В июле этого года — во время парусной ретаты XXII Олимпийских игр, состоялся Первый Олимпийский конгресс IYRU. Повестка дня, представленная председателем рабочей группы по подготовке конгресса вице-президентом IYRU А. А. Кисловым, охватывала широкий круг важных вопросов, касающихся путей дальнейшего развития олимпийского парусного спорта.
В последующих номерах сборника редакция непременно познакомит читателей как с принятыми решениями, так и с продолжающими обсуждаться спорными вопросами. А пока, чтобы ввести читателя в курс дела, остановимся на некоторых проблемах, которые действительность поставила перед организаторами мирового парусного спорта.
Практически не прекращаются дебаты по вопросам отбора из сотен национальных классов гоночных судов наиболее перспективных для придания им статуса международных, а затем и введения в число олимпийских. Олимпийский Конгресс IYRU для того и собирается, чтобы обсудить состав олимпийских классов, в которых будут разыгрываться медали следующей Олимпиады.
В свое время в сборнике подробно рассказывалось о том, как и почему в состав олимпийских классов были введены «Темпест» (№7), «Солинг» (№16), «470» (№42), о том, как снова был восстановлен в числе олимпийских «Звездный» класс (№67). Рассказывалось и о тех ожесточенных битвах, в ходе которых отстаивали право оставаться в числе олимпийских «Финн» (№11, №14) и «Летучий Голландец» (№21). И каждый раз голосованию ответственных лиц предшествовала бурная деятельность не только членов Постоянного комитета и остальных комитетов IYRU, но и национальных парусных ассоциаций, международных ассоциаций классов, заинтересованных фирм-производителей, ведущих яхтсменов.
Для примера расскажем об очередном — ежегодном заседании IYRU, в повестке дня которого нашли отражение едва ли не все наиболее актуальные проблемы. 9 ноября 1979 г. почетные и действительные президенты и вице-президенты IYRU, члены Постоянного комитета и более двухсот «наблюдателей» заняли свои места в зале «Нэшрум» лондонского Института директоров. Началась неделя жарких споров, замаскированных дипломатических маневров и откровенных «драчек» по громадному количеству больших и малых вопросов современного парусного спорта. Итоги многочасовых баталий в сильно сокращенном и приглаженном виде вошли в объемистый ежегодник «IYRU-79» и теперь сами служат основой для продолжения споров на следующих заседаниях.
Далеко не все, что обсуждалось на ноябрьском заседании, имело прямое отношение к олимпиадам. Мне не раз приходилось слышать от отдельных членов IYRU, что незачем много заниматься олимпиадами, поскольку олимпийский парусный спорт — лишь ничтожная часть парусного спорта вообще. Называют даже цифру: на яхтах шести олимпийских классов в общей сложности гоняется всего 5% яхтсменов! Неудивительно, что раздавались, раздаются и, судя по всему, будут раздаваться голоса о том, что олимпийские парусные регаты себя изжили, не отражают реальных интересов массы яхтсменов, обречены на вымирание.
Парусный спорт наших дней — поистине «необъятная вселенная». Это регулярные гонки одиночек через Атлантику и вокруг света. Это дуэли двенадца-тиметровиков, над созданием которых напряженно трудятся лучшие конструкторы мира, и рекордные заезды диковинных парусников «во главе» с гигантским проа «Кроссбау», которое хотя и может двигаться только одним галсом, зато развивает скорость до 31,2 уз. Это гонки на элегантных каноэ, на взлетающих в воздух катамаранах «Хобби-кэт» и всевозможных малых и больших, детских и взрослых парусниках национальных и международных классов. Это все более и более популярные гонки крейсерских яхт и дальние спортивные плавания. Это колесные яхты и буера, байдарки под парусами и, наконец, новомодное увлечение — виндсерфинг.
Да, впечатляющее зрелище представляют, например, гонки на гафельных «барках» — яхтах конца прошлого века, восстановленных руками энтузиастов, пли старты трехсот с лишним больших, насыщенных самой современной электроникой крейсерско-гоночных яхт. Однако настоящую вершину парусного спорта составляют олимпийские регаты — всемирный форум лучших яхтсмепов-гонщиков, собираемый раз в четыре года. Разумеется, гонки на судах шести олимпийских классов — еще не весь парусный спорт. Но это — самая показательная его часть; с одной стороны — наиболее спортивная, а с другой — наиболее демократичная, наименее замкнутая рамками какого-либо одного государства, одного региона или даже континента.
Если взглянуть на историю парусного спорта, то отчетливо просматриваются основные тенденции, обеспечивающие олимпийскому направлению жизнеспособность и растущую популярность.
Во-первых, это монотипизация олимпийских классов. Все четыре класса первой Олимпийской регаты 1900 г. (в ней участвовало всего 10 судов!) были «формульными». Это значило, что победа зависела в большей степени от качества проекта яхты, чем от искусства экипажа. Формульные классы безраздельно властвовали в олимпийской программе до 1948 г. Сменили их классы-монотипы, что позволило в значительной мере уравнять шансы гонщиков на успех и сделать олимпийские регаты действительно международными и представительными.
Во-вторых, удешевление яхт. Современная серийная яхта олимпийского класса относительно недорога, хотя в конструкции ее воплощены многие достижения современной науки и техники.
В-третьих, уменьшение размерений яхт и площади парусности, приводящее к возрастанию доли «человеческого фактора» в итоговом успехе.
Все сказанное можно свести к одному емкому понятию: демократизация международного Парусного спорта.
Что может быть проще: доска и установленная на шарнире мачта с парусом! Появившийся несколько лет тому назад новый вид парусноёо Ьпррта — виндсерфинг (или как его теперь называет; «бордсэйлинг — плавание на досках) — мгновенно распространился и продолжает бурно развиваться на Всех Идти континентах. Если в 1977 г. по официальной статистике в мире насчитывалось 65 тыс. таких снарядов, то в 1979 г. число их подскочило до 200 тыс. «В 1984 г. нас будет не менее миллиона!» — с уверенностью заявляют члены комитета виндсерфинга, который потребовалось год назад срочно создать при IYRU.
Казалось бы, учитывая такую распространенность нового вида парусного спорта, надо немедленно включать виндсерфинг в программу олимпиад. Однако вопрос этот далеко не так прост.
Прежде всего надо договориться по поводу того, какой именно тип доски сделать олимпийским монотипом. Оставим в сторопе многомачтовые снаряды. Но и среди одиночек существует более десятка основных типов досок. Два из них — «Виндсерфер» и «Виндглидер» — уже получили в 1979 г. статус международных классов; на очереди третий, также уже достаточно популярный, особенно в Европе,— «Мистраль». Какой из них считать наиболее отвечающим олимпийскому духу и сложившимся традициям? По каким критериям проводить отбор? Однако и это еще не все. Существует от четырех до восьми весовых категорий участников. Зпачит, нужно в каждой из них разыгрывать свой комплект медалей? Плюс к тому — женские гонки проводятся отдельно...
Как известно, Международный олимпийский комитет (МОК) чрезвычайно неохотно идет на расширение олимпийской программы. Допустим, МОК «расщедрится»: добавит парусному спорту одну медаль. Какую же одну весовую категорию выбрать?
К слову сказать, когда вице-президент IYRU и представитель от парусного спорта в МОК П. Талберг (Финляндия) заявил, что, возможно, ради включенйя в олимпийскую программу виндсерфинга придется отказаться от одного из существующих классов — «Финна», например, это вызвало острую и, прямо скажем, отрицательную реакцию в зале заседаний. Сторонников у ныне здравствующих олимпийских классов оказалось больше, чем можно было предположить.
Существуют и другие проблемы, Которые Пока удерживают руководство парусного спорта от принятия решения по виндсерфингу. Например, проблема цены. Сегодняшняя цена «доски» примерно в шесть раз меньше самой дешевой пз олимпийских яхт — «Финна». Но вспомним, что произошло со швертботом «470». Как только это недорогое судно («470» был одним из самых дешевых классов в мире!) получило олимпийский статус, цена «семидесятки» немедленно удвоилась, а затем и утроилась. Та же судьба ожидает и любой класс «досок», как только он станет олимпийским. Будет ли это способствовать действительной демократизации парусного спорта?
Наконец, обратите внимание на географию виндсерфинга: он получает распространение прежде всего в теплых странах. Тренировка на «доске» при температуре воды, скажем, 10—12° — это уже не удовольствие, а тяжелое испытание, которое может обернуться серьезными простудными заболеваниями; необходима специальная дорогостоящая одежда.
«Виндсерфинг» — особая и специфичная область парусного спорта. Необходимы серьезный пересмотр существующих правил парусных соревнований применительно к Виндсерфингу, детальная разработка правил классификации, постройки и обмера. Только что народившийся комитет по виндсерфингу уже погрузился в море трудноразрешимых запутанных проблем — организационных, технических, финансовых.
Почему же IYRU — организация, в целом довольно консервативная, столь активно «заигрывает» с виндсерфистами? Секрет прост: на сегодня Парусный союз испытывает серьезные финансовые затруднения. Решительно отказать поклонникам виндсерфинга, значит потерять громадное количество потенциальных вкладчиков.
На торжественный обед, который руководство Парусного союза устроило в 1977 г. по случаю семидесятилетия IYRU, впервые за всю историю его существования была приглашена женщина — Мэри Пэра, технический директор Британского яхт-клуба крейсерских яхт. За этим незначительным на первый взгляд событием скрывается важный шаг: признание женского парусного спорта как особой сферы плавания под парусами.
В 1978 г. под эгидой IYRU был проведен первый чемпионат мира среди женщин. В ноябре того же года был сформирован специальный комитет, который возглавила Ф. Фоллебрехт — мать братьев-близнецов, успешно выступающих в классе «Летучий Голландец».
Второй Женский чемпионат, проходивший в сентябре 1979 г. в НЬю-Йорке, собрал представительниц 18 стран, которые выступали в классах «420» (24 экипажа) и «Лазер» (42 экипажа).
В настоящее время на Олимпиадах только два вида спорта — стрельба и парус — не Имеют отдельных разрядов для мужчин и женщин. Это серьезный аргумент В пользу включения женского парусного спорта в олимпийскую Программу. МОК, который в принципе настроен Положительно, в то же время указывает, что на сегодня парус среди женщин еще недостаточно популярен. Тем не менее, на ноябрьском заседании IYRU серьезно рассматривался вопрос о том, кто бы войти в МОК с предложением без увеличения числа олимпийских классов провести олимпийскую регату 1984 г. в классе «470» отдельно в двух разрядах: мужском и женском.
При обсуждении этого вопроса на Постоянном комитете Представитель Новой Зеландии М. Фостер выступил Против. Его довольно активно поддержали представители США, Канады и Англии. Когда после бурной трёхчасовой дискуссии комитет приступил к голосованию, большинством в один голос предложение о включении женщин в олимпийскую семью было отклонено. Еще одна актуальная проблема осталась нерешенной. Нетрудно предвидеть, что этот вопрос, безусловно, снова встанет на очередном заседании!