Во время Олимпийской регаты в Таллине — 26 июня, в конференцзале пресс-центра, состоялся Первый Олимпийский конгресс Международного парусного союза IYRU. Присутствовало 24 делегата от национальных федераций парусного спорта, 5 делегатов от ассоциаций олимпийских классов яхт, президент союза Д-р Беппе Кроче, вице-президенты Андрей Кислое и Петер Таллберг, а также представитель Международного олимпийского комитета — председатель Комитета программ МОК Арпад Чанади.
В центре обсуждаемых вопросов — будущее паруса на Олимпиадах.
В своем докладе Беппе Кроче рассмотрел основные проблемы развития олимпийского парусного спорта.
Первой из них является тенденция использовать Олимпийские игры в целях достижения каких-либо политических выгод. Спорт, Действительно, нуждается в помощи правительств и национальных олимпийских комитетов, которые финансируют его развитие и оказывают всяческую поддержку. Но нельзя допускать, чтобы некоторые деятели, учитывая огромную популярность олимпийского движения, пытались использовать его в политических целях. Кроче призвал оказывать сопротивление таким попыткам.
Вторая проблема не менее сложна. В некоторых странах проявляется тенденция исключать парусный спорт из программ участия национальных команд, в Олимпиадах. В состав IYRU входят сейчас около 80 стран, где парусный спорт достаточно популярен, однако в Олимпийских регатах никогда не участвовало более половины этих стран. Есть несколько больших держав, в которых парусный спорт развивается совершенно независимо от Олимпийских игр. Существует очень много менее богатых стран, в которых участие в Олимпиадах очень важно Для яхтсменов: только в этом случае развивающийся парусный спорт — яхтсмены и клубы — получают соответствующую поддержку правительств и НОК.
Чемпионаты мира с технической стороны, очевидно, более важны, чем Олимпийские регаты, однако нельзя забывать о престижности Олимпиад, об их международном значении и потому — о привлекательности блеска олимпийских медалей, особенно — для молодых людей. Если молодой человек выиграл медаль на Олимпиаде — это, действительно, мировая известность, это остается в памяти поклонников спорта во всем мире! Наконец, многие технические достижения в парусном спорте не были бы возможны, если бы не было Олимпийских регат (это, например, видеозапись старта и финиша, электронные табло, использование ЭВМ для подсчета результатов).
Итак, проблема — обеспечение достаточно широкого круга участников Олимпийских регат. В 1960 г. в Неаполе в регате XVII игр участвовало 46 стран — это был рекорд. Но ведь это означало, что даже в рекордной Олимпиаде принимали участие лишь 500 спортсменов! Мы должны пересмотреть процедуру отбора яхтсменов. Например, стоит, может быть, посылать не по одному экипажу в каждом классе от каждой страны, а по нескольку, если, конечно, все они показывают определенные достижения на международной сцене.
Важной проблемой Беппе Кроче назвал использование олимпийских гаваней и сооружений в дальнейшем для регулярного проведения международных соревнований. В частности, он призвал ассоциации классов проводить свои чемпионаты в Таллине.
Проведение Олимпиад — дорогостоящее дело,— сказал президент IYRU,— но духовный и материальный вклад, который олимпийское движение вносит в развитие спорта, совершенствование физической культуры человека, в дело упрочения мира и дружбы, оправдывает любые затраты. Дворец, построенный для яхтсменов в Таллине, безусловно, должен использоваться как можно чаще Для таких парусных форумов, как чемпионаты мира и Европы, большие международные регаты. В качестве отрицательных примеров, когда олимпийские парусные центры в дальнейшем по назначению не используются, можно назвать сооружения, возведенные в заливе Эносима и Киле.
Далее Кроче остановился на некоторых достижениях парусного союза в последние годы. Наиболее значительным из них он считает регулярное проведение юношеских чемпионатов мира для яхтсменов моложе 20 лет. Многих из их участников можно было уже встретить в Таллине среди сильнейших спортсменов мира! Сейчас Союз учредил чемпионат мира среди женщину. Видимо, не за горами время, когда женский парусный спорт тоже будет включен в программу Олимпиад.
МОК на своей сессии в Москве только что удовлетворил просьбу союза включить бордеэнлинг (доска под парусом) в программу Олимпийской регаты 1984 г. Таким образом, олимпийский парусный спорт все более становится спортом молодых.
Затем последовали выступления представителей классов, после чего д-р Арпад Чанади официально представил решение МОК относительно включения бордсэйлинга в качестве седьмого класса в программу Олимпийской регаты 1984 г., а также просьбу МОК к IYRU после XXIII игр исключить из Олимпийской программы какой-либо один — наименее популярный — класс яхт. Он сказал, что МОК в принципе ничего не имеет против того, чтобы и женщины принимали участие в Олимпийских регатах. Затем он коснулся развития парусного спорта в малых странах и попросил союз проследить, чтобы бордсэйлинг не использовался для торговой рекламы.
В выступлении, посвященном проблемам отбора олимпийцев, П. Таллберг отметил, что высокая стоимость подготовки яхтсменов удерживает многие НОК от посылки спортсменов на Олимпиады. Бывает и так, что некоторые команды оказываются не подготовленными соответственно тому уровню, который должен явиться минимумом. Он считает, что НОК должны отбирать спортсменов по результатам выступлений в национальных регатах, а не только на чемпионатах мира. Ассоциации классов должны содействовать более массовому участию спортсменов в Олимпийских регатах. Таллберг обратил внимание на скрытый профессионализм в парусном спорте и на то обстоятельство, что в прошлом выбор классов был неправильным.
Андрей Кислое остановился на опыте сотрудничества Оргкомитета «Олимпиада-80» и IYRIJ при подготовке регаты в Таллине.
Представитель Союза парусного спорта ГДР д-р Херберт Фехнер затронул проблемы организации Олимпийских игр.
Заместитель председателя Оргкомитета «Олимпиада-80» Арнольд Грен выступил с обобщающим сообщением о подготовке и проведении парусной регаты XXII Олимпийских игр.
О размахе работы и количестве привлекаемых к проведению регаты специалистов свидетельствуют, например, такие цифры.
Ежедневно вместе со спортсменами в море выходил вспомогательный флот, состоящий более чем из 200 единиц. В их числе были большие главные судейские катера, устанавливаемые на знаках трех дистанций, катера и мотолодки службы спасания и охраны, медицинской помощи, а также суда для гостей и журналистов.
В работе судейской коллегии (директор регаты — Николай Кююн; главный секретарь — Валентина Полякова) участвовало более 250 судей, представляющих все крупные центры парусного спорта Советского Союза. Гоночные комитеты на отдельных дистанциях возглавляли опытные судьи Владимир Буковский (Рига), Эдуард Стайсон (Ленинград) и Евгений Ганзуров (Таллин).
В составе международного жюри под председательством Линна Уоттерса (Канада) работали представители Мексики, Франции, Нидерландов, ВНР и Швеции. В состав мерительного комитета, руководимого Арветом Тетсманом, входили 43 человека.
Проведение в 1978—1979 гг. крупнейших международных Балтийских регат позволило заранее тщательно отработать организацию и взаимодействие всех двенадцати основных служб Олимпийской регаты.
Участники Конгресса выразили удовлетворение работой, проделанной оргкомитетом «Олимпиада-80», Спорткомитетом СССР, Федерацией парусного спорта СССР для привлечения возможно большего числа участников от развивающихся стран, для обеспечения равных условий спортивной борьбы всем участникам. Они приветствовали команды Болгарии, Зимбабве, Кубы, Румынии и Чехословакии, впервые выступившие на Олимпийской регате.
Конгресс выразил неудовлетворение тем, что только 25% стран — членов IYRU направили свои команды для участия в регате.
Конгресс рекомендовал Постоянному комитету союза на своем ноябрьском заседании утвердить в программе регаты XXIII Олимпиады все шесть ныне существующих Олимпийских классов яхт и добавить к ним соревнования в классе бордсэйлинг. Предложено утвердить положение» что город-устроитель должен снабжать всех участников Олимпийской регаты не только судами класса «Финн», но и судами класса «470».
Принята рекомендация о запрещении вносить изменения в правила постройки яхт и вводить новые материалы в течение четырех лет после того как новый класс включен в программу Олимпийской регаты. Внесено предложение раз в четыре года проводить чемпионат мира во всех олимпийских классах яхт в полном соответствии с Гоночной инструкцией Олимпийской парусной регаты.