, чем мощность старой верфи на Пирите!
Программа выпуска включает швертботы и яхты всех олимпийских классов, а также и килевые крейсерско-гоночные яхты из стеклопластика (начиная с 1981—1982 гг.). Поначалу предполагается строить четвертьтонники и полутонники по. уже готовым отечественным проектам. В будущем ассортимент продукции несомненно станет регулярно обновляться — ведь верфь потому и называется экспериментальной!
Основное производство включает в себя две соответственно оборудованные поточные пинии: одна предназначена для изготовления швертботов, вторая — яхт. Производственный цикл предусматривает выполнение работ на следующих семи специализированных позициях:
- 1 — подготовка оснастки (матриц);
- 2 — нанесение декоративного слоя на поверхность матрицы;
- 3 — формование основных секций — корпусов и палуб;
- 4 — снятие секций с оснастки;
- 5 — отделка и оборудование секций;
- 6 — соединение секций (корпуса с палубой);
- 7 — достройка.
Завершается процесс выпуска судов на участках комплектации и упаковки.
В те дни, когда писались эти строки, главным делом коллектива верфи еще была олимпийская программа: 60 швертботов «Финн» и около 30 швертботов класса «470» (для тех участников Олимпийской регаты, которые захотят их приобрести на месте). Дельные вещи, паруса и рангоут для судов, сооружаемых на специальном участке ТЭВСС по этой олимпийской программе, поставляет американская фирма «Вэнгард».
Однако исходя из перспективных планов развития верфи таллинцы уже работали над проблемами завтрашнего дня, имея в виду решение главной задачи: полное удовлетворение растущих потребностей в парусных спортивных судах.
Суда, строившиеся в Таллине, всегда пользовались большим спросом в Советском Союзе, экспонировались на международных выставках, нередко поставлялись на экспорт. Только в 1976 г., например, скандинавские страны приобрели около 250 «Оптимистов»; после этого из тех же стран последовал заказ еще на 300 детских швертботов.
Нельзя не сказать и о еще не решенных вопросах.
Верфь еще до перевода на Пальясааре постоянно испытывала трудности из-за необходимости самостоятельно изготовлять дельные вещи, из-за не всегда своевременного обеспечения высококачественными материалами, тканью для парусов; верфи никак не удавалось наладить твердые связи с поставщиками. В ближайшем будущем положение должно измениться. В нашей стране достаточно предприятий, способных на уровне мировых стандартов выпускать любую оснастку, синтетические ткани, металлический рангоут для спортивных парусников. Слово теперь за «хозяином» верфи — «Главспортпромом», которому надлежит помочь растущему предприятию разместить заказы, что позволит уменьшить объем импортных закупок.
В Таллине всегда отлично шили паруса. Однако сегодня верфь еще не в состоянии уверенно конкурировать с зарубежными фирмами, поскольку ее парусный цех чаще всего имеет дело с тканями низкого качества (и лишь по специальным заказам шьет небольшие комплекты парусов из дакрона).
И еще одна очень важная проблема: чтобы идти в ногу с мировым спортивным судостроением, чтобы задавать тон в конструировании судов, парусов и оснастки, предприятию необходимо иметь мощное конструкторское бюро. В стране нет центрального конструкторского бюро яхтенного судостроения. Собственное КБ верфи, став хозрасчетным звеном, могло бы с успехом выполнять его функции.