Правила для капитанов
В Париже опубликованы новые правила судоходства в проливе Ла-Манш. Установлены две определенные трассы: курс на норд-ост — для судов, идущих «вверх» по проливу, и на зюйд-вест— для идущих с севера. Оговорено, что при встрече Малое судно уступает дорогу большому. За соблюдением постановления будут следить специальные катера, оборудованные радарными установками.
Ежедневно через Ла-Манш проходит около 400 судов. Не удивительно, что за год в этом районе происходит, по крайней мере, 14—15 серьезных столкновений.
Сгорела ... река
Не так давно в американском штате Огайо произошло невероятное событие: воспламенилась река Кайахога, в которую длительное время сбрасывались промышленные отходы.
Осторожно — пчелы!
Во время погрузки судна в одном из индонезийских портов (на о. Сулавеси) огромный рой пчел густо облепил стрелу судового крана. Пчелы нападали на каждого, кто появлялся на палубе, так что все работы пришлось прекратить — грузчики разбежались.
Тогда один из смельчаков-матросов струей воды из шланга согнал пчел с крана, но они перелетели на антенну локатора. Дальше уже было проще. Пришлось включить локатор.
Океанографы или пираты?
Американское океанографическое судно «Алисе Мару», как сообщает газета «Интернэшнл геральд трибюн», в начале 1979 г. зашло в порт одного из островов Мальдивского архипелага, хотя местные власти отказали в разрешении на заход. Непрошенные гости стали на якорь. Когда же на борт судна поднялись высшие чиновники острова и таможенники, чтобы согласно местным законам опечатать оружие и спиртное, а также проверить, нет ли на судне наркотиков, «океанографы» открыли стрельбу. Ранив главу администрации острова и захватив заложником его сына, «океанографы» продолжили свой путь, направляясь на американскую военную базу Диего-Гарсия.
Виноват стрелочник
Под рубрикой «морская смесь» уже сообщалось однажды о курьезном судебном деле по поводу столкновения автомобиля и моторной яхты. Оказывается, зарегистрирован и такой вариант; в Генуе в конце 30-х гг. паровоз разворотил корму пассажирского лайнера.
Произошло это так. Маневровый паровозик, растаскивая вагоны, несколько раз подряд прошел мимо кормы судна по пути, уложенному на самом краю низкого причала. Тем временем буксиры стали разворачивать стоящий в тесном углу лайнер и его корма нависла над причалом, а машинист не обратил на это внимания.
Кое-что о проливах
На картах мира так и остаются безымянными самые широкие проливы Мирового океана — между Африкой и Антарктидой и между о. Тасмания и Антарктидой. Не пора ли покончить с вопиющей несправедливостью?
Кстати сказать, самый широкий из проливов, имеющих название,— пролив Дрейка (наименьшая ширина 890 км), не намного уже! Самый узкий пролив — Босфор (ширина около 700 м), самый длинный — Мозамбикский (1670 км).
Коктейль из морской воды
Моряки знают, что пить морскую воду — значит обречь себя на мучительную смерть; поэтому-то потерпевшим бедствие рекомендуют добывать влагу из внутренностей рыбы.
Японец Macao Куга, прослуживший около 20 лет судовым врачом, заявил недавно, что многочисленные опыты привели его к такому заключению: ограниченное количество пресной воды принесет больше пользы, если к ней добавлять одну треть воды морской.
Найоми Джеймс против своего мужа...
Известная английская яхтсменка Найоми Джеймс, которой королева Елизавета II пожаловала звание «дама» (эквивалент звания «сэр» для мужчин) за ее одиночное плавание под парусами вокруг света, планирует выступить в гонках одиночек через Атлантику ОСТАР-80 на яхте, названной сейчас «Крите Леди». В этих же гонках на 11-метровом тримаране «Фёд Тартл» выступит и муж Найоми — Роберт Джеймс, также опытный яхтсмен, командовавший яхтой «Грэйт Бритн» во время ее недавнего кругосветного рейса и выступавший в 1978 г. вместе с Чэем Блитом в гонке вокруг Великобритании.
Если супругам повезет и они займут хорошие места, то смогут выступить вместе в планируемой в будущем английской трансатлантической гонке на яхтах с экипажем из двух человек.
Твердые убеждения
Когда Фультон устроил в 1803 г. публичную демонстрацию на Сене своего детища, в толпе зевак оказался ученый, который во всеуслышание уверенно заявил:
— Это судно не сдвинется с места! Оно никуда не пойдет! Разве могут такую махину двигать такие маленькие колеса?
Когда же из трубы повалил дым и пароход пошел, скептик некоторое время смотрел на него вытаращенными от удивления глазами, а затем не менее уверенно предсказал:
— А теперь оно не остановится! Нет, никогда не остановится! Его же ничем не остановить!
Кто всех сильнее на борту?
Необычный случай зафиксирован в судовом журнале парохода «Колумбией» в конце 80-х годов. С него обратили внимание на по-истине странные маневры американского парусника, шедшего параллельным курсом. На нем что-то происходило: судно начало рыскать, вело себя так, будто было внезапно покинуто командой и осталось неуправляемым.
Пароход подошел поближе. И тут все увидели, что у штурвала и на палубе никого нет, а команда парусника во главе с капитаном... висит на вантах. Оказывается, палубой завладел взбесившийся от жары судовой пес.
У
Лики налицо
21 марта 1959 г. греческое пассажирское судно «Санта Роса» прибыло в Нью-Йоркский порт с необычным украшением носовой части: дымовой трубой и двумя вентиляторами, принадлежащими танкеру «Вальхем». Эти трофеи судно «приобрело» во время столкновения, в результате которого было полностью разрушено находящееся в корме машинное отделение танкера, а 4 моряка с него погибли.
Когда дело разбиралось в американском морском суде, судья заявил, что еще никогда ему не было так «все ясно» с первого взгляда.
Еще один остров
Издавна считалось, что Ленинград «лежит» на 101 острове Невской дельты. Шло время, острова «сливались». Недавно после тщательного изучения вопроса было установлено, что осталось всего 43 острова!
В минувшем году к ним добавился 44-й. Юнтоловский дренажный канал в 2,5 км длиной, проложенный к Лахтинскому заливу и речке Каменке, образовал новый лесистый остров площадью в 150 га. Своим рождением остров обязан полуторалетнему труду экипажа земснаряда под руководством В. Рукина и Е. Обухова: ему пришлось переместить около 3 млн. м3 грунта!
Четкий ответ на четкий вопрос
Как рассказывает американский журнал «Ридерс дайджест», некто, оказавшись в Мозамбике, решил искупаться в устье реки Замбези. На берегу он увидел мальчика, удившего рыбу, и поинтересовался, нет ли здесь акул? Тот ответил: «Нет!».
Купальщик сбросил одежду и уже залез в воду, но прежде чем поплыть, решил для гарантии выяснить, а не заходят ли все-таки сюда изредка хотя бы случайные акулы? Мальчик снова решительно ответил: «Нет. Никогда. Они боятся крокодилов».
Почему Америка называется Америкой?
Про Колумба и Америго Вес-пуччи известно каждому, а вот английские исследователи предлагают новую гипотезу. Они считают, что не .только открыл Америку, но и назвал ее Америкой генуэзец на английской службе Джон Кабот — он же Джованни Кабото (1455—1499 гг.).
Джон Кабот майским утром 1497 г. вышел из Бристоля на 50-тонном судне «Мэтью», а пять недель спустя — 24 июля, в день Иоанна-Крестителя, высадился на берег, названный им Ньюфаундлендом (в переводе — «новая найденная земля»). На этой земле именем короля Генриха VII был водружен английский флаг.
Историками установлено, что путешествие Кабота финансировали бристольские купцы. В документах об одном из них, который по совместительству был еще и старшим таможенником, говорится, как «о крупнейшем вкладчике в это предприятие». Имя этого благодетеля — Ричард Америк (на печати его стоит — AMERIC). Быть может, желая отблагодарить Америка, Джон Кабот и назвал открытую землю его именем?
Перейти рубикон
Камчатские рыбаки при желании могут хоть по нескольку раз в день безнаказанно и ничем не рискуя «переходить Рубикон». Для этого им совсем не обязательно лететь в Италию. Дело в том, что в бухту Маллен Берингова моря впадает река... Рубикон. Протяженность ее чуть больше 20 километров.
Детские шалости
Патрульный катер «Кайде» пришвартовался у полицейского пирса Иокогамы. Экипаж спокойно отправился по домам.
На рассвете следующего дня катера на месте не оказалось. По тревоге в воздух поднялись вертолеты, вышли в море сторожевые корабли. Катер в конце концов обнаружили стоящим у острова Сарусима. 200 полицейских со всеми предосторожностями принялись прочесывать остров. В результате был схвачен 13-летний сын американского офицера с базы ВВС США. «Преступник» заявил, что он и трое его приятелей взяли катер покататься.
На страх контрабандистам
У итальянских таможенников терпение лопнуло: самые различные виды контрабанды принимают угрожающие размеры, а бороться с контрабандистами, располагающими быстроходными судами, очень трудно, так как устаревшие таможенные катера не могут их настигнуть. Теперь фирме «Италкрафт» заказана флотилия мореходных 13-метро-вых таможенных крейсеров с расчетной скоростью до 100 км/ч.
Судьба Робинзона Крузо
Давно уже всем известно, что герой романа Дефо имел реального прототипа — Александра Селькирка, шотландского моряка, штурмана корабля «Пять портов», который в 1705 г. был высажен на необитаемый остров в Тихом океане. Любопытно, что, повздорив с капитаном Дампьером, он сам решил сойти на берег островка Мас-Афуэра (ныне о. Александр-Селькирк, о-ва Хуан-Фернандес), на котором, как ему было известно, один англичанин, не поладивший с экипажем, уже прожил пять лет. «В последнюю же минуту Селькирк, не ожидавший, что дело зайдет так далеко, стал проситься назад, однако корабль поднял паруса». — Это записано со слов пострадавшего четыре года и пять месяцев спустя.
Селькирк выжил, но, в отличие от литературного героя, заплатил за это очень дорого. Когда его, наконец, 31 января 1709 г. сняли с острова моряки, отправившиеся за пресной водой, то спаситель, капитан английского корвета Вудс Роджерс, совершавший кругосветное плавание, отметил следующее. Он выглядел более диким, чем рогатые «первообладатели» его одеяния (одет он был в козьи шкуры). Он так сильно забыл родную речь, что его понимали с трудом: он проглатывал окончания почти всех слов. Находясь на корабле, он всех дичился, всегда старался забиться подальше в поисках уединения.
Когда в 1712 г. он вернулся домой — снова капитаном и обеспеченным человеком, то повел себя еще более странно. Хотя родители встретили его очень радушно, привычка к одиночеству, которая выработалась у него за время пребывания на необитаемом острове, вынуждала его и дома избегать общества людей. Он вырыл в глубине отцовского сада землянку и почти постоянно жил там затворником. Эти сведения взяты из книги Д. Р. Райта «Выживание» (Лондон, 1977 г.).
Как рассказывает Д. М. Урнов в очень интересней книжке «Робинзон и Гулливер», по возвращении в Англию некоторое время Селькирк просто бездельничал, но в конце концов снова ушел в море и умер в 1721 г. капитаном, видимо, на борту судна.
Некто Кук, бывший свидетелем появления Селькирка на корабле Вудса Роджерса, изложил его историю в тысячи раз короче, чем это сделал Даниель Дефо: «Моряк как моряк, прилагал все усилия, чтобы остаться в живых, и выжил».
Грузовой парусник наших дней
Первоначально конструктор Нед Акерман намеревался создать реконструкцию балтиморской шхуны XIX столетия, предназначая ее для океанских прогулок под парусами, но суровая действительность внесла в его планы коррективы. И вот 30-метровая двухмачтовая шхуна «Джон Левитт» вместимостью 150 per. т, построенная на верфи «Томас-тон» в штате Мэн (США), сделалась едва ли не первым специально построенным для перевозки грузов парусником «эпохи нефтяного кризиса». Действительно, в условиях, когда цены на топливо неуклонно растут и доля его стоимости в эксплуатационных расходах моторного грузового судна составляет уже не менее 40%, поневоле приходит в голову мысль об использовании транспортных средств, верой и правдой служивших предшествующим поколениям, когда нефтепродукты использовались только для освещения. Правда, без дизеля обойтись не удалось: «избалованному» шкиперу потребовался вспомогательный двигатель для маневрирования в порту, для привода электрогенератора и гидравлических лебедок.
Для «Джона Левитта» с его малой осадкой уже уготована участь перевозчика небольших партий дерева ценных пород, гранита, соли и различных строительных материалов между мелкими портами восточного побережья США.
Как знать, возможно предприятие скажется выгодным?
История с географией
Любопытно происхождение некоторых терминов.
Широта, долгота. В глубокой древности бытовало мнение, что земная поверхность сильнее вытянута в направлении восток-запад, чем в направлении север-юг. Вот почему основоположник античной астрономии и картографии Гиппарх ввел во II веке до н. э, термины «географическая широта» и «географическая долгота», которые точно отразили взгляды наших далеких предков.
Меридиан. Латинское слово «меридианус» в переводе на русский означает «полуденный». Действительно, точно в полдень тень от вертикального столба совпадает с пинией истинного меридиана в данной точке.
Экватор. В переводе с латинского означает «уравнитель». И это действительно так: дважды в году абсолютно точно, а в остальные — приблизительно — продолжительность дня на экваторе равна продолжительности ночи.
Часть света. Трудно установить, как возник такой термин. Известно, что в эпоху великих географических открытий называли новооткрытые земли за океаном «Новым Светом», в отличие от ранее известного «Старого Света». Видимо, отсюда и пошли «части света».
Тропик. Дословно в переводе с греческого означает «поворот». Уже в древности было замечено, что на широте 23,4° дважды в году — 22 июня в Северном и 22 декабря — в Южном полушарии Солнце находится точно в зените, после чего неизменно поворачивает к экватору.
Водный волчок
Как сообщает западногерманский журнал «Boote», английская фирма «Циркрафт», специализирующаяся на производстве прогулочных судов, выпустила на рынок необычную мотолодку. Она не имеет ни традиционной кормы, ни носа — она совершенно круглая. Диаметр ее — 2,10 м, вес — 68 кг. Однако на нее устанавливается подвесной мотор мощностью до 40 л. с. Благодаря своей необычной форме лодка допускает установку мотора такой мощности и сохраняет управляемость.
А управляется эта лодка-волчок тоже не совсем обычно — водителю в зависимости от желаемого маневра следует перемещать вес тела. Она может мчаться вперед или вертеться юлой на месте. Это требует сноровки и навыка, определенной тренировки. Никакого коммерческого применения это судно не имеет и целиком предназначено для приятного использования свободного времени.
Возрождение клипера
В свое время клипер «Си Уитч», построенный в 1846 г., совершил переход из Кантона в Нью-Йорк за рекордное время — 74 дня и 14 часов. Любопытно отметить, что до сего времени ни одним парусным судном рекорд этой трассы не побит.
В начале этого года известный американский художник-маринист и судостроитель Мельбурн Смит объявил о своем намерении построить копию знаменитого клипера, имеющего длину 86 м. Постройка обойдется недешево — около 5 миллионов долларов, но Смит рассчитывает, что судно окупит себя, совершая перевозки грузов вокруг света. Он даже наметил оптимальный «треугольник» наиболее выгодных рейсов будущего клипера; принимать в Калифорнии вино, заменять его китайским фарфором и чаем в Кантоне, которые затем продавать в Лондоне; загрузив здесь шотландское виски, доставлять его в Нью-Йорк.
Смит пытается получить финансовую поддержку у деловых людей Нью-Йорк Сити. «Сейчас или никогда», — говорит Смит. Почему? Потому что необходимые для постройки судна породы древесины, которые ранее экспортировали из Гондураса и Белиза, скоро исчезнут на лесных биржах мира — слишком много дерева режется здесь на железнодорожные шпалы!