Однако в том, кто может претендовать на ношение знака, мнения читателей расходятся. Вот что пишет, например, С. Г. Быков из Саратова: «Безусловно, такой знак нужен. Но нужен он именно для оценки больших заслуг капитанов». И далее: «Знак надо вручать за особые отличия, неоднократные победы в крейсерских гонках, совершение определенного числа дальних плаваний. Видимо, необходимо учитывать и деятельность яхтенных капитанов как наставников молодых яхтсменов, их роль в подготовке яхтенных рулевых, в развитии и популяризации парусного спорта».
Уважая точку зрения тов. Быкова, все же надо напомнить, что знак яхтенного капитана — не награда. Такой знак говорит лишь о достижении высокого уровня мастерства. В нашем случае — мастерства судовождения спортивных парусных судов, яхт.
Другие предложения содержатся в письме дальневосточных яхтсменов Е. И. Жуйова и В. Б. Манна: «Мы поддерживаем предложение об учреждении нагрудного знака яхтенного капитана, бесспорно, эта мера повысит авторитет звания яхтенного капитана — вашего звания спортивной парусной квалификации. Но нам кажется, что одной этой меры недостаточно. Сейчас наши яхты уже можно встретить в океане, условия плавания усложняются, квалификационные же требования к яхтенным капитанам ныне рассчитаны в основном на кратковременные прибрежные плавания. Поэтому реальные права (в том числе н на ношение нагрудного знака) и реальная ответственность, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания, Должны быть основаны на более серьезной теоретической и практической подготовке».
А вот что предлагает известный капитан из Николаева Б. С. Немиров: «Предложение о введении знака яхтенного капитана, по-моему, имеет серьезный смысл и назначение. Это будет стимулом для молодежи, стремящейся плавать. Мы, николаевцы, уже думали об этом. Но мы понимаем так, что этот знак должен быть знаком высшей квалификации его владельца — яхтенного капитана дальнего плавания. Это звание должно быть труднодоступным. Оно должно быть заработано и выстрадано трудными плаваниями, которые даром не даются».
Таким образом, Е. Жуков, В. Мани и Б. Немиров вполне резонно связывают учреждение знака яхтенного капитана с одновременным повышением уровня подготовки капитанов. Это соображение нельзя не признать обоснованным и весьма своевременным. К сожалению, они учитывают только морское плавание. А ведь у нас есть еще реки и озера, привлекающие значительное число яхтсменов речных яхт-клубов, имеющие просторы, сравнимые с морскими прибрежными районами! Их нельзя сбрасывать со счетов. Поэтому если совершенствовать систему подготовки капитанов (что, повторяем, необходимо), то нужно возродить и существовавшую до войны квалификацию яхтенного капитана речного плавании.
По поручению Приморской краевой федерации парусного спорта Е. Жуков и В. Манн разрабатывают проект нового Положения о квалификации капитанов, в котором предусматриваются программы для подготовки яхтенных капитанов (для плавания в малом каботаже в пределах одного моря) и яхтенных капитанов дальнего плавания (с неограниченным районом плавания). Если саратовские яхтсмены, имеющие большой опыт речного и смешанного плавания (представителем которых является С. Быков), возьмутся за разработку программы для подготовки яхтенных капитанов речного плавания, то можно говорить об общесоюзном квалификационном документе для всех яхтенных капитанов. Готовить их на современном уровне для плавания на всех бассейнах, имеющих свои особенности и условия, — большая задача для всех федераций парусного спорта нашей страны.
Что же касается нагрудного знака для яхтенных капитанов, то по нашему мнению, он должен быть единым, подобно знаку мастера спорта СССР, не зависящим от того, какой диплом имеет претендент на его ношение. Разными должны быть только критерии, на основании которых знак вручается. Главными из них обязательно должны быть плавательный ценз и безаварийное плавание. Перечень всех критериев необходимо приложить к тексту Положения о квалификации.
При разработке критериев не следует, наверно, приближать их к таким же, которые существуют в морском флоте для нагрудного знака капитана дальнего плавания. В парусном спорте речь идет не о профессиональном плавании, а о любительском, спортивном. Если у моряка транспортного флота дальние плавания прерываются только для очередного трудового отпуска, то у яхтсмена дело обстоит как раз наоборот. В дальнем плавании он может быть только в течение одного-двух месяцев в году, если не занимается парусным спортом профессионально, в качестве Инструктора или тренера. Достаточно жесткие требования должны это учитывать.
К сожалению, на выступление «Нужен нагрудный знак яхтенного капитана» не откликнулись те, от кого зависит судьба знака: Комитет по физической культуре и спорту СССР и Федерация парусного спорта СССР.
От редакции
Редакция сборника «Катера и яхты» надеется, что Спорткомитет СССР и Федерация парусного спорта СССР обязательно выскажутся по вопросам и проблемам, затронутым яхтсменами.