Общее протяжение около 495 км. Верхнюю часть этого участка до города Балаково занимает Саратовское водохранилище, ниже Балаково располагается Волгоградское водохранилище.
Ниже Октябрьска и Сызрани начинается сравнительно широкий, так называемый озерный участок Саратовского водохранилища, где ширина плесов местами достигает 10 км. Коренные берега здесь отступают от уреза воды, а речная долина расширяется. В русле реки на этом участке водохранилища имеется много низких сильно изрезанных островов и мелких островков.
Волгоградское водохранилище образовалось в результате постройки гидроузла в районе города Волжский. Протяженность водохранилища 524 км, наибольшая ширина его около 12 км. Правый берег водохранилища преимущественно высокий, с крутыми, местами обрывистыми склонами; растительности здесь мало. Левый берег равнинный, на большем протяжении низкий и пологий; прибрежная полоса покрыта лугом, кустарником и кое-где лесом. Берега Волгоградского водохранилища, особенно правый, в отдельных местах под воздействием ветровых волн размываются и обрушиваются.
Наиболее крупными притоками Волги на данном участке являются реки Малый Иргиз, Большой Иргиз и Еруслан, впадающие с левого берега.
В навигационный период па Саратовском водохранилище господствуют западные, северо-западные и северные ветры силой до 3—4 баллов; штормовые ветры силой 7—8 баллов наблюдаются редко и, главным образом, осенью. Ниже Сызрани, где Саратовское водохранилище расширяется, при сильных продолжительных ветрах развивается значительное волнение, при котором высота волны достигает 2,3 м.
Средняя скорость течения на Саратовском водохранилище 0,7—0,9 км/ч; весной в период паводка в сравнительно узких частях водохранилища она может достигать 7 км/ч.
На Волгоградском водохранилище в период навигации господствуют и бывают наиболее сильными северо-западные и северо-восточные ветры. Однако наибольшую опасность представляют ветры, которые дуют вдоль водохранилища: северные, северо-восточные и южные, юго-западные. Сильные ветры этих направлений на широких плесах водохранилища могут разводить волнение, при котором высота волны достигает 3 м.
Следует заметить, что по ветроволновому режиму Волгоградское водохранилище наиболее неспокойное из всех волжских водохранилищ; волны высотой около 1 м наблюдаются здесь в среднем 15—18 дней за навигацию. Нужно иметь в виду, что когда дуют упомянутые выше «продольные» ветры, малые суда могут воспользоваться зоной затишья, которая имеется вблизи высокого правого берега водохранилища.
Скорость течения на Волгоградском водохранилище в значительной степени зависит от уровня воды и по мере продвижения от Балаково к Волгограду уменьшается. Во время весеннего паводка скорость течения в северной части водохранилища может колебаться от 5 до 9 км/ч; при средних гидрологических условиях в период межени она составляет 2—4 км/ч.
В районе от Октябрьска до селения Нижняя Добринка туманы летом — редкое явление; наиболее часты они в октябре — ноябре, когда в течение месяца бывает от 6 до 9 дней с туманом.
Оба водохранилища замерзают в начале декабря (вначале Саратовское); а очищаются ото льда в конце апреля (в обратной последовательности) .
На берегах участка Волги от Октябрьска до Нижнеи Добринки расположены речные порты Сызрань, Балаково, Саратов и пристани Хвалынск, Вольск и Маркс. Во всех указанных пунктах можно получить необходимую навигационную информацию о состоянии водного пути и навигационного ограждения. Судоводителям маломерного флота и туристских судов навигационная информация передается, как правило, устно. Гидрометеорологическую информацию в виде радиобюллетеней по Саратовскому водохранилищу передает радиостанция «Куйбышев», а по Волгоградскому — радиостанции «Саратов» и «Волжский».
Помещенная на вкладке туристская карта-схема может служить обзорно-справочным пособием для судоводителей-любителей. На ней крупным пунктиром показан основной судовой ход, а мелким — дополнительные. Как основной судовой ход, так и дополнительные предназначены для транспортного флота. Туристские суда идут, придерживаясь кромки судоходной полосы и ориентируясь по знакам навигационного ограждения; если позволяют глубины, то эти суда должны уходить за кромку судового хода, чтобы не препятствовать движению и маневрированию транспортных судов. Глубины на основном и дополнительных судовых ходах составляют 5—25 м.
Основной судовой ход огражден буями по латеральной системе и береговыми створными знаками; на левой стороне судового хода стоят черные буи, на правой — красные.
Наиболее сложными для судоходства участками являются районы портов Балаково и Саратов, где наблюдается интенсивное движение судов всех типов. На случай шторма и непогоды маломерные суда могут найти защиту от ветра и волнения в убежищах и укрытиях, показанных на карте-схеме; выбор того или иного убежища или укрытия зависит от направления ветра и волнения.
При плавании от Октябрьска до селения Нижняя Добринка необходимо руководствоваться «Местными правилами плавания судов и плотов в Волжском бассейне» последнего года издания.
В соответствии с этими правилами:
- на акватории рейдов, каналов, портов и пристаней скорость судов не должна превышать 12 км/ч;
- запрещается подходить к водосливным плотинам на расстояние ближе 500 м;
- пропуск туристских и маломерных судов через шлюзы производится при помощи буксировки; нахождение людей на этих судах во время шлюзования запрещается.