Лето 1979 г. — третья навигация якутских яхтсменов — было очень насыщенным событиями.
Энтузиастами, уже прошедшими школу в парусном клубе «Лена» при Якутском речном училище, был создан ряд новых парусных секций. Одна из них организована при Якутском объединенном авиаотряде. Флот ее составили шесть «Финнов» и два «Летучих Голландца». В апреле и мае проводились теоретические занятия, а в первых числах июня начались тренировки на небольшом Белом озере, расположенном в городке авиаторов. На сегодня в этой секции уже более двадцати яхтсменов, которых можно считать хорошими соперниками в гонках. Руководят ее работой Владимир Шмагаровский и Григорий Цохолтуев.
Яхтсмены Якутского территориального геологоуправления в основном развивают крейсерские плавания. Летом в Якутск пришли швертбот класса Т2 и четвертьтонник таллинской постройки. Профсоюз выделил средства на строительство яхт-клуба на площади в 4 га. Руководителями этой секции являются пионеры полярных крейсерских плаваний Эгидийус Лозорайтис и Александр Петухов.
Один из организаторов клуба «Лена» Леонид Хальфин развернул работу по созданию парусной секции в институте «Якутгражданпроект». Эта секция располагает опытными парусниками, но в навигацию 1979 г. своих судов не имела, яхтсмены ходили на судах клуба «Лена». Сейчас профсоюз строительных рабочих выделил средства на приобретение как гоночных, так и крейсерских яхт. В этой секции предполагается специализация гонщиков в классах «Финн», «Летучий Голландец» и «470», а также развитие крейсерства на полярных речных и морских трассах.
Продолжает свою работу секция Ленского бассовета ДСО «Водник» на базе Якутского речного училища. Здесь подготовлено пять разрядников, 12 яхтсменам выданы удостоверения рулевых 1 и 2 классов. Являясь базовой, эта секция оказывает постоянную помощь в работе остальным объединениям яхтсменов.
Нашим гонщикам в минувшем году так и не удалось испытать свои силы на больших соревнованиях. Единственным исключением было выступление нашего представителя — В. Колодезникова —на первенстве ЦС ДСО «Водник» в г. Жданове по виндсерфингу. Выступая на чужом снаряде и на незнакомой акватории, он сумел занять 14-е место из 26. Летом в Якутске было всего три виндсерфера самостоятельной постройки, но в дальнейшем три наши секции из четырех планируют развитие этого вида парусного спорта.
Были проведены два интересных крейсерских плавания по трассам, большей частью пролегавшим за Полярным кругом.
Первое плавание проводилось под флагом ДСО «Водник» на самодельном судне. Яхта «Синильга» была построена в 1978 г. в мастерских Якутского речного училища по чертежам «Нерпы» (сборник №10, 1967 г.), но для повышения остойчивости вместо скуловых килей на ней установлен центральный киль, что увеличило осадку яхты до одного метра. Вместо рубки сделан бак — поднята палуба, благодаря чему увеличился объем каюты (опыт плавания в море Лаптевых показал, что необходима ее теплоизоляция). Использован комплект парусов от «Летучего Голландца»,
Яхту вывел на трассу экипаж из трех девушек во главе с капитаном Любовью Литвиновой.
Первые несколько дней судно преследовал штиль. Это совпало с прохождением довольно сложного 200-километрового отрезка Лены до устья Алдана; здесь множество островков, разделенных мелководными протоками, сильное течение не раз заносило «Синильгу» на пески. Ниже — ширина реки значительно возрастает, увеличиваются глубины. Основные ветры — северо-западные, так что лавировка практически не прекращалась до самого устья Лены. Приходилось по 12—16 часов работать с парусами и только с наступлением темноты становились на якорь. На пути от Алдана до Жиганска пришлось потерять более пяти суток из-за сильного шторма. После пересечения полярного круга уже не было возможности нести полную парусность, двигались под одним гротом: средняя сила ветра была 7—7,5 баллов, высота волны до 2 м. В Кюсюре пришлось вновь встать на штормовой отстой, потеряли еще пять суток. Это окончательно нарушило график движения.
За поселком Кюсюр начинается самый опасный участок — знаменитая Ленская труба. Почти 200 км река течет в коридоре 400-метровой глубины между кручами Чекановского кряжа слева и хребта Туора-Сис справа. В этой природной аэродинамической трубе ветер со скоростью 15—20 м/с — явление обычное, высота волны, идущей против течения, достигает 3—3,5 м при длине всего 12—15 м. В такой сумятице порой бывает нелегко и большим судам! Трудно пришлось девушкам на этом участке.
Через двое суток «Синильга» благополучно достигла острова Столб, от которого река разбегается многочисленными протоками. По восточной — Быковской протоке яхта подошла к поселку Быков Мыс, где в течение двух суток ожидала погоды перед выходом в последний, 120-километровый переход морем. Снежные заряды, порой сокращавшие видимость до 150—200 м, затрудняли продвижение вперед, но 26 августа, через 22 дня после старта в Якутске, «Синильга» финишировала в Тикси, оставив за кормой около 2200 км пути.
Продвижение яхты контролировалось судами пароходства. Метеорологическую информацию экипаж регулярно получал как с судов, так и на метеостанциях, которые довольно равномерно расположены по всей реке. Это плавание еще раз продемонстрировало возможность спортивных плаваний под парусами в низовья Лены.
Неделей позже «Синильги», 11 августа из Якутска вышел в крейсерское плавание четвертьтонник «Темп» Якутского геолого-управления с экипажем из четырех человек под командой Эгидийуса Лозорайтиса. В планы экипажа входил переход через восточный сектор Арктики к Берингову проливу для подготовки в будущем выхода на Камчатку и Владивосток.
Двигаясь круглые сутки, яхта на двенадцатый день прибыла в порт Тикси, обогнав по пути «Синильгу». Однако ледовая обстановка в Арктике оказалась крайне неблагоприятной, и пути на восток для яхты, разумеется, не было.
Подождав в Тикси десять суток, капитан «Темпа» принял решение выйти на запасной маршрут — вокруг дельты Лены на запад — к устью реки Анабара. Но и здесь, в районе островов Аэросъемки и архипелага Дунай начались льды, пришлось следовать вдоль самого берега, а Оленекский залив встретил штормом с веста с 4-метровой волной. «Темп» взял курс на юг в Оленекскую протоку. Поднявшись под парусами до Кюсюра, экипаж погрузил яхту на палубу попутного теплохода.
Опыт этих плаваний позволил нам провести хорошую подготовку к навигации 1980 г. Трасса Якутск — Тикси уже изучена достаточно. Будем готовить выход в восточный сектор. Более «легкие» плавания для приобретения опыта другими капитанами проведем по Лене и Алдану. Попробуем организовать крейсерскую четырехэтапную гонку на маршруте Якутск — Тикси. Параллельно с этим готовим команду для участия в Сибирской регате в Новосибирске.
Такова обстановка в мире паруса в Якутии на сегодняшний день. Парус в удивительно короткие сроки уже стал популярным в наших краях. Возможность освоения великой Лены под парусами стала реальностью.